МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Лоренцо Сенни, Ital Tek, Boxcutter, Maserati и другие электронные новинки апреля

Lorenzo Senni "Scacco Matto" (Warp Records)

Итальянец дебютировал на Warp Records уже давно, но на запись альбома ушло целых четыре года – предыдущий лонг-плей, "Superpositions", вышедший на Boomkat Editions в 2014-м был как будто в прошлой жизни. По большому счету, всё, что мы слышим на "Scacco Matto", было уже на многочисленных ЕР, но здесь этот неотранс с ультрасовременным звуком (по тембральной палитре это уже почти EDM) наконец облечен в крупную форму. Самая удивительная черта Сенни в том, что обходясь почти без ударных, он ухитряется делать музыку на удивление танцевальную и прямо-таки рейверскую. Функцию бочки берет на себя упругий бас, а роль перкуссии выполняют резкие и громкие стаккато-синтезаторы. Ну а заканчиваются эти "танцы в лазерном дыму" наивно-ностальгическим номером "Think Big", где мелодии заставляют вспоминать уже не девяностые, а восьмидесятые.

Squarepusher "Lamental" (Warp Records)

Как это нередко бывает, послесловие к альбому получилось у Тома Дженкинсона (Tom Jenkinson) даже интереснее, чем сам альбом. 25-минутная ЕР звучит мягче, спокойнее и как-то субъективно красивее. Начинается пластинка с ностальгического рейв-ретроградства я прямой бочкой (тут вспоминается чуть ли не ранний Jonny L), продолжается парой синтезаторных зарисовок и заканчивается сразу двумя версиями хита "Midi Sans Frontiers", эпического "медляка", достойного финальных титров голливудского фильма. Вещь эта уже выходила отдельным цифровым релизом 4 года назад (а записана она была по случаю первого референдума о брекзите), но здесь смотрится как бриллиант в короне.

Boxcutter "Béaloideas" (Kinnego Records)

Карьера Барри Линна (Barry Linn) пошла по какой-то странной траектории – лет 10-15 назад он считался суперперспективным, издавался на Planet Mu и играл, страшно сказать, дабстеп (пусть и не в чистом виде). Теперь он ушел куда-то глубоко в нишу, издает свои пластинки сам и исследует самые разные территории от эмбиента до вейпорвейва, докапываясь в этом поиске до каких-то сакральных глубин – что ни альбом, то шедевр. В этом смысле "Béaloideas" – не исключение. По звуку пластинка расположилась где-то на полпути между Squarepusher'ом времен "Hard Normal Daddy" и ранними Black Dog (кажется, линию "Bytes" и "Temple of Transparent Balls" давно никто не продолжал, вот и получайте). В клавишах много космоса и влияний детройтского техно с легким привкусом джаза, ритм-секция построена на сэмплированных брейках, звуках старых драм-машин и совершенно джазовой бас-гитаре, звучащей так, словно на ней играет Том Дженкинсон. Сыграно всё это с каким-то феноменальным чувством стиля и баланса. Про такое хочется сказать "instant classic", но пластинка настолько выбивается из текущего контекста, что наверняка пройдет ниже радаров. А жаль!

Ital Tek "Outland" (Planet Mu)

Бывший однокашник Boxcutter'а по Planet Mu и коллега по интеллектуальному пост-дабстепу сохранил прописку на влиятельном лейбле, но звучание своё тоже изменил почти до неузнаваемости. Если на прошлом альбоме Алан Майсон (Alan Myson) исследовал территории мрачных постиндустриальных саундтреков а-ля Трент Резнор (Trent Reznor), то теперь заинтересовался тем, что другой его коллега Venetian Snares метко охарактеризовал как "traditional synthesizer music". На "Outland" мы слышим мелодичные и абсолютно классические по форме (настолько, что "Open Heart" звучит как ripoff "Лунной сонаты") синтезаторные пьесы, ближайшими ориентирами для которых оказываются Алессандро Кортини (Alessandro Cortini) и Катерина Барбьери (Caterina Barbieri). Конечно, Майсон не был бы собой, если бы время от времени не норовил придавить слушателя тяжеленными битом и басом, но даже это не лишает альбом ощущения воздуха и высоких сводов над головой.

