Nina HAGEN  Дикая бабушка спасает мир

Бабушки бывают разные. Чаще всего встречается "бабушка домашняя" - маленькая, кругленькая, в очках и с вязанием. "Бабушка дикая" - разновидность более редкая, и, как следствие, оказывающая куда больше влияние на ход истории и развитие общества. Дикая бабушка до последнего вздоха занимается йогой, пикетирует экологически неблагополучные предприятия и поет забойный рок. Самая известная из таких вот старушенций - неистовая немецкая рокерша Нина Хаген, на концерте которой москвичи имели честь побывать 21 октября сего года...

Бабушки бывают разные. Чаще всего встречается "бабушка домашняя" - маленькая, кругленькая, в очках и с вязанием. "Бабушка дикая" - разновидность более редкая, и, как следствие, оказывающая куда больше влияние на ход истории и развитие общества. Дикая бабушка до последнего вздоха занимается йогой, пикетирует экологически неблагополучные предприятия и поет забойный рок. Самая известная из таких вот старушенций - неистовая немецкая рокерша Нина Хаген (Nina Hagen), на концерте которой москвичи имели честь побывать 21 октября сего года.

К 21-00, указанным в афишах и билетах в качестве времени начала концерта, зал "Б1", заполненный едва ли на четверть, производил довольно жалкое впечатление. Однако еще через полчаса оказался забит если не под завязку, то довольно плотно. Наша публика уже приучилась массово опаздывать к началу концертов. Ибо большая их часть мало того, что вовремя не начинается, так еще и открывается квазимузыкальным лепетом каких-нибудь "юных дарований", как правило не заявленных в афише, да и вообще, попадающих в программу по большому блату.

В этот раз, впрочем, подобных глупостей не наблюдалось. Весь разогрев состоял из средней руки диджея, который битый час впаривал постепенно собирающейся в партере публике средней руки немецкий синти-поп. Теперь я понял, зачем записывают все эти заведомо безмазовые песни - для того, чтобы со скучающим видом крутить их перед началом концертов, прогревая порталы. Решительно непонятно, зачем парню понадобился пульт с кучей проводов - хватило бы и лэптопа с заранее составленным плейлистом и включенной у проигрывателя опцией "crossfade". Желающие потанцевать наблюдались лишь один раз - когда вдруг зазвучала песня Falco "Der Komissar".

Но вот пульт убрали, свет притушили, а на сцену вышла праматерь шок-рока. Годы не властны над фрау Хаген - сейчас она выглядит едва ли не моложе, чем в 1978 году. К ее нарядам, прическам и мейкапу, способным убить наповал и гота, и эмо-панка, мы, впрочем, уже привыкли. Непривычным было то, что певица вышла на сцену с акустической гитарой. И уж совсем добили аудиторию первые слова, произнесенные ей в микрофон на чистом русском языке:

- Отче наш! Молитва!

Открыл программу вечера некий евангельский гимн, исполненный Ниной под собственный аккомпанемент. Гриф гитары был пережат каподастром где-то посередине - едва оставалось место, чтобы брать аккорды. Постепенно на сцене материализовались и музыканты сопровождения. Концерт начался.

Когда речь идет о выступлениях этой взбалмошной особы - ожидать чего-либо хорошо известного нет абсолютни никакого резона. Зато сюрпризы валятся на публику, как из дырявого мешка. Ни старых арт-панковских закидонов вроде "TV-Clotzer", ни относительно современной индустриальщины типа "Return Of The Mother" в программе не оказалoсь. Хотя с энтузиазмом присутствовали "Atomic Flesh Deluxe" с индийскими мантрами и проклятьями в адрес Вавилона, "Russian Reggae", плавно переходящая то в "Калинку", то в "Дубинушку", и конечно же, гимноподобный "Berlin". Но кто бы мог подумать, что тетка доберется до "Papa Was A Rolling Stone" The Temptations или "Riders On The Storm" The Doors? Самым же эффектным номером программы стало исполнение всенародно любимой "латины" "Hasta Siempre Comandante Che Guevarra". Причем на головах у всех музыкантах в этот момент красовались камуфляжные каскетки с портретом означенного команданте.

Видеть Нину в деле - одно удовольствие. Потрясающие, хотя и порой вызывающе абсурдные, пластика и мимика, дикая первобытная энергия, глубочайшее эстрадное контральто, которое она в любой момент может форсировать в сверхзвуковой визг или в зловещее мультяшное бормотание. Если, к примеру, Элису Куперу (Alice Cooper) для его перформансов нужны шпаги и хлысты, то фрау Хаген может просто высморкаться, и это будет выглядеть крайне артистично. Пару раз частью сценического шоу становились и вручаемые певице букеты цветов.

