Holger Czukay спеллингует себя не через Ц, как думают про него западные немцы, и не через Ч, как полагают поляки. Он сообщает нам, что предки его родом с Украины, и фамилия его - Щукай. То есть Щукарь по-нашему, родственник шолоховского Деда Щукаря и звучного Деда Звукаря. Он родился 65 лет назад в Западном Берлине, и помнит, как через его город проходили советские войска, дававшие ему деньги. Он мечтал, чтобы они взяли его с собой в поход, но когда женщина-солдат подзуживала его ударить друга, он без колебаний "расстрелял" ее. А нынче он стоит за пультом и зажигает так, что нам остается только мечтательно вздыхать: "чтоб мы так тоже смогли в свои 65!" В преддверии московского концерта старого алхимика обидно небольшая группа журналистов собирается в гримерке, чтобы задать Холгеру пару-тройку вопросов.
Звуки.Ru: Хольгер, позвольте мне сказать, что мы горды тем, что
принимаем Вас в Москве. Что вы планируете играть сегодня? Будет ли это
программа с Вашего последнего диска The Millenium Show, или что-то другое?
Holger Czukay: - О, нет, к сожалению: ведь в Москву со мной не смогла
приехать U-She, с которой мы делали этот диск, поскольку она заболела.
Это очень меня печалит. Поэтому мне придется отказаться от нескольких вещей из
этой программы, хотя я буду использовать некоторые ее работы. Таким образом,
это будет некоторый микс самых разных моих вещей - начиная с 69-го года и по
сегодняшний день. Это не будет стройная программа. Я буду вести себя, скорее,
как dj, а не как музыкант - буду играть так, как диктует настроение.
Щукай всерьез полагает, что рекорд-компании состоят из мерзавцев и бандитов, и не желает иметь с ними никаких дел. Он не сомневается в том, что его собственный лейбл поможет в распространении его музыки больше, чем любая другая компания:
Holger Czukay: - Я считаю, что музыкальной индустрии предстоит остаться
в проигрыше: ведь техника шагнула так далеко вперед, что музыкантам совершенно
не обязательно иметь дело с лейблами, чтобы их музыку услышали. А фанатам проще
держать непосредственный контакт с музыкантами, и для этого лейблы тоже не
нужны. Я записал прекрасную пластинку с U-She, понес ее по рекорд-лейблам, и
никто из них - никто! - не заинтересовался. Я подумал: "Это - лучшее
доказательство, что не я должен приходить к ним, а они ко мне. Ошибка -
говорить кому-то "Я записал альбом, и вы можете купить его за углом". Надо
говорить: "Я записал альбом, и он вам не достанется ни в одном месте, кроме как
на моем сайте", к примеру. Интересно, что это имеет больше смысла, нежели
тратить кучу денег на промоушен и кучу сил на походы по лейблам. Ежедневно они
выпускают тонны CD, и на новые реагируют так (корчит уморительно брезгливую
мину): "Фу, очередной мусор!"
Я думаю, что у современной музыки в этих условиях есть два пути развития:
первый - download on demand, то есть возможность скачать музыку к себе на
компьютер или слушать ее у провайдера, а второй - презентация, когда слушатель получает настоящий подарок
от музыканта. Я не хочу идти по пути лейблов, которые делают музыку дешевой: я
предпочитаю сделать ее дорогой, но по-настоящему ценной для слушателя.
Звуки.Ru: Вы не работаете с лейблами - однако продолжаете ли Вы
работать с другими музыкантами? Интересно ли Вам это?
