PIANOБОЙ  "Тишина очень нужна для психики музыканта. Я даже батарейки из всех часов в доме вынимаю"

Дмитрий Шуров о новом альбоме "Take Off", работе "на заказ" и о том, что будет твориться в музыке, пока не возникнет новый Бах.

Говоря о Дмитрие Шурове принято вспоминать его прежние регалии - клавишник "золотого" состава Океана Ельзи, движущая сила эстетского, простите за тавтологию, международного коллектива Esthetic Education, участник альбома и тура Земфиры "Спасибо". Также в активе у Дмитрия супергруппа Брюссель, где помимо него музицировали Сергей Бабкин и Святослав Вакарчук, саундтреки к театральным постановкам и фэшн-показам России и Украины. Однако сейчас главным проектом Шурова является собственная группа Pianoбой, с которой он недавно выпустил долгожданный третий студийный лонгплей "Take Off". В связи с выходом альбома мы связались с Дмитрием и расспросили его о пластинке, трибьюте Кузьме из группы Скрябiн и о работе "на заказ". Материал является продолжением серии "ЗВУКИ.UA", состоящей из бесед с самыми интересными лицами новой украинской музыки.

Звуки: Альбом "Не прекращай мечтать" по текстам был социально ориентированным, на "Take Off" вы от этого отошли. Это боязнь "пророчеств"? Или обсуждения социально-политической повестки дня сейчас Украине и так хватает?
Дмитрий: Я всегда пою примерно об одном и том же, просто форма донесения меняется. В песнях часто неосознанно выражается то, чего не хватает. Когда сочинялся "Не Прекращай Мечтать" всем было по барабану, что в стране происходит, поэтому рождались более острые песни с прямыми формулировками, хотелось рубить с плеча. Альбом на тот момент сильно контрастировал с общей музыкальной палитрой в стране. Сейчас всё слишком пропитано политикой, запутано, и у каждого столба есть своё мнение по этому поводу. Поэтому снова хочется петь о вечных ценностях, с позиции жизнеутверждения и созидания, потому что сидеть и плакать ещё никому не помогало. Новый альбом в плане эмоций сильнее, чем предыдущий - он начинается с любовной лирики военного времени и заканчивается футуристичным сюрреализмом. Его трудно впихнуть в какие-то стилистические рамки, потому что он родом из времени, когда зарождалась рок-музыка и группы могли позволить себе делать альбомы, состоящие из разных песен в стиле "Love Will Save The World".

Звуки: Насколько я понимаю, при записи было использовано много аналоговых и "олдскульных" инструментов - расскажете, что использовалось и где вы это богатство нашли?
Дмитрий: У меня собралась небольшая коллекция аналоговых инструментов и приборов, некоторые я купил за границей, а некоторые нашли меня здесь. Hammond M-100 1962 года выпуска сам приехал в Украину, запакованный в одежду second hand, - достался в наследство каким-то алкашам от заграничной тётки, - и я его купил. Винтажный английский tape-delay Copicat я купил в Лондоне, они выпускались в 60-е. Наш барабанщик Андрей Надольский играет на барабанах Ludwig, как у Ринго Старра (Ringo Starr). Всё это старьё не мешает нам создавать сейчас вполне актуальную музыку, просто эти инструменты звучат существенно лучше тех, что можно купить в магазине.

Звуки: Как и на прошлых пластинках, на "Take Off" нашлось место речитативу - это следствие любви к хип-хопу?
Дмитрий: Это, скорее, поиск оптимальной формы для самовыражения, я вообще не чувствую себя частью какого-то жанра или культуры. Просто иногда хочется всё выразить тремя словами, а иногда - поподробнее и пожёстче, тогда пишутся горы текста, к которому потом пишется музыка, в моём случае - не из сэмплов, а на живом пианино. Но я не считаю песню "Родина", например, хип-хопом, скорее, это эмоционально-музыкальный саспенс, как у Хичкока, под пианинные рифы.

Звуки: В пресс-релизе написано: "Десять новейших композиций, каждая из которых – песня-признание, откровенный диалог Шурова со своим слушателем". В таком случае, что за диалог идёт в последней песне "Silence"? (Композиция в чём-то сходна с "4'33" Джона Кейджа - прим. Звуков)
Дмитрий: Не знаю, кто писал этот пресс-релиз, но звучит красиво (улыбается). В песне "Silence" нет никакого концептуализма, это всего лишь предложение слушателю прислушаться к себе в безумном водовороте звуков и событий, которые его окружают. Я поймал себя на том, что уже давно почти музыку не слушаю, только создаю. А слушаю, в основном, тишину, даже батарейки из всех часов в доме вынимаю. Тишина, как точка отсчёта, очень нужна для психики музыканта, чтобы эта психика не стала психованной.

Звуки: До альбома у вас выходил сингл "Кохання". Что скажете тем, кто считает (и неоднократно об этом написал в комментариях), что та похожа на "I'm Not the Only One" Сэма Смита (Sam Smith)?
Дмитрий: Я спокойно отношусь к сравнениям, если людям это нужно - на здоровье. Мы расхлёбываем наследство из 50-ти лет поп-музыки, и сейчас всё на всё похоже. Так будет, пока не возникнет новый И.С. Бах и музыка не пойдёт принципиально новым путём.

Звуки: В мае 2015-го мне довелось быть на трибьюте Кузьме в киевском Дворце Спорта. Ваш кавер на "Шампанські очі" стал одним из самых проникновенных моментов концерта. Как вы выбрали такой неочевидный трек, при всем богатстве наследия группы Скрябiн?
Дмитрий: Песню мне показала подруга семьи Кузьмы - режиссёр Тоня Ноябрёва. Я люблю его ироничную, но очень искреннюю манеру, к тому же, я много слушал ранний Скрябiн в детстве. Сейчас мне не хватает Андрея Кузьменко, хотя мы не были близкими друзьями, и тоже самое могут сказать очень многие люди. На трибьюте это была самая неизвестная песня Кузьмы, и я думаю это круто, что люди её услышали и полюбили.

Звуки: Вы часто пишете музыку к спектаклям, кинофильмам, недавно вот для "Лиги Смеха" (запущенный в прошлом году украинский аналог КВН - прим.ред) песню сделали. Тяжело ли вам работать "на заказ"?
Дмитрий: Я практически не работаю на заказ, просто иногда погружаюсь в новый для себя контекст. Умные и опытные заказчики понимают, насколько важно довериться композитору и не детализировать ему задачу, а просто дать прочувствовать и написать. В театре Современник уже второй год идёт спектакль "Золушка" с моей музыкой и песнями. До этого я никогда не работал с театром, и процесс длился целый год. Но когда есть контакт с режиссёром и актёрами, даже самая изнурительная работа становится в кайф. Мне нравится писать саундтреки к фэшн-показам Алёны Ахмадуллиной, их уже почти двадцать, кажется. Она большая выдумщица и не устаёт удивлять людей. Я мечтаю написать музыку к большому фильму в жанре horror-fantasy.

Звуки: А на что вы в первую очередь обращаете внимание, когда работаете как продюсер?
Дмитрий: На то, насколько работа созвучна моим талантам. Стараюсь не браться за проекты, в которых мало понимаю. Люблю живые инструменты, оркестры и одарённых людей. Предпочитаю аналоговые устройства цифре.

Звуки: В интервью журналу "Сноб" в 2012 году вы сказали: "В нашей стране андеграунд радостно почил. У меня за прошедший год процентов 80 концертов произошли в России. Украины для меня, как концертной страны – не существует на карте. Ее нет. Какие-то концерты происходят, но это скорее для поднятия настроения". Сейчас же ситуация совершенно противоположная - в Украине новая сильная музыкальная волна, частью которой вы, в том числе, являетесь, много гастролей, а в России концертов нет, и это всё произошло за минимальный отрезок времени. Вы ещё допускаете вероятность проведения концертов в Москве?
Дмитрий: Да, всё действительно поменялось очень быстро и для музыкантов-космополитов это ужасно и противоречит самой профессии. Мы поставили на паузу концерты в России, когда между странами возникло большое напряжение и наши концерты там стали неуместны - было две отмены и много абсурда вокруг этого. Потом началась война, которая вообще обрушила концертный рынок, всем было не до концертов. Сейчас я сосредоточен на деятельности в Украине, потому что чувствую, что это важно, создаётся новое музыкальное лицо страны, новая аудитория. Но у музыки не должно быть границ, конечно. Рано или поздно случится оттепель и все будут всюду ездить. Потому что главный критерий в восприятии музыки, всё-таки, хорошая она или плохая, а не откуда она.

Звуки: Ну и, напоследок, что можете пожелать или посоветовать свои российским слушателям?
Дмитрий: Просто хочу сказать им: "Привет, надеюсь, у вас всё в порядке, до встречи".

Pianoбой: тур "Take off"
03 марта - Львов, Kino
04 марта - Черновцы, Dolce Club
10 марта - Киев, Atlas
11 марта - Кировоград, Provocateur
12 марта - Николаев, Del'Mar
17 марта - Харьков, Корова
18 марта - Сумы, Astoria
25 марта - Винница, Feride Plaza

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA": Вагоновожатые

29.01.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PIANOБОЙ - свежие публикации: