ДЖАМАЛА  "Только от нас зависит, какой вектор выберет наше поколение"

Джамала о звучании пластинки "Подих", отборе на Евровидение и "Пути домой".

Многим слушателям в России Джамала (в миру - Сусана Джамаладинова) стала известна после победы на конкурсе "Новая Волна-2009" - выпускница Симферопольского музыкального училища им. П. И. Чайковского по классу оперного вокала покорила зрителей конкурса силой и красотой своего голоса, проявив себя в полной мере как в энергичных поп-джазовых композициях, так и в соул-балладах. Последовавшие студийные работы "For Every Heart" и "All Or Nothing" детальнее раскрыли любовь певицы к этим жанрам, были полны богато аранжированными поп-песнями и, само собой, сильными вокальными партиями.
В 2014 году певица выпускает EP "Thank You", на котором отказывается от звука биг-бэндов в пользу минималистичной электроники. Вышедший в конце 2015 года лонгплей "Подих" поддержал эту линию, и как выяснилось, выбор был сделано верно: без этой пластинки не обошёлся ни один список лучших украинских альбомов года. Звуки созвонились с Джамалой незадолго до её впечатляющего выступления на конкурсном отборе участника Евровидения-2016 от Украины, мгновенного ставшего хитом просмотров в интернете, и поговорили обо всём упомянутом выше и кое-чем ещё. Интервью продолжает серию публикаций "ЗВУКИ.UA", состоящую из бесед с самыми интересными лицами новой украинской музыки.

Звуки: Как артист Джамала пришла к переменам в звучании, которые заметны по релизам "Thank You" и "Подих"?
Джамала: Можно говорить о переменах в саунде, о композиторском росте от пластинки к пластинке, тем не менее, очень важный момент, который я проношу через все свои работы – это определенно вокальная музыка. Как бы странно это ни звучало, мне нравится петь (смеётся). И мне нравится передавать все эмоции и содержание композиций ещё и голосом. Из этого желания и родилась "Заплуталась", когда вокруг одного слова "тебе" всё и строится, когда оно исполняется на разные лады. Мне кажется, в альбоме "All Or Nothing" уже появлялись такие песни, как "Why Is That?" и "I'm Like A Bird", которые подготавливают слушателя к звуку последних релизов. Чем это обусловлено? Мне хотелось, чтобы меня не только услышали, а расслышали, понимаете? В дебютнике "For Every Heart" я намеренно перегружала аранжировки, добивалась такого американского соул-звучания с насыщенными барабанами, узорной линией бас-гитары, сильными духовыми, и при этом я вся такая "ааааааааааа" (берёт высокую ноту) вся вверху... Меня называли местной Аретой Франклин - мне, конечно, было страшно приятно, но я понимала, что любима среди поколения своих родителей, но не могу достучаться до своих ровесников. Они привыкли, чтобы всё было достаточно понятно, свободно - так устроен сейчас мир, что на всё не хватает времени. Мы читаем книжки с гаджетов, пока едем в метро, музыку тоже скачиваем на ходу, если повезёт, то даже альбомами... Поэтому я и решила: пожалуй, возьму и освобожу для своего текста и голоса всю эту свою аранжировочную красоту. Оставлю барабаны, пэды, гармонические сложные истории, а все остальное заполню голосом. В песне "Ночь", которая написана на стихи Марины Цветаевой, у меня, например, аж 22 вокальные дорожки записаны. Они между собой сплетаются как узоры, при том, что в аранжировке ничего кроме драм-машины и каких-то штук, записанных на Novation, я не задействовала, всё достаточно минималистично. А в песне "Обещание" я вообще отказалась от инструментария - как сыграла на клавишах, так и записала. И песня действительно трогает слушателей, её и в "Голосе" исполняли, и на "Танцах" танцевали - пошла "в народ", в общем. А что для артиста может быть приятнее? На предыдущих альбомах иногда бывало, что я с моим академическим образованием мешала сама себе. Например, записывала симфонический оркестр в песню "Hurt", вот вы наверняка же её не слышали, а она во втором альбоме находится в достаточно жирном месте. Мне казалось, что "Вау, я сейчас запишу оркестр, и тут все скажут "Джамала - молодец!" А получается так, что ты пишешь минималистичную песню под рояль, и она производит в разы больший эффект, чем то, на что ты потратил целую кучу денег. Это для тебя важно, а для других и близко не сыграло такой роли. Так что я решила оставить всё то же, что было в первых альбомах - это мои истории, мои личные переживания, иначе же вообще нет смысла писать музыку, если ты это не пропустил через себя, если это не касается тебя персонально. Всё та же вокальная музыка с содержательными текстами, я просто умерила аранжировки, подошла к ним иначе.