Sunken Foal "Hexose" (Countersunk)

Данкан Мерфи (Duncan Murphy) тоже когда-то был клиентом Planet Mu, но дело было в далеком 2008-м и долго этот союз не продлился. Мерфи продолжил играть вроде бы немодный IDM, открыл у себя в Дублине лейбл и промо-группу Countersunk и развернул бурную деятельность, выпуская примерно по пластинке в год, как сольно, так и в разного рода дуэтах и коллаборациях. При этом Мерфи – совсем не из консерваторов, звучание у него современное и цифровое, с обилием к мельчайшим деталям и тщательной проработкой акустического пространства. А IDM в его понимании – совсем не та музыка, что издавалась, к примеру, на Merck или Toytronic, не говоря о раннем Warp. Более экспериментальные вещи выдержаны в эстетике Editions Mego (вспоминаются чуть ли не Second Woman), более мелодичные напоминают поздних Plaid, c которыми Данкана роднит умение собрать цепкую мелодию из совсем, казалось, бы алогичного набора звуков.

Norken & Nyquist "Synchronized Minds" (Not On Label)
Norken "Galaxy Driven" (Not On Label)

Сверхплодовитый британец Ли Норрис (Lee Norris), известный также по Metamatics, Autumn Of Communion, Nacht Plank и множеству других проектов, решил опубликовать сразу два альбома своей чуть более танцевальной ипостаси. Строго говоря, оба релиза (первый из которых – дуэт с Фрэнком Рампелтом, а второй – сольный) – это компиляции, практически весь материал уже выходил на виниле на многочисленных ЕР. Но собрать всё это вместе, что называется, дорогого стоит. Стилистически Norken обитает где-то между дип-хаусом, максимально легким и воздушным детройтским техно, а также брейкбитом и электро. При этом "начинка" у этой музыки всё равно глубоко интеллигентская. При современном HD-звуке и наличии внешних признаков клубных жанров, нацелено всё это не на посетителей Berghain, а скорее на любителей старого Warp, Карла Крейга (Carp Craig) и Кирка ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio). Из двух сборников мне, пожалуй, более по душе первый – тут треки в целом помелодичней, да и игриво-свингованный бит чудо как хорош. Ну а главное, без прекрасной вещи "Imago", одного из главных электронных хитов последнего времени, вышедшего в прошлом году на лимитированной семидюймовке в Исландии, тут тоже не обошлось.

Maserati "Enter The Mirror" (Temporary Residence Limited)

Квартет из Атланты – редкая по нашим временам группа с собственным, ни на кого не похожим звучанием. Ингредиенты вроде бы все знакомые (спейс-электроника, танцевальный бит и тяжелые пост-роковые гитары), но вот уже много лет группа остается единственными в мире носителем этого знания. Выдержав пятилетнюю паузу, Maserati вернулись, основательно подкачав за это время каждую из своих музыкальных мышц. Синтезаторы стали еще эпичнее, бит – еще энергичнее, а гитары – еще тяжелее. Вдобавок, в коктейль на постоянной основе добавился вокодерный вокал. В результате, начинается альбом как Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), решивший поджемовать с Брайаном Мэем (Brian May), но к третьему треку воображаемый Мэй удаляется, а на его место заступают Judas Priest. Получается натуральный олдовый хард-н-хеви с вокодерами и арпеджиаторами. Причем сыгранный не с пост-модернисткой ухмылочкой а-ля Blanck Mass, а со всей серьезностью. Нужно ли добавлять, что получилось СВЕЖО?

Buspin Jieber "V.H.S. Volcanic Harmonic Sounds" (Touched Music)

Гудмундур Гудмундсон (Gudmundur Gudmundsson) – давний резидент Touched Music, где издавал IDM под именем Murya. В synthwave-ипостаси Buspin Jieber он выпустил несколько ЕР на исландском нет-лейбле, но "V.H.S." – формально первый его альбом. Разумеется, первая ассоциация, возникающая при прослушивании этой записи – Com Truise. Тот же заторможенный диско-бит в темпе меньше ста ударов в минуту, те же синтезаторные ходы под восьмидесятые, тот же кассетный лоу-фай звук. Но если американец в последнее время явно страдает от недостатка идей, то у его исландского коллеги наоборот есть свежий взгляд на возрождение 80-х. То бочку трансовую в этот туманно-ностальгический ретро-звук впишет, то нервический кислотный запил.

Nathan Fake "Blizzards" (Cambria Instruments)

К пятому альбом экс-резидент Ninja Tune и протеже Джеймса Холдена (James Holden), кажется, наконец нащупал баланс между разными своими ипостасями. Синкопированные тек-хаус танцы с эпизодическими рейдами на территорию ломаных ритмов, аутсайдерский кассетно-синтезаторный лоу-фай и мелодичный до наивности IDM Натан каким-то образом объединил даже не просто в одном альбоме, а в каждом из треков. На выходе наконец получилось что-то сравнимое с его прекрасным дебютным диском "Drawning In The Sea Of Love", пусть и сильно смещенное в сторону модного звука. "North Brink", "Ezekiel", "Eris & Dysnomia", да и не только они – всё это звучит ярко, привязчиво и как-то неизбито, при этом почерк Фейка узнается буквально по паре нот.