Holger Czukay: - Нет проблем! В настоящий момент я очень плотно работаю
с U-She. Я в полном восторге от нее - она умеет читать мои мысли, и с ней
вместе мы записали мой последний альбом. Это сама по себе интересная история: я
сидел себе в своей студии и просто упражнялся в освоении нового синтезатора,
подбирая разные звуки и мелодии. И тут она приходит и спрашивает: "Ты это
записал?" Я говорю: "Нет, а что?" Она говорит: "А можешь сейчас записать?" Я,
разумеется, взял и быстро записал. Она уходит, возвращается через некоторое
время - и приносит текст. Говорит: "Давай попробуем записать с текстом!" Итого
на создание и запись песни мы потратили 45 минут. Но еще месяц у нас ушел на
конечный вариант - и это была настоящая битва: "Холгер, мне не нравится твоя
гитара в этом месте!" - "А мне не нравится, как ты предлагаешь здесь вывести
голос!"
Что же касается других музыкантов... когда-нибудь я столкнусь с
необходимостью завести новый "живой" состав, полноценную группу, состоящую из
реальных "игроков". Однако со времен начала существования Интернета я пытался
создать группу, которая состояла бы из 10-20 музыкантов, и представляла собой
исключительно виртуальный состав. Некогда я встретил в Колони Дэймона Элбарна
из Blur, и он попросил у меня совета, что бы такого замутить. Я сказал:
"Если бы я был тобой, я бы сделал исключительно виртуальную группу, которой
вообще не существовало бы нигде, кроме как в воображении!" И вот проходит
год - и он создает Gorillaz!
Звуки.Ru: Записи Can во многом базируются на технологии звуковой редактуры, вокал там имеет опосредованное значение. А что вы скажете о творчестве U-She? Она ведь самостоятельный автор.
Holger Czukay: - Она вообще не создает "конечной" лирики. Это просто
перечисление тех вещей, которые ее интересуют и волнуют, фиксация: сижу с
друзьями, еду на машине... Это - образец принципиально нового мышления, new
Millenium, если вы понимаете, что я хочу сказать. Каковы приметы этого
Миллениума? Люди ведут себя свободнее. Мы - люди старого тысячелетия, и мы
склонны думать о прошлом и о будущем. Приметы нового тысячелетия - это всеобщее
ожидание первого клона. Это куски музыки, которые не имеют привязки ни к чему,
это другая психология. Представьте - вы приходите ко мне и говорите: "Холгер,
помнишь, мы с тобой вчера так славно поговорили за обедом?" А я вам: "Обед?
Какой обед? Вчера? Не знаю, не помню... Cо вчерашнего дня я встретил тысячи
людей, в точности похожих на вас, и я вас просто не помню!" Что бы вы сказали
на это?
Звуки.Ru - "Болезнь Альцгеймера"?
Holger Czukay: - Вот именно! А это значит, что людям хочется быть
узнанным, им хочется иметь имя, им хочется как-то выделиться. Пока еще.
Звуки.Ru: То есть Вы считаете, что уже имеет место новый тип мышления,
и что в таком типе мышления скрыто некоторое удовольствие?
Holger Czukay: - Да, это приятно, однако, с другой стороны, в той же
Германии множество родителей покинули своих детей - и этих детей ожидает
печальное будущее: ведь у них не было детства, и они не умеют мечтать.
Звуки.Ru - Не помню, какой классик сказал: "Тот, кто помнит прошлое,
владеет будущим"...
Holger Czukay: - Это был кто-то очень мудрый, я полагаю
Звуки.Ru: Слышала о ваших планах записать новый альбом с Доктором Уокером. А с Дамо Сузуки и другими
музыкантами CAN вы будете что-то выпускать, помимо архивных альбомов?
Holger Czukay: - Мы постоянно находимся в контакте с Дамо, и у него полно идей.
Сейчас он владеет собственным клубом, и он весь в этих проблемах, но... Это -
великий человек, и с ним потрясающе здорово сотрудничать. Ты никогда не сможешь
быть слишком сумасшедшим для него. А Дамо представляет собой воплощение идеи
свободной жизни. Это - типичный вневременной хиппи, несгибаемый, которого ничто
- ни семья, ни работа - не могут свернуть с его свободного пути. А Малькольм
Муни, напротив, всегда был артистом и обладал артистическим мышлением.