Предваряя рэповую "Was Es Ist", Нина отхлебнула из стаканчика какой-то подозрительной субстанции, а на интерес первых рядов отреагировала так: "Это что? Это - все!" Гитарист цинично играл в проигрышах рифф из "роллинговской" "Miss You". Насчет самой же фрау Хаген до сих пор имеются некоторые сомнения: на полном ли серьезе она пудрит мозги благодарной публике? или же действительно верит во все свои абсурдные перформансы как в средство для спасения мира?

Все вокальные спецэффекты, памятные нам по альбомам, воспроизводились певицей в реальном времени при посредстве персонального педального ревербератора. Покидая сцену в первый раз за вечер, Нина страстно чмокнула микрофон, надавила на педальку и упорхнула за сцену - а по залу все гуляло эхо ее поцелуя. В промежутках между песнями дикая бабушка много и охотно общалась с аудиторией. Правда уследить за ходом ее мыслей было затруднительно по причине использования дикой мешанины из немецких, русских и английских слов.

"My Way" в исполнении Нины так и осталась залихватским рок-н-роллом. А вот "Ave Maria" исполнилась практически джазовой элегантности, что, впрочем, с учетом современных увлечений певицы, не слишком удивительно. В последний же из двух выходов на бис прозвучала сразившая всех, кто еще оставался не сражен, "We Are The World" авторства Лайонела Ричи (Lionel Richie) и Майкла Джексона (Michael Jackson). "For brother Michael, who's in Heaven now..." - как прокомментировала это непосредственно фрау Хаген.

Эта женщина некогда сыграла роль колдуньи в комедии ужасов "7 Zwerge". Но, как мне сейчас представляется, всегда была самой настоящей ведьмой. И продолжает оставаться ей по сей день.

23.10.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Nina HAGEN - свежие публикации:

  • Анонс - Безумная мама возвращается!, 26.08.2009
    Поклонники привыкли ожидать от этой взбалмошной особы чего угодно - но только не песен без единой фиги в кармане. Так неужели Нина Хаген, первая леди панка и бабушка шок-рока, на старости лет вдруг решила отправиться по той же дорожке, что "рокеры в смокингах" Род Стюарт и Брайан Ферри? Или это все же очередная шутка? Возможно, мы узнаем это на грядущем московском концерте певицы »»
  • Интервью - Нина Хаген: "Я - прекрасный человек с кучей работы", 30.03.2009
    Близится концерт Нины Хаген в Москве. Лишенные интернета (а значит, и возможности прочесть этот текст) "настоящие панки" придут отдать дань уважения гению Матери-Героини. В преддверии визита Нины Звуки попытались выяснить у нее, что же они увидят и услышат 14 октября »»
  • Анонс - Пятый элемент, 30.03.2009
    14 октября великолепная Нина Хаген даст первый и единственный концерт в Москве. Лишь 500 человек получат возможность увидеть и услышать это действо »»

Nina HAGEN

На многих артистов публика и критика навешивают незаслуженные ярлыки, но эта женщина побила все рекорды. Монументальная Нина Хаген за всю свою долгую музыкальную карьеру удостоилась лишь одного верного определения: она - мать всей экстремальной сцены Германии...

Дата рождения:

11 марта 1955

Подробности из жизни:

Очень многие ярлыки и стилистические определения на музыкантов навешиваются по соображениям, далёким от сугубо музыкальных. Года три назад, помнится, немцев из Rammstein называли индустриальщиками - сейчас, на волне возрождения хэви-метал, их столь же легко записывают в металлисты. А о том, что в их
работах независимо от всяких выкрутасов моды всегда органично сочеталось и то,
и другое, - стараются и не думать.
Порою кажется, что германская певица Нина Хаген, родившаяся 11 марта 1955
года, была причислена к панк-братии после полуминутного
просмотра каким-то верхоглядом случайной концертной съёмки. Сделать строго
определённые выводы при виде облачённой в художественную рванину дамы с боевой
раскраской на лице, помойкой на башке и детскими пустышками в ушах (вместо
клипс) - легко. Как и вспомнить об истории диссидентского бегства "этой
полоумной" из Восточного Берлина в Западный. На музыку и на тот факт, что эта
женщина вынесла свой родной язык на мировую рок-сцену задолго до…

Далее... →