В Москве и окрестностях похолодало. С севера на крыльях ледяного ветра приближается очередное музыкальное чудо из суровой Финляндии. Чудо, вовремя разорвавшее задубевшую на морозе оболочку породившего его чудища. Музыкальный коллектив по имени Amorphis.
Странное дело: то, что у первого поколения нынешних представителей
сверхтяжёлого металла было всего лишь неумением петь и играть, ныне стало
атрибутом стиля. Первые дэт-металлисты хрипели и рычали по причине тотального
отсутствия вокальных данных; ныне для неспособных рычать естественным порядком
выпускаются примочки, стягивающие вокал в субконтроктаву.
Дум - порождение дэт-металла: можно научиться со временем более задушевному
перебору струн, однако голосовые связки как были никакими, так и остаются.
Предельно неестественное сочетание филигранного, квазисимфонического
инструментала с вокальной партией погибающего в северных льдах детища д-ра
Франкенштейна неожиданно быстро стали расхожим штампом неоготического рока.
Некоторые решились на смены состава или на сессионное приглашение к работе
профессиональных оперных певиц, оттеняя их бесплотными сопрано собственные
людоедские хрипы. Сей принцип "красавицы и чудовища" также скоро был возведён в
ранг штампа.
К счастью, есть на свете творческие люди, не дающие новым стилям превратиться в
набор клишированных ходов. О них и пойдёт здесь речь.
Горячие финские парни, гитаристы Томи Кайасуори и Эса Холопайнен, начинали с сурового северного металла. Тотальной смены ориентации, у них правда, не произошло, однако уже второй альбом "Tales From The Thousand Lakes" (1994) знаменовал отход от дет-дума в неожиданную сторону: никаких псевдосимфонических пассажей и сочетаний утробного рыка белого медведя в тёплую погоду с бесплотным сопрано! Оба вокала - чистый и хриплый - были мужскими, в клавишном саунде доминировали минималистическое пианино и старый дребезжащий "Хаммонд", в гитарном - удачно ложащиеся на риффовую почесушку протяжные соло. в психоделическом стиле. Вступление к этой первой по настоящему прославившей Amorphis программе на концертах исполняли на синтезаторах в четыре руки клавишник Каспер Мортенсон и ударник Ян Рихтенберг. На закуску шоу публике, как правило, предлагалась абсурдная, околонемоляевская версия дорзовской "Light My Fire".
В дальнейшем (с приходом в группу постоянного клавишника Кима Ронтала
"чистого" вокалиста Паси Кошкинена и нового ударника Пека Касари)
группа еще больше углубилась в дебри так называемого стонуер-рока, переосмысляя
наследие Pink Floyd и Deep Purple. Апогеем было исполнение в
1997 году классической композиции Hawkwind "Levitation". Альбом "Elegy"
(1996) и EP "My Kantele" демонстрировали отказ от сложившихся в сверхтяжелом
металле 90-х штампов. Некоторые незнакомые с историей группы рецензенты даже
квалифицировали эти работы Amorphis, как арт-рок.
Недавний уход из коллектива Кима Ронтала и басиста Олли Пекка-Лане вовсе
не означает отказа от психоделии и возвращения к "похоронам в тундре при свете
чёрной луны". Последние альбомы Amorphis наподобие "Tuonela" (1998) - это
продолжение экспериментов со стилями и звучанием инструментов.
Московский концерт Amorphis состоится 14 декабря в ДК им Горбунова. Организатор
концерта - Roxx Music
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)