Leif "Music For Screen Tests" (Whities)

За лейблом Whities в последнее время нужно следить особенно пристально, а уж за выходящими там альбомами (лейбл все же ориентирован скорее на короткие формы) – тем паче. "Music For Screen Tests" (саундтрек к одноименному фильму Энди Уорхола, записанный специально к показу в лондонском Barbican Centre) – уже второй полнометражный релиз Лифа Ноулза (Leif Knowles) и первый, где британец играет уже стопроцентный эмбиент. 55-минутный нон-стоп, записанный одним треком, условно поделен на 11 частей, каждая из которых соответствует одному из эпизодов фильма. И если саундтреки к драматическому кино всё же сложно слушать без привязки к видеоряду (слишком довлеет структура действия, длина сцен и т.д.), то здесь музыка самодостаточна. Это почти статический эмбиент-минимализм в духе лейбла 12k – здесь нет какой-то мелодико-гармонической драматургии, а есть чередование изолированных нот, висящих в пустоте аккордов, шумов и электронной перкуссии, которое вместе дает неожиданно цельную и приятную картину.

Maria Teriaeva "Conservatory Of Flowers" (Hidden Harmony)

Второй соло-альбом Марии Теряевой, главной в Москве энтузиастки модульных синтезаторов Дон Буклы. Проблема нынешней модульной сцены в том, что чаще всего на этих синтезаторах исполняют или совсем уже шумовой импров (который хорош живьем, но многое теряет в записи), или же какую-то конвенциональную электронику (условное техно), для которого использование модуляров – очевидная пальба из пушек по воробьям, всё же модульные машины – особый тип инструментов, который хорошо раскрывается лишь в определенных жанрах. В этом смысле Маша как раз умело обходит подводные камни и идет скорее по стопам Кейтлин-Аурелии Смит (Kaitlyn Aurelia Smith). "Conservatory Of Flowers" привлекает балансом между сложностью (хитросплетением секвенций и затейливыми ритмическими рисунками в духе Мортона Суботника), грувом (это совсем не абстрактный авангард, а музыка ритмичная, местами почти танцевальная) и "музыкальностью" – в этом полотне то духовой инструмент прорежется с простой мелодией, то зазвучит нашинкованный вокал в духе Холли Херндон (Holly Herndon), то синтезаторное журчание вдруг сложится в какую-то совсем уже умиротворенную, почти нью-эйджевую гармонию.

Anton Kubikov "Waitness" (Not On Label)

Антон Кубиков, довольно долго занимавшийся главным образом клубной музыкой, в последнее время увлекся эмбиентом и выпускает уже второй home-listening альбом. Строго говоря, эмбиент-пьес в чистом виде на "Waitness" не так и много, чаще это скорее абстрактный даб, где клавиши, синтетическая перкуссия из шороха, шелеста и позвякивание, а также ненавязчивый бит погружены в долгое "нелинейное" эхо. Ближайший ориентир для сравнения – Vladislav Delay времен "The Four Quarters". В итоге, вышло, кажется, даже интереснее, чем предыдущий диск "Whatness".

Fluctuosa "Carbon Chauvinism" (Sitdownandance)
Arketip "Bu Her Şey Neler Neler" (Sitdownandance)

Напоследок – пара релизов с замечательного стамбульского лейбла Sitdownandance. Широкой публике он не слишком известен, и это большое упущение. В апреле новыми релизами отметились оба руководителя Sitdownandance, Салих Топуз (Salih Topuz) aka Arketip и Доукан Аджар (Doğukan Acar) aka Fluctuosa, и эти два альбома отлично описывают матрицу лейбла. Fluctuosa играет скоростной эйсид по заветам Ceephax и Kosmik Kommando, чаще тревожный, если не сказать "мятежный", на фоне которого резко выделяется сногсшибательный эйфорический рейв-хит "Fine-Tuned Universe". Салих исследует территорию где-то между электро, skweeee (который, как оказывается, могут играть не только скандинавы) и этаким "старорежимным IDM" в духе лейбла Musik Aus Strom или более динамичных вещей Gescom. Снизу увесистые, но быстрые ударные, сверху – лаконичные мелодии и пэды, а баса как будто и нет вовсе.

03.05.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: