K.A.T.Y.A.  "Чем глубже ты в себя залез, тем больше людей это чувствует"

Украинская певица K.A.T.Y.A о романтике, искренних эмоциях и любимой музыке.

Украинская певица Катя Рогова несколько лет назад ярко дебютировала с несколькими синглами под именем Ия. Её редкой искренности поп-песни с воздушными и модно звучащими аранжировками цепляли на раз, а кто-то небезосновательно называл её "Дорном в юбке". Однако имя Ия исчезло так же внезапно, как и появилось. А некоторое время спустя те же люди запустили проект K.A.T.Y.A., в котором уже знакомые песни дополнились не менее интересными новинками. За последний год под этой вывеской вышли EP "Секреты" и долгожданный альбом "Кем была я". Звуки позвонили Кате в Киев и поговорили о романтике, искренних эмоциях и любимой музыке артистки. Интервью продолжает серию материалов "ЗВУКИ.UA", состоящую из бесед с самыми любопытными лицами новой украинской музыки.

Звуки: С чего вообще началось твоё увлечение музыкой?
Катя: Мы с мамой когда-то шли в садик и, как она мне рассказывала, по дороге обычно пели песни Валерия Леонтьева. В какой-то момент я ей сказала "Мама, не порть песню!" Отклонилась она немного от мелодии, хотя слух у неё есть. Мама подумала, что я как-то особенно чувствую музыку, и отвела меня в детский хор. За что я ей очень благодарна, потому что считаю, что это лучший хор в Украине. Мы победили на международном конкурсе в Ватикане, имели очень интересный репертуар, сочетавший классику и более современные композиции. И какое-то чувство гармонии, многоголосье, ритмика – я получила свой первый творческий багаж благодаря хору. Затем была музыкальная школа, потом училище...

Звуки: По классу?
Катя: Академический вокал. Скажем так, мне не хватило мощи голоса, чтобы озвучивать оперные залы, но обо мне говорили, что я певица камерная и интеллигентная, которая всегда выбирала для исполнения что-то этакое. Обычно берут для исполнения студентами то, что предлагается в программе, а мне всегда нравилось брать не заезженные произведения - Дебюсси, Чайковский, Орф. Параллельно с этим я всегда искала музыкантов - лет с 14 мне хотелось собрать группу, были у меня разные эксперименты, вначале я слушала поп-панк вроде Green Day, а потом я переключилась на альтернативу в духе Korn и (hed) P.E. Ещё был у меня период увлечения неоромантикой - даже одно из первых моих выступлений состоялось на вечеринке в честь Depeche Mode, кажется, я тогда пела "Somebody" Мартина Гора.

Звуки: Скрябiн ранний, видимо, тогда тоже должна была котировать.
Катя: Ты прямо в точку попал, мы фанатели по их первым альбомам, даже отправили Кузьме письмо. И он, что самое интересное, нам ответил. Тексты были очень крутые, я сопереживала прямо. Кроме того у них был недооценённый проект СпатанкаРостислав Домишевский, Шура Гера и Андрей Пидлужный из группы Нічлава, - настоящий украинский панк-рок, нецензурщина, очень здоровский альбом. Так вот, потом я познакомилась с Сергеем Мартыновым, участником довольно известной группы Димна Суміш, которая, правда, сейчас не выступает, так как вокалист живёт в Америке. Сначала с Сергеем мы начали делать инди-шансон под названием indie-ya. В инструментах были ситар и фисгармония, в то же время с электронными сэмплами и на французском языке. На нем и были написаны мои первые песни. После мне захотелось чего-то нового, попробовать себя в качестве композитора, сочиняющего песни на продажу. Это был для меня своеобразный вызов, я всегда до того момента держалась на грани, скажем так, непопсы. И тут решила приблизиться к форматному звучанию. Мы начали показывать эти песни продюсерам и артистам, но все говорили, что это очень здорово, но настолько авторское и личное, что исполнять это ты должна сама. Почему бы и нет? Так наш нынешний проект и родился. Сначала под названием Ия, потом мы разошлись с лейблом, поскольку у него были права на название и видеоклипы, мы всего этого осознанно лишились, благо, у нас остались песни. Так что под новым названием K.A.T.Y.A мы продолжили свой путь. И вот мы здесь.

Звуки: В студии вы работаете, получается, вдвоём?
Катя: Конечно, в каких-то треках нам помогали - скрипки, например, писал Артур Даниелян, с песней "Костёр" помог Олег Федосов, в общем, были какие-то точечные коллаборации. Но, в целом, EP "Секреты" и альбом "Кем была я?" это наша с Сергеем работа вдвоём.
Звуки: А живьём вы тоже вдвоём играете?
Катя: Нет, состав у нас сейчас немного поменялся. Серёжа по-прежнему будет помогать мне писать музыку, но вот на концертах будет гитарист Евгений Якшин, он же еще и талантливый художник, барабанщик Джамалы Женя Костиц, а также джазовый клавишник Олег Пашковский, мне его частенько приходится просить играть попроще (улыбается).

Звуки: Как проходила работа над материалом?
Катя: Сначала песня рождается из какой-то сочинённой гармонии, появляется мелодия, а потом текст. Дальше начинаются поиски того, какой должен быть грув, всё обрастает аранжировочными моментами... Интересно, что большинство песен было написано всего за полгода, как-то меня тогда прорвало. Песни готовились, сначала должны были появиться под прежним названием, но релиза всё не было. После началась стадия регулирования наших отношений с лейблом, на это отвлеклись, в итоге, с Enjoy Records мы всю эту историю подытожили, и вышли вот такие две пластинки. Сейчас уже начала работу над совсем новыми песнями.
Звуки: Вектор будет тот же или нечто совсем иное?
Катя: Думаю, что такой же, но кто его знает? Хочется, чтобы были отличия, может, какие-то новые приёмы... В любом случае, я же меняюсь, слушаю разную музыку.

Звуки: Что из современной поп-музыки вдохновляет?
Катя: Могу назвать в первую очередь Си Данкан (C Duncan). Классный парень с консерваторским образованием, который писал саундтреки, у которого родители классические музыканты, и вот он в современный звук вплетает какие-то барочные ходы.
Звуки: А из поп-музыки? Всё-таки, твоё творчество навевает об этом мысли...
Катя: Мне нравится группа Everything Everything, хотя это и не поп вовсе... Вообще, поп-музыка так эволюционировала, в ней теперь используются смещения, джазовые какие-то приёмы. Мне нравится, как поют Джесси Джей (Jessie J), Джеймс Блейк (James Blake), само собой, Томас Дюбдаль (Thomas Dybdahl). Переживаю куда делся Готье (Gotye). Стромай (Stromae) – отличный артист. Долго можно перечислять, музыки сейчас хватает.
Звуки: Вот именно, что её хватает, как же тогда быть услышанным?
Катя: Ну, на каждый фрукт есть свой овощ (улыбается).

Звуки: Проглядывал твои записи в ВК, было там такое пожелание самой себе на новый год "написать песню, которая снесет крышу всем романтикам". Есть пример подобной композиции?
Катя: Уже упомянутый Си Данкан, песня "He Believes in Miracles". Вот она прямо квинтэссенция весны, какого-то душевного порыва. Ещё мне нравится SOAK, молоденькая девочка. Она такое прямо эмо, но не в плане звука, а в плане подачи, текстов, видеоряда - всё прямо пропитано гиперчувствительностью, такой нежный цветок, который только открывает для себя сложный мир взрослых.
Звуки: Я, кстати, заметил, что "Кем была я" пластинка звучащая очень бодро и мажорно, в то время как тексты нередко пропитаны грустью.
Катя: В мире много неоднозначного, не всегда всё можно разделить на белое и чёрное, двойственность свойственна нашей жизни. Вроде всё хорошо, но где-то внутри понимаешь, что что-то не так. И наоборот, сквозь тяжкий груз и депрессии всё равно пробивается луч света и надежды.

Звуки: Ещё такая запись была: "Трепещу как школьница, когда вижу, что у людей в аудиозаписях моя песня". Тебя такие вещи, как уже вовсе не начинающего артиста, ещё впечатляют?
Катя: Артист я достаточно скромный. Хочется личностно подходить к своему слушателю. Поэтому мне всегда приятно, когда у человека, например, моя песня на будильнике или рингтоне, - если он хочет именно так начинать свой день, для меня, пожалуй, похвалы лучше и нет. Ещё мне льстит, когда мои песни нравятся детям. Они не зашоренные, у них свежее и непосредственное восприятие, это очень важно.
Звуки: А ты пыталась писать о каких-то общих вещах, "обо всём и ни о чём"?
Катя: Мне кажется, это не работает. Чем глубже ты в себя залез, тем больше людей это чувствует. Мне тяжело делать какие-то искусственные вещи, я стараюсь всё пропускать через себя. Тексты и правда преимущественно о любви. Кроме "Пусть не дрогнет твоя рука", она больше о любви к соотечественникам, мужественным и бесстрашным людям, написана в тяжелый для нашей страны период.
Звуки: То бишь, лирический герой на сто процентов совпадает с твоим я?
Катя: Да, я - романтик, чуть-чуть такой космонавт, люблю на чем-то таком залипнуть, живу между Киевским морем и лесом, природу обожаю... (улыбается)

Звуки: Что думаешь по поводу волны новой украинской музыки, частью которой ты, в том числе, являешься?
Катя: Безусловно, за последние пару лет у нас собрался такой букет достойных исполнителей, как будто какой-то занавес рухнул.
Звуки: Это как-то соотносится с происходившим в стране?
Катя: После любого кризиса наступает момент прогресса. Всё произошедшее послужило неслабой встряской всё-таки. На творческого человека это не может не повлиять, музыкант же ретранслятор настроений в обществе. Перед ликом смерти хочется жить. Возможно поэтому активизировались имевшиеся ресурсы, люди начали творить, и это прекрасно. Любовь и музыка дают силу и вдохновляют. Из новых исполнителей, который недавно заявили о себе, конечно, в первую очередь респект Onuka, прекрасный музыкант и вообще молодец с важной идеей - объединять национальные традиции и инструменты с современным звуком, причем интеллигентно и со вкусом, без "шароварщины". Джамала, конечно же, но это уже не новый артист, талантливейшая певица, идейный и энергичный человек. Вчера вот была на концерте The Erised, мне очень нравится манера пения вокалистки Сони, и звучание очень приятное и качественное. Ну и Иван Дорн, тут без комментариев.

Звуки: А ты же, кстати, играла в украинском туре Дорна с новым альбомом на разогреве, как прошли выступления?
Катя: Да, мы играли в Харькове и Днепропетровске, прошло всё хорошо. Конечно, я дико волновалась, но по итогам поняла, что мне вообще не сложно играть перед аудиторией в несколько тысяч человек, наоборот, даже комфортно. Появляется иллюзия, что все они пришли именно на тебя (смеётся).

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA": Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay | Джамала | The Maneken

04.03.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)