Замечательно, что мы начинали сотрудничать именно с ним: ведь если бы сначала
мы работали с Дамо, это не было бы так хорошо для Can... Художники - они
несколько более цельные люди.
Звуки.Ru: А почему, с вашей точки зрения, Дамо покинул Can?
Holger Czukay: - Он последовал своим представлениям о правильной жизни.
Он женился на девушке, которая прямо говорила: "Я намерена выйти замуж за
самого известного музыканта современности". Ну вот, он на ней и женился. И ему
больше не позволялось пить, когда он хотел, и не позволялось уезжать надолго на
гастроли, и у него появились дети и контракт с японским лейблом...
Звуки.Ru: Однако сам Дамо говорит, что ему не нравилось, что Can стал
популярной группой, журналы для тинейджеров стали интересоваться ей, и ему не
хотелось быть членом поп-группы... А вторая причина, которую он называл - что у
него было ощущение, что все самое лучшее он уже сделал.
Holger Czukay: - Не могу в это поверить. Ведь группа Can стала
популярной именно за счет пения Дамо! За счет его потрясающей
мелодичности, за счет его голоса!
Я не могу быть ни в чем уверенным, иногда я подумываю о возможности реюниона
группы. И, конечно, было бы интересно не просто играть старые песни, а сделать
новую программу. Когда я вернусь домой, я сделаю еще пару ремиксов для DVD... а
там посмотрим. Но мне думается, что, по большому счету, время Can уже ушло.
Звуки.Ru: Трудно ли Вам было начинать играть и записываться сольно?
Holger Czukay: - Это была необходимость - так что мне пришлось, вот и
все. Но у меня был прекрасный состав. Например, директор группы, которая позже
стала продюсером Мадонны.
Звуки.Ru - Ваши проекты - преимущественно электронные, вы осваивали электронику еще с "аналоговых" времен. Что вы
скажете по поводу современной электронной музыки? Интересно ли вам то, что в
ней происходит? Ваш опыт сэмплирования и лупов, использования нетрадиционных
инструментов и предметов при записи музыки достаточно обширен - не полагаете ли
Вы, что и в этой области все уже сказано?
Holger Czukay: - О, нет. Это наиболее важно для меня, и это очень
креативная среда. Дело в том, что когда я начинал играть в Can, я толком не
умел играть ни на одном живом инструменте. Я выбрал лупы и сэмплы, и играл
немного на гитаре, но без колебаний уступил ее коллеге, который играл лучше:
ведь гитара - это нечто, на чем следует уметь играть, потому что это слушают.
Но мне говорили: "Базис - это самая важная часть вашей музыки, то, из-за чего
вашу группу и слушают! Не заморачивайся на том, чтобы играть много - возьми
одну ноту и играй ее!" Вот так Can и стала такой "монотонной" группой.
Звуки.Ru: А что вы скажете по поводу сэмплов? Бытует мнение, что для
того, чтобы что-то сэмплировать, следует сначала это создать - а то, что делают
современные электронщики, - не более чем симбиоз с "настоящей" музыкой...
Holger Czukay: Сэмпл - это ни что иное, как фотография. У вас есть
весь мир, но вы смотрите в видоискатель и видите лишь какой-то кусочек
действительности. Маленький и незначительный. Но он может быть и началом, и
концом. В 1966-69 я делал лупы, просто разматывая ленту по комнате среди пивных
бутылок, резал ее на части и записывал заново... Сейчас все это гораздо проще,
конечно. Да здравствуют компьютеры!
Звуки.Ru: Если сэмплы - это фотографии, то что - живопись?
Holger Czukay: - Живопись - это что-то вроде композиции, что-то, к чему
требуется приложить руку. К примеру, многие профессиональные, хорошо
тренированные музыканты - такие, как джазовые музыканты - следуют за своими
руками. Руки их ведут. Но если у тебя нетренированное мышление, как у ребенка
(я отношусь к такому типу), ты относишься к этому совершенно иначе.