Звуки: У песен на альбоме преимущественно невесёлый месседж, но аранжированы они так, что грустными назвать их не поворачивается язык. Как удаётся это сочетать?
Джамала: Это же известная история (улыбается): "Так грустно, что хочется танцевать". Когда я училась в консерватории, на государственном экзамене я исполняла партию Виолетты, героини оперы "Травиата" по книге Дюма "Дама с камелиями". В четвертом действии со словами "О, радость!" она падает замертво. Я пела этот спектакль три раза, и мне всячески хотелось показать её страдания, что вот она такая несчастная, но она такая же красивая - почему она умирает? Я никогда не забуду слова режиссера, которые проношу через своё творчество по сей день. Он мне сказал: "Понимаешь, все знают, что она больна туберкулёзом и скоро умрёт. Но если ты будешь с первого действия начинать умирать, то в конце четвертого все облегченно выдохнут "Фффух! Слава Богу!" А если ты до самой последней ноты и фразы будешь любить жизнь, пытаться зацепиться за неё всеми возможными методами, создать ощущение, что сейчас возьмёшь и изменишь эту оперу, то тогда зритель и правда воскликнет "Зачем, почему?". Ему станет жалко". И моя мама, пианист, которая знает это произведение, настолько мне поверила, что подбежала ко мне прямо на сцену после "смерти", и начала меня трясти. Я говорю "Мама, ты чего? Всё же хорошо!". Даже мама не выдержала, в общем. Поэтому, да, я пою грустные песни так, что мне хочется в них жить. Хочется, чтобы они были всё-таки с позитивным настроем. "Подих" альбом не грустный, но меланхоличный - в нём много личного, много одиночества, много переживаний… Но я не могу сказать, что послушаешь его и, как от некоторых песен Radiohead бывает, "ой, всё, я что-то слишком долго живу". Нужно что бы ни случилось оставлять в себе этот какой-то жизненный задор, стремление, иначе мы не сможем стать лучше и изменить этот мир. А что, почему бы и нет?

Звуки: В альбоме многие выделяют песню "Шлях додому", её даже отметил президент Украины, многие воспринимают её прямолинейно, как песню о Крыме, но это же не совсем так, верно?
Джамала: Правильно. Очень люблю эту песню, простите за нескромность, но я считаю, что это одна из лучших моих работ. Музыка написана мной, а слова в соавторстве с Викторией Платовой - это известная русская писательница, которую я обожаю. "Хоч важко буде йти крізь спогадів шалену втому", то есть, пусть сложно будет идти сквозь эти ужасные горестные воспоминания… Ведь у каждого человека даже за небольшую жизнь, себя я тоже считаю ещё в начале своего пути, все равно уже есть какой-то ряд воспоминаний, который он бы скинул с плеч. Что-то его всё время отягощает, он постоянно оборачивается назад, думает об этом, не умеет прощать себе какие-то ошибки… Это распространённая штука. Этой песней мне бы хотелось сказать, что важно найти свой путь, где ты бы был гармоничен сам с собой. Очень много людей ходят на работу, делают каждый день набор каких-то занятий, а в какой-то момент понимают, что они ужасно несчастливы. Даже вот мои подруги, которые заканчивали институты, успешно работали, получали хорошие зарплаты. Встречаемся как-то с ними вечером, я говорю: "А чего такие глаза грустные?". А она: "Я вижу, как ты горишь своей работой. Денег нет, но песню написала, класс, всё равно есть какой-то огонь. А я не горю. По-моему, хочу поступать в медицинский". Раз, и человек меняет всю свою судьбу. Всем тяжело, всем непросто! Абсолютно. Всем профессиям, каждому человеку в этом мире непросто жить. Нужно найти то, что, несмотря на сложности, держало бы тебя на этой Земле. И я не про семью с детьми сейчас говорю, персонально ты должен найти свой путь. Хочу отдельно сказать про только что вышедший клип, я его снимала в Грузии, очень получилась... классная работа (смеется). Снимала режиссер Аня Копылова, супруга, кстати, Андрея Хлывнюка. История, когда ты просто идёшь-идёшь-идёшь... И все ждут, куда же тебя приведёт эта дорога.

Звуки: Вы участвуете в отборе представителя Украины на Евровидение-2016, расскажите про песню и про то, чем нынешний отбор для вас отличается от предыдущего, имевшего место в 2011 году.
Джамала: Суть в том, что я очень не хотела идти на отбор, меня как-то сильно обидело это Евровидение, честно говоря. Осадочек остался. В прошлый раз я верила в песню "Smile" - она была настолько искренней в своём посыле человечеству "Чуваки, улыбайтесь, всё хорошо!" И сейчас когда мне пишут "Ой, Джамала, давай ещё что-то в таком духе", я говорю "Нет!". Уже не получится, к сожалению. Я даже сейчас практически её не исполняю на концертах, быстро её переросла. Мне бы очень хотелось, как я уже говорила, и писать музыку, и говорить о том, что я пережила, что пережили мои близкие, что переживает моё окружение и сверстники. И песня "1944" была написана ещё 1.5 года назад. Я вдохновилась на ее написание, когда моя прабабушка Назыл-хан - она, к сожалению, уже не с нами, - рассказывала, как пережила депортацию крымских татар в 1944 году. Как 18 мая её с 5 детьми из села Малореченское, где сейчас живут мои родители, погрузили в товарные вагоны и 3 недели везли в Среднюю Азию. По дороге один ребёнок, девочка, умер у неё на руках, она хотела её похоронить, но солдаты просто выбросили труп в окно. И таких историй очень много. Слава богу, она доехала, четыре сына были с ней, один из них - мой дедушка, которому сейчас 87 лет, слава Богу с ним всё хорошо, он живёт в Крыму. Но мне бы хотелось рассказать эту историю, чтобы... Чтобы такого не повторялось. Меня наверняка поймут все люди и поколения, чьи семьи пострадали от холокоста, репрессий, депортаций и прочих несправедливостей. Я знаю, что моему поколению сложно слышать все эти слова, хочется от этого абстрагироваться, в этом есть печаль, от которой хочется сразу же оттолкнуться. Но у этих людей, которые погибали в вагонах, нет ни памяти, ни могил, есть только мы, которые можем передавать такие истории из уст в уста. Писать песни, ставить спектакли, рисовать картины.

В первом отборочном полуфинале, который прошёл 6 февраля, Джамала заняла первое место в зрительском голосовании с огромным отрывом.

Звуки: Обычно в конкурсе принимают участие куда более легкомысленные композиции.
Джамала: Конечно, Украина всегда показывала всегда себя достаточно легкомысленно - все такие красотки, милые, so sweet, с юмором. Не было такой вот глубокой песни, которая бы показала, что есть у нас глубокий исторический бэкграунд. Да, он где-то трагичный, разный, но это интересно рассказать. Уточню, что эта песня была написана не для Евровидения, она не форматная. Вдохновлена музыкой Radiohead, Бэном Ховардом, больше такого британского влияния... Будет звучать очень нестандартно для конкурса. Но я знаю, что бывали случаи, когда подобные песни попадали в финал. На это я и ориентируюсь.

Звуки: Очень мало украинских артистов выступает сейчас в России, почти все не делают это по понятным причинам, однако, вот приезжает Дорн на Пикник Афиши, провокаций нет, в залах украинские флаги и все без зазрения совести танцуют под "Танец Пингвина" практически неизвестного в России Скрябiна и рады приезду музыканта. Как вы считаете, ездить с концертами в Россию для украинцев сейчас зазорно или нет?
Джамала: Я считаю, что это вообще личное дело артиста. Как он считает, так он и должен делать. Не вправе никого осуждать, дружу и с Дорном, и SunSay с Пятницей люблю, и всегда их поддерживаю и хожу на их концерты. Знаю, что они также гастролируют в России. То есть считаю, что есть у них позиция четкая, которая действительно объединяет всех слушателей, неважно, кто вы по национальности и гражданству. Собственно, и в "1944" есть такая фраза "We could built a future where people are free to live in love the happiest time" - "Мы можем построить будущее, где мы сможем свободно жить в любви и счастье”. И только от нас зависит, какой вектор выберет наше поколение, как точно мы сформулируем свою позицию, чтобы жить в свободной, счастливой, демократичной стране. Это касается в равной степени и России, и Украины, мне кажется. Тут важно понимать, что я сейчас, конечно, не езжу в Россию. Хотя у меня очень много российских поклонников, они мне постоянно пишут и приезжают на мои концерты - это супер, конечно. Помню, приезжали на презентацию в Киев аж из Петрозаводска, из Саратова... Это настолько трогает, прямо сжимается сердце от этого внимания и любви. И, пользуясь, случаем, хочу передать привет всем своим слушателям в России, которых очень люблю.

Звуки: Как вы думаете, подъем, который сейчас заметен в украинской музыке, - это следствие происходящего в стране последние годы?
Джамала: Подъем действительно есть, а вот что повлияло сказать сложно... Многих музыкантов, которые зазвучали только сейчас, я знала уже лет пять-шесть назад, а то и больше, Может просто настало их время - они же эти годы не просто сидели и ждали, пока что-то произойдёт в стране, и они выстрелят. Нет, они долго и упорно шли, копили информацию, музыку и тексты, и сейчас наконец-то стало получаться. А может и действительно совокупность происходящих у нас факторов, желание высказаться по-своему и спровоцировало эту новую музыкальную волну с новым звучанием.

Звуки: А может слушатели стали больше обращать внимания на молодых соотечественников?
Джамала: (Задумалась) Да нет! Как и раньше, есть города, которые собирают, а которые нет. Приезжаешь в город, хотел полный зал, но увы... Пока я не очень масштабно проехалась по стране с новой программой, были только концерты во Львове, Одессе и Киеве. Но, конечно, приятно, что и даже по этом небольшому сроку, пока альбом валяется в сети, поступают приятные отзывы и даже первые места в каких-то рейтингах и топах. Сейчас я уже в процессе написания следующей пластинки, Евровидение, честно говоря, для меня не главная цель. Поеду - отлично, а нет - так и ладно, жизнь продолжается. У меня в прошлом году, например, произошло какое-то безбашенное количество событий. Довелось спонтанно выступить с Мишелем Леграном (Michel Legrand), где я спела с ним уникальные песни, которые он исполнял с Барброй Стрейзанд (Barbara Streisand), и считал, что только она может круто их петь. В последний день мне позвонили и сказали, что Мишель ищет певицу. Я им - слушайте, это так ответственно, мне же не хватит времени. Но я всё равно успела и выступление прошло очень успешно. Потом ещё с ДахаБрахой мы сделали песню… Ну и альбом вышел - в общем, именно в творческом аспекте был очень насыщенный год, я рассказала далеко не обо всём, что происходило. При этом всём я иногда поражаюсь, что это всё случается одновременно. ДахаБраха - больше фольклорная история, Легран, равно как и выступления с профессиональными квартетами – джазовая, при всём при этом сама я делаю музыку на сегодняшний день скорее электронную... Всё такое разное, но каким-то образом сочетается - я люблю, знаете ли вот, утопать в куче дел, когда из всего этого только ручки твои торчат (смеется).

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA": Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay

07.02.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)