Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
junodream "Pools of Colour"
Одной из первых выдающихся пластинок 2024 года внезапно оказалась дебютная - и нет, это даже не The Last Dinner Party. Это первый альбом другой британской группы, еще не успевший заработать внятную прессу, зато удостоившийся вот такого, более-менее исчерпывающего вердикта от одного из пользователей сайта Album of the Year: "The sound of this makes you feel like you're drifting through space and I am massively fucking with it". "Pools of Colour" - изобилующий цепкими мелодиями и увесистыми хуками гибрид шугейза, пост-бритпопа и стадионного рока, в свои худшие моменты напоминающий Kodaline или The 1975, но в свои лучшие (которых гораздо больше) - Feeder образца "Pushing the Senses" или, к чему мелочиться, ранних Radiohead. Песня "Close Encounters" - такой беззастенчивый закос под "The Bends", каких не делали с начала нулевых.
Sleater-Kinney "Little Rope"
Одна из самых влиятельных групп 1990-х вернулась с 11-м - и четвертым после реюниона - альбомом, хотя были подозрения, что все закончится десятым. Пережив личную трагедию (мама и отчим гитаристки, певицы и звезды "Портландии" Кэрри Браунстин погибли в автокатастрофе), Кэрри и Корин Такер нашли в себе силы перегруппироваться еще раз - при участии орденоносного продюсера Джона Конглтона (St. Vincent, Эйнджел Олсен), участника Death Cab for Cutie Дейва Пеппера и новой барабанщицы Энджи Бойлан, полуофициальной сменщицы ушедшей из Sleater-Kinney Дженет Вайсс. Рефлексируя как о личном, так и об общественном (лид-сингл "Hell" - не столько о персональном аде, сколько о современной Америке), Sleater-Kinney записали свою самую напористую и сфокусированную пластинку со времен - как минимум - "No Cities to Love".
Green Day "Saviors"
Мягко говоря, другую версию панк-рока продолжает делегировать на первые места хит-парадов калифорнийское пауэр-трио Green Day, отмечающее в этом году юбилеи сразу двух своих важнейших пластинок, "Dookie" 1994 года и "American Idiot" 2004-го: оба альбома будут исполняться от первой до последней ноты по ходу массивного стадионного турне группы, с Rancid и (почему-то) The Smashing Pumpkins на разогреве. Критический консенсус гласит, что "Saviors" - лучшая запись Green Day за две декады, и хотя это скорее приговор предыдущим шести пластинкам, чем очевидный комплимент, спорить с ним не хочется: морально подготовившись к грядущим выборам президента США, Green Day атакуют целевую аудиторию то ревностными, то саморазоблачительными поп-панк-кричалками с красноречивыми заголовками вроде "Look Ma, No Brains!" или "The American Dream Is Killing Me". В альбомной концовке находится место паре баллад, но ничего уровня "Boulevard of Broken Dreams" или "Wake Me Up When September Ends" среди них, увы, нет.
Marika Hackman "Big Sigh"
Первый превосходный альбом года выпустила почти месяц назад Марика Хэкмен, окончательно ушедшая от инди-фолка своих ранних записей к экспансивному - но по-прежнему отчаянно интимному - инди-року о любви, сексе, волнениях и расставаниях со стилистической оглядкой на 1990-е (характерно, что сопродюсера Сэма Петтса-Дэвиса Марика делит с The Smile). Четвертая, не считая ковидной коллекции каверов, пластинка Хэкмен без промедления сообщает все самое важное: первые четыре песни обязаны с ходу угодить в плейлисты с ее essentials, а одна из них, "No Caffeine", покоряет не только мелодией и продакшном, но и полезными в практическом смысле советами о том, как справиться с приступом панической атаки. Да что там: на "Big Sigh" нет вообще ничего лишнего - даже инструментальные треки оказываются идеальными стартами для обеих сторон пластинки.
Gruff Rhys "Sadness Sets Me Free"
Замечательная валлийская группа Super Furry Animals, где когда-то начинал будущий актер Рис Иванс (Rhys Ifans), кажется, окончательно ушла на покой с появлением Das Koolies - недавно выпустившего дебютный альбом проекта, в котором заняты четыре из пяти участников канонического состава SFA. Это плохая новость, но есть и хорошая: у теперь уже, видимо, бывшего фронтмена группы Гриффа Риса вышла очередная сольная пластинка, и если не вдаваться в детали, ее самопровозглашенную "эйфорическую меланхолию" вполне можно было бы принять за альбом Super Furry Animals. А детали вкратце таковы: "Sadness Sets Me Free" Рис записал за три дня в Париже, в число его нынешних аккомпаниаторов входят экс-барабанщик The Flaming Lips и артистка, известная, как This Is the Kit, а среди вошедших в альбом десяти песен встречаются неброские шедевры - вроде озабоченной цайтгайстом "Cover Up the Cover Up" или изумительной чеймбер-поп-баллады "I Tendered My Resignation".
JB Dunckel "Paranormal Musicality"
После многих лет затишья группа Air этой зимой повсюду: с очередным переизданием своего главного альбома "Moon Safari", с европейским туром, по ходу которого двое из Версаля обещают впервые исполнять пластинку целиком, с превосходным DJ-миксом на Apple Music. И, несмотря на все это, участники дуэта по-прежнему активны врозь: Николя Годен (Nicolas Godin) выпустил один из лучших саундтреков прошлого года, а Жан-Бенуа Дюнкель, совсем недавно напомнивший о себе ветреным синглом "Summer Bip Bip", резко сменил регистр и дебютировал в дисциплине solo piano. Выбрав 18 любимых из почти 250 исполненных им за три года фортепианных импровизаций, Дюнкель не претендует на лавры нового Дебюсси (который упоминается в числе источников вдохновения "Paranormal Musicality", через запятую с Шопеном, Филипом Глассом и Максом Рихтером), но всегда отличавшее Air чутье на мелодии спорадически слышно и тут.
YĪN YĪN "Mount Matsu"
Пока Khruangbin готовятся закрепить свои позиции любимой группы крейтдиггеров всех возрастов выходящим в апреле новым альбомом и следующим за ним мировым турне, их все более многочисленные братья и сестры по разуму сражаются за соседние места на пьедестале. Базирующиеся в Голландии, но очарованные Востоком YĪN YĪN подают свою заявку на успех - и, как и к двум предыдущим пластинкам квартета, к ней стоит прислушаться. Традиционные для себя (и Khruangbin) источники вдохновения - тайский фанк, японский фолк, калифорнийский серф-рок и прочую тарантиновщину - YĪN YĪN приправляют щепоткой диско и - кое-где - вокальными партиями - по-прежнему не особо претендуя на оригинальность, но заметно прибавив в сочинительском и исполнительском мастерстве.
Fabiano de Nascimento & Sam Gendel "The Room"
Еще одна необязательно-фоновая, но довольно неотразимая при этом пластинка - коллаборация бразильского гитариста, успевшего поработать с Артуром Верукаи (Arthur Verocai), и американского саксофониста, известного сотрудничеством с Vampire Weekend и - по неподтвержденным данным - экспериментами в составе авангардного дуэта ClownC0re. Исходные данные делают неминуемой параллель с "Getz/Gilberto", и де Насименту с Генделом ее, в общем, не стесняются, но идут дальше очевидной аналогии - равновеликими усилиями сопрано-саксофона, способного прикинуться, например, флейтой, и акустической гитары, зачастую исполняющей роль перкуссии. Будь пластинка длиннее, все это, вероятно, могло бы наскучить, но ее 35-минутный хронометраж - то, что надо.
#rewind
Ben Lumsdaine "Murmuration Without End"
Обилие новой музыки чревато пробелами в ежемесячных топ-10, восполнению которых посвящен этот редкий, но меткий хэштег. За релизами чикагского лейбла International Anthem я привык следить с особым вниманием, но в декабре оно мне, по-видимому, изменило. Исправляюсь: альбом Бена Ламсдейна - еще одна скромная, но явная удача лейбла, чья специализация - импровизационная музыка на стыке джаза, эмбиента и неоклассики. "Murmuration With Out" - пятитрековая "коллекция ритмических занятий" в исполнении композитора и перкуссиониста, аккомпанировавшего Дюрану Джонсу (Durand Jones), Анне Баттерс (Anna Butterss) и много кому еще, а тут вдохновляющегося придуманными в западной Африке и популяризованными на Кубе барабанами бата. Увлекательная полиритмия, тревожные синтезаторы, проходящие тонким пунктиром духовые - как уже было сказано, релизы International Anthem пропускать нельзя.
Альбом месяца
The Smile "Wall of Eyes"
Если совсем вкратце, "Wall of Eyes" даже лучше дебютной пластинки The Smile - на минуточку, альбома года по версии "Прослушки": новая пластинка лучше передает концертную энергию группы, охотно приносящей радиохедовский перфекционизм в жертву свободе и радости открытий. Всего за пару лет The Smile доросли до фазы, в которой их новые приключения (как альянс мат-рока и моторика в "Under Our Pillows") звучат как продолжение старых (эхо "Thin Thing" с дебютного альбома). Но есть на "Wall of Eyes" и джемы иного толка (только прислушайтесь к ритмическому хулиганству, который учинил в "Read the Room" Том Скиннер), и странные оркестры (вероятная идея Джонни Гринвуда, мастерское исполнение London Contemporary Orchestra), и прог-роковый шедевр "Bending Hectic" - еще одна написанная Томом Йорком (Thom Yorke) великая фантазия на тему автокатастрофы - и пока что лучший ответ на вопрос, зачем ему и Гринвуду еще одна группа. [подробности - в рецензии Звуков]
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1966 – Родился Сергей Трофимов, автор-исполнитель песен, музыкант, поэт, Заслуженный артист РФ. В феврале 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ »»
Ralph SUTTON (1922)
Larry BUNKER (1928)
Delbert MCCLINTON (1940)
Bobby KING (1943)
Jeff LORBER (1952)
Jordan RUDESS (1956)
Troy MCLAWHORN (1968)
PUFF DADDY (1969)