МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Koreless, Darkside, Derek Carr, Cult48 и другие электронные новинки июля

Koreless "Agor" (Young)

Льюис Робертс (Lewis Roberts) принадлежит к довольно узкой группе артистов (вместе с Дэниэлем Лопатиным, Arca, Amnesia Scanner, Холли Херндон и еще примерно полудюжиной коллег), чью музыку можно назвать по-настоящему современной. "Agor" его в этом статусе только утверждает – не то, чтобы мы слышали здесь что-то радикально новое, но всё, что мы подразумеваем под модерновым звуком, тут есть – резкие и звонкие синтезаторные тембры, эксперименты с неотрансом, лопатинская фрагментарность (тут барокко, там глитч, а где-то внезапные звуки самоиграек восьмидесятых), плюс деконструированный вокал и очень удачные кивки в сторону Стива Райха (Steve Reich) и Терри Райли (Terry Riley). Вообще, относительно других электронщиков-модернистов Робертс куда ближе именно к академической музыке. Интересно, что 32-минутный "Agor" – это первый альбом Koreless. До этого была серия ЕР, но это не тот вариант, когда музыкант считает альбом "не своим" носителем. Просто на запись полнометражной пластинки в современном мире порой уходит 10 лет (а ровно столько прошло с момента выхода первого релиза Льюиса). И тут стоит вспомнить что у ABBA или Beatles в этот промежуток укладывалась вся карьера целиком. Да и слово "современная", которым мы оперируем применительно к музыке Koreless, означает "не могла бы быть записана в 2005-м, но в 2014-м (то есть 7 лет назад) – вполне". Прогресс в музыке конечно есть, но скорость его как-то не впечатляет.

Derek Carr "Arrival" (FireScope Records)

Ирландец Дерек Карр играет лучшее на планете интеллигентное пост-детройтское техно со времен B12. В сущности, вся движуха вокруг возрождения стиля (а сейчас такой музыки выходит довольно много) во многом началась с двух его альбомов на Psychonavigation Records. Сам Дерек при этом совсем не адепт чистоты стиля – в его довольно длинной дискографии есть и вылазки на территорию драм-н-бейса, и дип-хаус, и клубные техно-стучалки, но всё же корни его музыки уходят прямиком к B12 и Кенни Ларкину (Kenny Larkin). В этом смысле даже странно, что "Arrival" – его первое появление на FireScope, управляет которым Стивен Раттер (Steven Rutter) из B12. Здесь Карр как раз строго выдерживает форму – классические драм-машины, клавишные секвенции с коротким портаменто, много струнных и слегка приджазованный грув. Разве что бит из прямого то и дело превращается в электро, но и это в последнее время стало частью канона.

Krystian Shek "Despite Our Silence" (Carpe Sonum Records)

В девяностые Кристиан Шек начинал с очень бодрого кислотного технотранса, а в 2003-м подписался на FAX и переключился на более хмурую и экспериментальную музыку. Как и многие питомцы лейбла Намлука, Шек после смерти Пита перебрался на Carpe Sonum. "Despite Our Silence" – уже четвертый его релиз для американского лейбла, и, пожалуй, лучший. Больше всего на пластинке отмороженного арктического даба – тут вспоминаются то Opiate или самые разреженные пластинки с Echospace (когда в звуковой палитре побольше глитча и шума), то и вовсе Kode9'овская "Sign Of The Dub", так и ждешь, что из потустороннего пира прорежется монотонная читка Space Ape. От дабовой "генеральной линии" Кристиан отклоняется то в сторону совсем уже диссоциированного эмбиента, то наоборот делает полшага в сторону эйсида и электро – естественно, не доходя при этом до танцевальности, но оказываясь где-то на границе псай-чилла.

Cult48 "Underground Signals From An Unknown Place" (С48)

Проект Cult48 – пожалуй, лучший среди многочисленных последователей и подражателей Boards Of Canada. Порой получается настолько убедительно, что многочисленная фан-база BOC задается вопросом, а не сами ли их кумиры скрываются за этой крипто-персоной (атмосфера полной открытости и эстетика Boards Of Canada – это, как вы понимаете, две вещи несовместные). "Underground Signals From An Unknown Place" – уже третий за два года альбом "Культа", и на этой дистанции мы уже наблюдаем некоторую эволюцию от прямого подражания к поиску собственного лица. Лоуфайные биты стали побыстрее и помощнее, в синтезаторной текстуре то и дело прорезаются арпеджио, а голосовые сэмплы приправлены деструктивной обработкой, за которой трудно разобрать текст (это только мне в "Glass In The Grass" мерещится русский?). При этом главное, за что мы любим BOC и чего так отчаянно не хватало у их клонов (странноватые гармонии, создающие то самое ощущение "ностальгии по тому, чего не было") у Cult48 есть, и уже хотя бы за это альбом достоин места во всевозможных топах.

Appleblim "Infinite Hieroglyphics" (Sneaker Social Club)

Лори Осборн (Laurie Osborne), пионер дабстепа, соратник Shackleton'а и совладелец недолго проработавшего, но запомнившегося лейбла Skull Disco, в последнее время увлечен "крупной формой" – это уже третий его лонг-плей за три года (а месяц назад вышел еще и альбом дуэта Trinity Carbon с его участием), а до того он принципиально ограничивался синглами. Как всегда, главное в музыке Appleblim – это ритм. При этом рисунки и звуковая палитра от трека к треку очень меняются: тут есть и даб, и что-то вроде джука, и техно детройтского разлива, и брейкс, и всяческие "африканизмы". Уж с чем с чем, а с затейливыми перкуссионными паттернами у него полный порядок, и это придает его музыке ощущение "прогрессивности", хотя мелодий тут минимум, все строится вокруг бита, баса и довольно аморфных, но очень атмосферных текстур на заднем плане. К тому же, здесь Лори очень интересно работает с сэмплированными брейками, что роднит "Infinite Hieroglyphics" со звучанием лейбла Ilian Tape.

Winterlight "Gestural Abstractions" (n5MD)

Британские резиденты лейбла n5MD всегда обитали где-то между нью-гейзом и электроникой: рядом с одной стороны Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) и Manual, с другой – Port-Royal. При этом к третьему альбому баланс между синтетикой и органикой заметно сместился в сторону последней. "Gestural Abstractions" попадает в "проверку пульса" уже скорее по старой памяти и благодаря прописке на n5MD. Это уже практически дрим-поп, ну или даже пост-рок: живые ударные, стена звонких гитар, печаль и меланхолия в мотивах. Синтезаторы тут конечно есть, но роль их уже второстепенна. Ближайшие ориентиры для сравнения – Slowdive (если из музыки последних убрать весь вокал), Hammock, а то и группа Explosions In The Sky.

Nadia Struiwigh "Pax Aurora" (Nous'klaer Audio)

Выпустив по альбому на довольно хайповых лейблах CPU и Denovali, третий лонгплей Надя Стравих издает на родине, на маленьком, но не менее ярком роттердамском Nous'klaer, который известен в том числе и тем, что одним из первых показал миру Upsammy. По звучанию "Pax Aurora" вполне вписался бы и в формат Denovali – это величественный "кинематографичный" эмбиент с довольно рыхлым, сырым и "живым" звуком – трудно сказать, действительно ли в этих текстурах много живых инструментов, но полное ощущение, что всё это сыграно руками и записано одним-двумя дублями, в режиме импровизации. В итоге получилось красиво и оригинально – для современной эмбиент-сцены а-ля ASIP или Carpe Sonum Надя звучит слишком рыхло и лоуфайно, а для условного Opal Tapes и прочей "кассетчины" – слишком стройно и гармонично, хотя к ним "Pax Aurora" явно ближе.

Darkside "Spiral" (Matador)

Дуэт Николаса Хаара (Nicolas Jaar) и Дейва Харрингтона (Dave Harrington), на возвращение которого после суперуспешного дебюта "Psychic" (2013) уже кажется не было надежды. Стилистически "Spiral" – это всё тот же причудливый гибрид психоделического рока, лефтфилд-хауса, даба и латиноамериканского фолка, но запись это гораздо более экстравертная – здесь как будто бы всего больше. Больше вокала, больше бита, больше гитарных запилов Харрингтона и даже больше хааровской мистики. Если "Psychic" был как бы пластинкой недосказанности, пауз и полутонов, то здесь ручка яркости выкручена на максимум.

KVRVBO "Euphoria" (Stay True Sounds)

Для разнообразия – немного южноафриканского хауса, дебютный альбом музыканта из Йоханнесбурга, изданный там же в ЮАР. Эту сцену мы скорее ассоциируем с довольно жесткой, если не сказать агрессивной музыкой на стыке хип-хопа, бейса и EDM, но Карабо (псевдоним читается именно так) звучит совершенно иначе. Это классический дип и софлфул хаус, пусть и современно записанный, но вполне верный традициям. Музыка это вроде бы и ретроградская (куда ни глянь, отсылки то к американской, то к британской классике от Ларри Хёрда до Glasgow Underground), но при этом актуальная, такой звук в последнее время очень полюбил Ninja Tune, подписав сначала Леона Вайнхолла (Leon Vynehall), а теперь и DJ Seinfeld. И учитывая моду на музыку из Африки, шансы на то, что и Кавабо в ближайшее время окажется в поле зрения инди-мейджоров, не так малы.

Dam-Funk "Above The Fray" (Glydezone Recordings)

В последние несколько лет Деймон Риддик (Damon G. Riddick) подзабросил свою основную ипостась и выпускал под именем Garrett что-то вроде электронного smooth-джаза (издавал всё это, разумеется, нидерландский лейбл Music From Memory). "Above The Fray" тоже, что называется, "содержит следы" вальяжной кассетной лоуфайности, и музыкой для лифтов из 80-х тут еще попахивает. Но всё же почерк старого Dam-Funk тут легко узнается, что немудрено – часть треков он выкладывал в сеть лет 7 назад. Примерно в половине композиций Деймон выдает свой фирменный космо-электрофанк с прихрамывающим грувом и виртуозными клавишными запилами. Но Дам Фанк всегда как будто недоговаривает - от его альбомов все время создается ощущение, что вот еще чуть-чуть добавить драйва, скорости, жесткости и хитовости – и он уделает Dazz Band, Midnight Starr и даже Принса (Prince). С другой стороны – сделай шаг в сторону экспериментов и зашатается трон J Dilla. Но Риддик продолжает оставаться где-то между, играть на полутонах и записывать пластинки как будто сам для себя.

Blochemy "Aithem" (whitelabrecs)

Чешский музыкант в конце нулевых зарекомендовал себя отличными IDM-релизами, а в последнее время переключился на этакую "доступную электроакустику". Шум и шорох, повисающие в пустоте клавишные аккорды и отдельные ноты, гитарные флажолеты и препарированный цифровой родес, звучащие так, словно записаны на хорошо пожеванную советскую кассету. С таким звучанием "Aithem" идеально вписался бы в формат лейбла 12k с той разницей, что музыка Тейлора Дюпри (Taylor Dupree) и его подопечных – это всегда холод и отстраненность, а в пьесах Blochemy есть какая-то труднообъяснимая теплота и комфорт.

03.08.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: