Скажем прямо, было чего опасаться. Все эти разговоры
о богоизбранности, о шакти и Космической Матери, которые вела со мной Нина
Хаген (Nina Hagen) за неделю до своего визита в Москву, внушали
справедливое опасение, что на концерте нас, бедных, ничего, кроме "харе Кришна,
харе Рама" не ожидает.
Самое интересное - что так оно и оказалось.
Эта чудовищная женщина приковывает взгляды мгновенно.
Едва появилась на публике - начинает корчить рожи, экзальтированно взмахивать
руками и хохотать.
Захлебываясь словами, на разные голоса проклинает
Буша, взывает к совести Шредера и рассказывает о том,
как два года назад она была на Украине и играла там Бабу Ягу в фильме про
Василису. Делится личными переживаниями: ее нынешнему бой-френду - 25 лет, она
счастлива, ее дети - самые лучшие дети в мире. Создается впечатление, что перед
нами - несколько женщин, старушек и девочек, живущих в одной телесной оболочке.
В средние века к Нине обязательно вызвали бы экзорциста.
Концерт начался с коньяка и запаха благовоний. Пятьсот избранных
рассредоточились по Б2, поздравляя хозяев заведения с днем его Рождения и удачным
выбором музыки. В зале были замечены Кирилл Немоляев (поведавший мне о
том, что Нина - одна из трех музыкантов, которые способствовали немоялевскому
становлению как музыканта), Найк Борзов, пара-тройка маститых деятелей
шоу-бизнеса и другие не желающие быть солидными граждане.
После
мощного вступления Нина появилась на сцене в коротеньком черном
платье и лосинах -
и тут же начала выделывать нечто среднее между движениями из ритуальных танцев и
жестами поломанной механической куклы. Все это происходило под ломовое
сопровождение ритм-секции. Мощный саунд, грамотно выстроенная стена звука...
Ну, слава
богу,- это прежняя, привычная Нина - насколько Нина вообще может быть прежней и привычной.
Концерт начинается с грозной "The Return of the Mother". Наше все - с нами.
Нина стремительно перемещается по сцене, она говорит не только разными
голосами, но и на разных языках. Мешая русский, английский и немецкий, она
приветствует публику:
- Это моя первая песнья... первый звук! I think we'd better say it in
english... I say... we are free!
Free from hate
Free from hunger,
Free from war!
And every moment is a part of eternity!..
А дальше она толкает пламенную речь о том, что все мы - общество, и все мы - в
ответе, и что Штаты обязаны прекратить свои преступления против человечества.
И смотрит в толпу таким взглядом, каким смотрит мама, когда заставляет есть
кашу. И мы смотрим на нее, как на маму: с таким же ужасом и обожанием.
А музыка... музыка, дорогие мои, осталась неизменной. В ней по-прежнему есть та
грешная первородная энергия, которая волочет тебя, словно бурный поток, и
остановиться невозможно. И голос. Голос у Нины - ого-го! Исполнив
пару вещей с Nina Hagen, обильно пересыпая их шутками-прибаутками на смеси
языков и зычными "Харе-харе-харе-Кришна", Нина объявляет: "А сейчас -
russian reggae!". И урезает на мотив "Катюши":
Анья и Татьяна,
Ольга и Марына,
Alle russian women
Alle аллелуйя!...
После этого "именного" вступления следует "Харе, харе, russian women! Харе, харе,
аллилуйя!". В какой-то момент в рефрен вплетается с мастерски снятой
шаляпинской интонацией "Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще
раз!". Ошалевшая публика не верит своим ушам.
Рассказали бы мне - я бы точно не поверила.
Со словами "And now I have to go pi-pi" Нина берет гитару. Теперь
инициатива - полностью в ее руках. Она задает темп (чувствуется, что
произвольно) и подгоняет музыкантов, которым и раньше-то нелегко приходилось.
Надо сказать, сопровождающий состав у Нины - совершенно ломовой. Ее выкрутасы
на сцене мужики воспринимают, не дрогнув ни единым мускулом. Когда Нина берется
солировать, она может сбиться с ритма или полностью изменить рисунок игры - и
они молниеносно подстраиваются, попутно вклинив в ходе игры какой-нибудь
хулиганский запил и сделав вид, что, в общем-то, так оно и было предусмотрено с
самого начала. При этом состав абсолютно не чурается модных новшеств: активно
использует скрэтчи и обыгрывает Нинин голосище разными "шпильками".
