Если бы в современном мире музыкальные заслуги оценивались так же высоко как, скажем, политические, то тогда в аэропорту Шереметьево этого пожилого гражданина ФРГ надо было бы встречать на правительственной "Волге", с букетами и оркестром. Прекрасные девушки в национальных нарядах преподнесли бы заграничному гостю хлеб-соль, а специально приехавший министр культуры произнес бы речь примерно следующего содержания:
"Холгер Щукай (Holger Czukay) знаменит прежде всего участием в одной из самых важных немецких групп 20-ого века - CAN. Если бы не они, вряд ли электронная музыка, которую мы слушаем сегодня, была бы такой, как есть. А может быть, её не было бы вовсе"...
В далеком 66-ом тридцатилетний Щукай (в Германии его называют "Цукай", однако Холгер - поляк по происхождению, а в Польше сочетание cz читается как "ч") посещал в Кельне лекции модного авангардного композитора Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen). Там он и познакомился с Ирмином Шмидтом (Irmin Schmidt), закончившим консерваторию по классу фортепиано и работавшим в Театральной Школе города Бохума. Сам Щукай тоже имел богатый музыкальный опыт - с 1960-го он записывал собственные композиции, руководил джазовым ансамблем и преподавал "новую музыку". Вместе с фри-джазовым барабанщиком Яки Либецайтом (Jaki Liebezeit) и юным гитаристом Микаэлем Кароли (Michael Karoli), его учеником, Щукай и Шмидт решили организовать рок-группу - под впечатлением от прослушанных пластинок Mothers of Invention и Velvet Underground. Состав был укомплектован чернокожим вокалистом Малкольмом Муни (Malcolm Mooney), который и предложил назвать группу CAN.
То, что заиграл образовавшийся квинтет, было мало похоже на музыку большинства их коллег. Это были импровизации, в которых Либецайт и Щукай долбили удивительно монотонный ритм - без намека на виньетки и красивости, инопланетный Шмидт любил подержать несколько, а лучше одну ноту пять минут подряд, а Кароли то остервенело выколачивал из своей гитары гипнотизирующий ритм, то пускался в бесконечные соло. На этом фоне Муни шептал, стонал, пищал и выкрикивал малопонятные словосочетания.
Будучи фактически ди-джеем в современном понимании этого слова, Щукай -
естественно, без помощи компьютеров, вручную, - эдитировал записи многочасовых
концертных и студийных сэйшенов группы, делая из них законченные шедевры.
Классический пример раннего CAN - композиция "You Doo Right, сторона "B" первого
альбома группы Monster Movie, вышедшего в 1969 году. Песня длится 20
минут, и
на протяжении этого времени разрушает все рок-музыкальные каноны, заставляя
слушателя конвульсивно раскачиваться еще несколько дней по прослушивании,
бормоча себе под нос: "Doo Right.... You Doo Right.... Doo Right.... You Doo Right".
Чувствительный Малкольм Муни не выдержал интенсивности музицирования своих
немецких коллег. Пережив нервный срыв, он уехал домой в Штаты. Его место занял
Дамо Сузуки (Damo Suzuki) - певец еще более экзотичный и безумный,
подобранный Щукаем прямо на
улице.
Музыку CAN активно использовали в саундтреках к теле- и кинофильмам, а в 1972-ом их песня Spoon из детектива "Das Messer" даже попала в национальный хит-парад. На протяжении следующих лет музыканты продолжают с завидным упорством раздвигать привычные рамки своим космическим звуком, не всегда близким и доступным их современникам, но таким новаторским и актуальным много лет спустя. Записанные в то время альбомы Tago Mago, Ege Bamyasi, Future Days и Soon Over Babaluma слушаются на одном дыхании...
С середины семидесятых CAN начинают экспериментировать с многоканальной
записью. Музыка становится более сложной, в составе происходят изменения - к
группе присоединяются басист Роско (Rosko Gee) и пекуссионист Рибоп
(Reebop Kwaku Baah), только
что покинувшие группу Traffic. Щукаю приходится оставить бас - колеги
якобы не
удовлетворены его профессиональным уровнем. Он занимает место ответственного за
"специальные эффекты", и на альбоме 1977 года Saw Delight ограничивается
извлечением шумов из коротковолнового приемника.
А уже через год на пластинке Out of Reach имя Холгера Щукая в составе группы
CAN не фигурирует. Он возвращается к сольным экспериментам - и записывает свой
первый альбом за 10 лет - Movies (1979).
Уже только за участие в CAN Щукаю стоило бы при жизни воздвигнуть памятник. Но
наш герой неутомим, удивляя публику неожиданными поворотами с начала 80-ых и по
сей день. Один перечень имен музыкантов, с которыми он сотрудничал, впечатляет:
Jah Wobble, The Edge из U2, Eurythmics, экс-вокалист Japan
David Sylvian,
Brian Eno, японская певица Phew, пионеры Новой Немецкой Волны
Trio, Питер
Гэбриэл. Параллельно Щукай успевает создавать музыку для телепродукций и
видеоинсталляций, автором которых зачастую является сам, читать лекции и
гастролировать с разными составами. И, конечно, записывать сольные пластинки, на
которых он играет не только на басу, контрабасе и радиоприемнике, но и на
гитарах, клавишных и французком рожке, а также иногда поет и микширует
результаты.
Как и положено настоящему футуристу, Щукай не боится обгонять свое время. Не
все его проекты оправдывают ожидания меломанов, но каждый из них встречается с
неизменным интересом - что же в этот раз наворотил безумный профессор?..
Седовласый Холгер, которому в этом году исполняется 65, то неистово
аккомпонирует сэмплами завываниям своей подруги U-She, то пускается в
американский тур с Dr. Walker из группы Air Liquide.
15 мая в московском клубе Б2 Холгер Щукай представляет свою новую пластинку The New Millennium.
Послушать Щукая на Звуках:
Rome Remains Rome
Дата рождения:
24 марта 1938
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)