МУЗЫКА  Продолжайте в том же духе

В течение пандемии музыкальная индустрия Исландии ориентируется на слоган "keep calm and carry on". Чему российские концертные компании и лейблы могут поучиться у островитян?

Популярное исландское выражение þetta reddast означает “все разрешится само собой”. В течение пандемии музыкальная индустрия Исландии, кажется, ориентируется на слоган соседнего островного государства keep calm and carry on. Еще в июне в Рейкьявике открылись концертные площадки и стали проходить небольшие музыкальные фестивали. Звуки пообщались с представителями музыкальной индустрии и выяснили, как островитянам удается сохранить боевой дух.


Новая тактика

В отличие от других стран, Исландия не стала закрывать музыкальные магазины. Три ключевые точки на карте меломанов - Lucky Records, 12 Tónar и Smekkleysa, - работали в стандартном режиме. Тем не менее, каждый из перечисленных магазинов перебросил все усилия на онлайн-продажу.
Владелец 12 Tónar Лаурус Йоханнессон (Lárus Jóhannesson) рассказал, что ему и его команде пришлось поменять стратегию интернет-магазина. “Мы изменили ассортимент на сайте и конвертировали цены в исландскую валюту. Если до эпидемии нашими покупателями были в основном иностранцы, то после мы стали ориентироваться преимущественно на местных жителей”.

Не обошлось и без везения. В разгар эпидемии - за две недели до католической Пасхи - в магазин поступил релиз исландского неоклассического композитора Викингура Олафссона (Víkingur Ólafsson) "Debussy – Rameau".
- Классическая музыка и джаз - два наиболее актуальных жанра в кризисные времена, - замечает Лаурус. - Мы сделали предпродажу альбома за несколько недель до релиза. Я лично развозил CD и пластинки, предварительно надевая перчатки и маску. Улицы были пустыми, и я мог оставить машину прямо посреди улицы. Так, впервые за 22 года существования магазина, я впервые пришел к своим покупателям. До этого они приходили ко мне.

Культовый Lucky Records запустил интернет-магазин еще полтора года назад. “Изначально в каталоге были только исландские исполнители, потому что через интернет у нас заказывали преимущественно иностранцы, - рассказал владелец Lucky Records Ингвар Геирссон (Ingvar Geirsson), - Нам потребовалось два месяца, чтобы переделать каталог и выгрузить иностранные релизы, востребованные в Исландии”. Параллельно магазин продолжал принимать поставки и изменил часы работы.
- В марте и апреле наш доход упал на 50%, - объясняет Ингвар. - Весь наш персонал перешел на оклад 25%. К счастью, государство компенсирует остальную часть зарплаты (75% - прим. ред.).
Магазин также сократил часы работы - с 14.00 до 18.00 в марте и апреле. Сейчас Lucky Records открыт для посетителей с 12.00. Магазин легендарного лейбла Smekkleysa/Bad Taste Records, ранее делавший ставку на физические продажи, начал осваивать онлайн-пространство лишь во время пандемии. В мае этого года у Smekkleysa появился интернет-магазин. Следуя концепту Bad Taste, описанному в книге об истории лейбла Lobster or Fame, владельцы долгое время игнорировали идею продажи пластинок через интернет. Тем не менее, новые технологии никогда не были им чужды. В начале 90-х основатель Bad Taste Эйнар Орн (Einar Örn Benediktsson) открыл первое интернет-кафе в Рейкьявике.

В отличие от 12 Tónar, Smekkleysa снимают помещение для своего магазина. Тем не менее, благодаря поддержке со стороны государства и понимаю арендодателей лейбл обошел финансовые трудности. Владельцы помещения разрешили выплатить аренду в рассрочку, а мэрия Рейкьявика дала магазину грант на проведение серии концертов совместно с лейблом и концертной площадкой Mengi, расположенной на той же улице напротив. В течение двух месяцев на территории Smekkleysa и Mengi проходила программа Smengi, где выступали местные группы и диджеи. Вход на все мероприятия был бесплатным. Один из самых запомнившихся концертов - сет Skoffin, арт-панк команды из Рейкьявика. Участники группы хорошо встряхнули отвыкшую от живой музыки публику, играя взвинченные гитарные риффы и прыгая на сцене в комбинезонах а-ля Devo.

Сотрудничество и взаимовыручка - две особенности местного бизнеса, которые определяют в том числе и музыкальную индустрию. В начале лета пять магазинов винила в центре города объединили усилия и организовали еще одну серию концертов - Elskum Plötubúðir (“любимые магазины винила”). Каждый из них на несколько выходных стал концертной площадкой. Среди приглашенных музыкантов были как группы европейского масштаба, например, готическое синти-поп трио Kælan Mikla, так и начинающие музыканты.
“Мы получили грант для участия в этом мини-фестивале и, таким образом, смогли заплатить гонорар музыкантам, - говорит Ингвар Геирссон. - Раньше я никогда не подавал на гранты. Но это стоит делать, чтобы помогать артистам. В такой кризисной ситуации это особенно необходимо”.


План “В”

После первой волны исландские музыкальные магазины и концертные площадки выработали для себя стратегию в условиях гипотетического локдауна. 12 Tónar открыли на территории магазина бар еще в прошлом году. Даже весной здесь можно было купить напитки на вынос. “Кроме помещения магазина нам также принадлежит весь этот дом, так что идея открытия бара давно витала в воздухе, - говорит Лаурус Йоханнессон. - Доходы от бара помогают нам частично возместить прибыль от продажи винила, которая этим летом неизбежно оказалась на 50% ниже”.

Начиная с 15 июня страна открыла границу для посетителей из стран Шенгена и Великобритании. Возобновившийся туризм помог увеличить физические продажи, но ненамного. В середине августа правительство Исландии ввело новые ограничения, среди которых обязательное тестирование в аэропорту и пятидневный карантин с последующим вторым тестом. В этой ситуации бизнес снова будет прикладывать усилия для привлечения местной аудитории.
“Возможно, мы будем организовать частные мероприятия, куда можно попасть по билету - что-то вроде закрытого концерта или презентации альбома, - говорит Ингвар Геирссон. - Но это пока только планы на будущее”. По субботам в Lucky Records проходят ди-джей сеты - формат, который актуален даже во время карантина. “Нашу страницу в facebook недавно взломали, поэтому мы временно не делаем онлайн-трансляции. Но все плейлисты доступны на mixcloud”.

Представители Smekkleysa продолжают развивать интернет-сегмент. В процессе работы над интернет-магазином лейбл запустил онлайн-аукцион, где можно приобрести раритетный мерч с символикой The Sugarcubes, Purrkur Pillnikk, редкие релизы Sigur Rós и занятные вещицы из личной коллекции Эйнара Орна. Ставки принимаются до 15 сентября. Спешите поучаствовать!


Многие могут сказать, что пример Исландии - это скорее исключение из правил. Масштабы страны и небольшая численность населения позволяют быстрее решить экономические проблемы, возникающие в кризисных ситуациях. Однако кооперация и взаимовыручка применимы не только в маленьких государствах. На заметку отечественным предпринимателям.

11.09.2020, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: