ФЕСТИВАЛЬ  Синтезатор, саксофон и револьвер

Программу фестиваля "Джаз осенью" откроют концерты Альфреда Харта и Маркуса Шмиклера

Программа фестиваля Гёте-института "Джаз осенью", который вот уже несколько лет проходит в Москве, на этот раз вышла особенно экспериментальной. Настолько, что фестиваль сменил название, получив уточняющий подзаголовок «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка».

Открывает программу и задает тон всему фестивалю Альфред Харт (Alfred Harth) и его новый квартет Revolver 23. Рассказывать о Харте можно долго – за 50 с лишним лет, которые длится его артистическая карьера, он с равным успехом перепробовал не только несколько инструментов и музыкальных жанров, но и проявил себя в разных видах искусства, оставив свой след не только в музыке, но и в театре, живописи, мультимедиа-арте и современном перформансе. Еще с конца шестидесятых, когда Харт и его группа Just Music издавали первые записи на лейбле ECM, Альфред стремился раздвигать границы, даже если речь шла о границах такого, казалось бы, свободного жанра, как фри-джаз. Вместе с композиционными рамками Харт стремился выжать как можно больше из своих инструментов (он одинаково хорошо владел саксофоном, кларнетом и трубой). В результате Харт стал одним из евангелистов расширенной техники игры. Кажется, от такого звучания Адольф Сакс перевернулся бы в гробу, но Альфреда Харта это ничуть не смущало.

В дальнейшем Харта увлекли панк, современная академическая музыка и авангардная электроника, и всё это ему удавалось охватывать в разных проектах. В разное время он успел поиграть с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Джоном Зорном (John Zorn), Владимиром Тарасовым, Трилоком Гурту (Trilok Gurtu), Казухисой Учихаши (Kazuhisa Uchihashi) (вместе с которым они выступали на фестивале "Джаз осенью" три года назад) и еще несколькими десятками музыкантов самых разных жанров.

Теперь Харт везет в Москву проект Revolver 23, куда кроме него входят молодой гитарист Никола Хайн (Nicola Hein), электронщик-экспериментатор Марсель Демген (Marcel Daemgen), в сферу интересов которого входит примерно вся поляна от электроакустики и нойза до минимал-техно (вместе с Хартом они записывались еще 20 лет назад в авангардном квартете Imperial Hoot) и барабанщик Йорг Фишер (Jörg Fischer), игравший с тем же Брётцманом.

Неделю спустя, 12 октября, нас и вовсе ждет полностью электронный дуэт. В "Доме" выступят Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler) и Томас Лен (Thomas Lehn), первый из которых возьмет на себя цифровую составляющую, а второй – аналоговую.

Шмиклер заработал себе имя в середине девяностых как электронщик широчайшего профилля. Его самым известным проектом стала формация переменного состава Pluramon, где в качестве приглашенных музыкантов поучаствовали Ян Вернер (Jan Werner) из Mouse On Mars, Джеки Либецайт (Jaki Liebezeit) из Can, Кевин Драмм (Kevin Drumm) и даже певица Джули Круз (Julee Cruise), известная по саундтрекам к фильмам Дэвида Линча. Звучал этот проект как синтез пост-рока, дрим-попа и экспериментальной электроники, причем Шмиклер сотоварищи совсем не чурались поп-хитов. Альбом "Dreams Top Rock" (2003) и сейчас считается одной из системообразующих пластинок нью-гейза.

Параллельно с этим, Маркус проявлял себя в совсем иных ипостасях. С одной стороны, он экспериментирует с клубной музыкой (те, кто знает Шмиклера исключительно как авангардиста не на шутку удивятся звучанию проекта Marc Ushmi), с другой - увлекался электроакустикой, электронным авангардом и всевозможной импровизацией. Он выступает и записывается с такими музыкантами как Джон Тилбери (John Tilbury) и Симон Набатов (Simon Nabatov), а его постоянным партнером становится другой электронщик Томас Лен, с которым Шмиклер познакомился в конце девяностых, играя в электроакустическом ансамбле MIMEO.

Томас начинал как пианист, но затем переключился на электронную импровизацию. Его любимым инструментом стал созданный в начале семидесятых аналоговый синтезатор EMS Synthi A. Любовь к импровизации свела Лена с музыкантами новоджазовой сцены. Его партнерами стали Энди Мур (Andy Moor), Пауль Левенс (Paul Lovens), Джон Бутчер (John Butcher), Мэтью Шип (Mathew Shipp), Фил Минтон (Phil Minton) и многие другие. Собственно говоря, на фестивале "Джаз осенью" Томас не новичок – два года назад он уже выступал здесь с Konk Pack Trio. Дуэт Шмиклера и Лена сулит не только экспериментальную музыку, но и эксперименты в области акустики. Организаторы обещают квадро-звук и необычную конфигурацию зала.

Москва, КЦ "Дом"

5 октября, 20:00
ALFRED HARTH’S REVOLVER 23

12 октября, 20:00
LEHN / SCHMICKLER DUO

28.09.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)