Я, к примеру, недавно
зашел в магазин музыкальных инструментов - и мне там понравился французский
рожок. Я тут же к нему потянулся: "Сколько стоит?" - и мне сказали: "Хольгер, ты
не можешь себе позволить это купить. Ты даже не знаешь, как на этом играть. Мы,
пожалуй, тебе его подарим!". И вот я прихожу в студию, беру этот рожок - и
пытаюсь играть на нем и записывать то, что получается. Я так и не научился на
нем играть. Но я играю, и люди будут совершенно точно над этим смеяться -
однако я знаю одно: нужно просто уметь вовремя остановиться.
Звуки.Ru - А зачем вы установили в свою студию веб-камеру?
Holger Czukay: - Мой американский приятель как-то сказал: "Хольгер, всем,
конечно, нравится видеть тебя на сцене, но людям интересно, что ты делаешь в
обычной обстановке: как ты играешь для себя, практикуешься, записываешься,
придумываешь музыку..." Поэтому я и поставил веб-камеру. Это довольно интересно,
и люди теперь могут общаться со мной таким вот способом. Кстати, там довольно
много посетителей из России.
Звуки.Ru: Ваш сайт - это рабочий инструмент, или, скорее, визитка?
Holger Czukay: - Он, конечно, мог быть и получше, но сейчас он вполне
ок. Там, между прочим, 96 фотографий.
Звуки.Ru - Вы общаетесь со своими посетителями?
Holger Czukay: - У меня очень специальные отношения с некоторыми из них,
и даже с одним человеком с Востока.
Звуки.Ru - Щукай - это же восточное имя?
Holger Czukay: - Украинское, если быть точным. Но мой дед, когда в
Германии царил фашизм, решил, что безопаснее будет доказать, что мы - истинные
арийцы, и нарисовал нам огромное фальшивое генеалогическое древо, гласящее, что
мы происходим от нормандцев и ведем свой род с 14 века. Оно было так прекрасно,
что никто даже не усомнился в том, что это подделка. Фамилия там была Щуринг -
датская. А когда я вырос, мама долго не желала мне об этом рассказывать... но
сестра таки рассказала, и я решил, что буду зваться Щукаем, потому что это имя
лучше отвечает моей внутренней сущности.
Звуки.Ru: Каково основное "послание" Ваших концертов?
Holger Czukay: - Enjoy!
Звуки.Ru: Вы не устали? Мы вас совсем замучали...
Holger Czukay: - Конечно, нет. Врать и играть музыку всегда приятно. Вам
надо помнить, что и то и другое я делаю с удовольствием - и никогда не говорю правды!
Дата рождения:
24 марта 1938
1835 – В Париже родился композитор Камиль Сен-Санс, первым поставивший на сцене оперу на библейский сюжет. Опера называлась "Самсон и Далила" »»
1940 – Родился Джон Леннон - британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Основатель и участник группы The Beatles »»
1940 – В 1940 году родился Джон Леннон - музыкант и автор песен, бессменный участник The Beatles. В этот же день 35 лет спустя на свет появился его сын Шон Оно Леннон, также впоследствии связавший свою жизнь с музыкой »»
1944 – Родился бас-гитарист Джон Алек Энтуисл. Он был единственным участником коллектива The Who, имевшим музыкальное образование. В свободное от концертов время Джон занимался коллекционированием бас-гитар, которых собралось у него более двухсот штук »»
1986 – В лондонском Королевском театре состоялась премьера мюзикла "Призрак оперы" »»
John LENNON (1940)
Peter TOSH (1944)
John ENTWISTLE (1944)
Jackson BROWNE (1948)
Витaлий ДУБИНИН (1958)
PJ HARVEY (1969)