Звучат "Om Namah Shivay", "Freiheitslied", "African Reggae" и
"Revolution Ballroom", перемежаемые уже привычным (и когда это мы успели
к этому
привыкнуть?) "ом мани падме хум" и лозунгами типа "I
want to be united - not devided!". Толпа в движении, ладони отбиты, глотка
сорвана. Стили и голоса меняются со скоростью масок. Где же, где же ты, Нина?
Кто из этих женщин - ты?
Быть может, ты - женщина-рэп? Женщина - йодль? Женщина - ска? Женщина - раста?
Женщина - Шива? Многорукая, многоголосая, моголикая Нина, от которой кружится
голова и восторг не дает дышать?
Даже самые простые вещи она умудряется обыграть:
подарили ей цветы, начинает
петь, вращая глазами: "Flower Power! Power Flower!" Даже самые
незатейливые песни умудряется пропеть со значением. Ну
вот, скажите, как можно серьезно слушать такой текст:
"I am just an easy friend,
One who can comprehend,
One who can not pretend,
And I'm reincarnated"...
Однако мы не только слушаем, но и подпеваем. И когда звучит "Nina for
President", мы действительно готовы попросить мистера Путина и герра
Шредера уступить место этой энергичной дамочке сорока семи лет, у которой дочку
зовут Космо Шива, и которая считает, что неважно, где мы находимся физически,
потому что на время ее концерта все мы находимся в Индии...
Хотя бы ради Индии - уступите ей место, господа президенты.
Концерт продолжается уже полтора часа. Звучат "Zero
Zero U.F.O", "Tiere",
балладка неизвестного происхождения с припевом "Young people, young people,
we gonna save the children, we gonna save the children..."...
Но зал не утихает. Вот на бис пошла харрисоновская "My Sweet Lord", вот
уже и два часа пролетели... и Нину снова вызывают на бис... удивительное дело,
но она совершенно не выглядит уставшей, хотя ее музыкантов уже можно выносить
со сцены вперед ногами...
А напоследок Нина исполняет ту самую "Катюшу" вперемежку
с "Дубинушкой". Песня
длится точно семь минут. У музыкантов и зрителей в глазах - восторг и преклонение.
По дороге домой я задавалась вопросом: если мы так измотались, просто слушая
этот концерт, то откуда
в этой женщине берется столько энергии, чтобы два часа без остановки петь,
скандировать и
скакать по сцене? Неужто и
в самом деле ей помогают Шива и Рама?...
Миссионеров в современном мире хорошо готовить в рок-клубах: такие примеры
убеждают.
А что вы думаете по этому поводу?..
На многих артистов публика и критика навешивают незаслуженные ярлыки, но эта женщина побила все рекорды. Монументальная Нина Хаген за всю свою долгую музыкальную карьеру удостоилась лишь одного верного определения: она - мать всей экстремальной сцены Германии...
Дата рождения:
11 марта 1955
Подробности из жизни:
Очень многие ярлыки и стилистические определения на музыкантов навешиваются по соображениям, далёким от сугубо музыкальных. Года три назад, помнится, немцев из Rammstein называли индустриальщиками - сейчас, на волне возрождения хэви-метал, их столь же легко записывают в металлисты. А о том, что в их
работах независимо от всяких выкрутасов моды всегда органично сочеталось и то,
и другое, - стараются и не думать.
Порою кажется, что германская певица Нина Хаген, родившаяся 11 марта 1955
года, была причислена к панк-братии после полуминутного
просмотра каким-то верхоглядом случайной концертной съёмки. Сделать строго
определённые выводы при виде облачённой в художественную рванину дамы с боевой
раскраской на лице, помойкой на башке и детскими пустышками в ушах (вместо
клипс) - легко. Как и вспомнить об истории диссидентского бегства "этой
полоумной" из Восточного Берлина в Западный. На музыку и на тот факт, что эта
женщина вынесла свой родной язык на мировую рок-сцену задолго до…
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)