APPARAT  От техно к классике за 10 шагов

Эволюция берлинского композитора Саши Ринга.

За 15 лет уроженец ГДР Саша Ринг, он же Apparat, заработал репутацию артиста, которого не принято ассоциировать с каким-либо жанром. Ему с одинаковым успехом удаётся всё от бас-музыки и электро до меланхоличных песен в духе Radiohead. Казалось бы, совсем недавно он диджеил в "Солянке", а теперь едет в Москву с маленьким оркестром и выступает в сидячем зале с симфонической программой "Soundtracks", включающей его недавние работы для кино и театра. Впечатлившись преображением из техно-продюсера в современного классического композитора, мы решили шаг за шагом проследить эволюцию Ринга и проиллюстрировать каждый этап треком из его дискографии.

2000. Саша Ринг (Sascha Ring) и его давний друг Карстен Эрмес (Karsten Aermes), он же Phon O, основывают группу Robotron, получившую название в честь ГДР-овских компьютеров, которые также поставлялись и в советские школы. Играл дуэт ровно то, что и было положено играть в Берлине на рубеже столетий – техно. Занятие это Саше, впрочем, быстро надоело. "Если ты записываешь техно в студии, это звучит как бдыщь-бдыщь-бдышь и так много часов. Очень скучно", - вспоминал потом Ринг.

Robotron - Track2

2001. Саша запускает соло-проект Apparat и становится совладельцем лейбла Shitkatapult, который несколько лет назад запустил другой его приятель Марко Хаас (Marco Haas), он же T-Raumschmiere. Первый альбом Apparat звучит как архетипический IDM начала нулевых, замысловатая и изысканная по форме, но почти лишенная грува холодная синтетическая "музыка одиночек".

2002. В музыке Apparat впервые появляется живой инструмент. Через насыщенную текстуру рваных IDM-ритмов прорывается печальное саксофонное соло. И этот саксофон мы еще услышим.

2004. Тем временем на лейбле BPitch Control, где заправляет первая леди берлинской техно-сцены, диск-жокей и продюсер Эллен Аллиен (Ellen Allien), появляется пластинка Apparat "Can't Computerize It", где Саша снова предстаёт в новом качестве. Это по-прежнему IDM, но ярко выраженной буквой "D" – музыка, под которую не просто можно танцевать, а прямо-таки сложно устоять на месте.

2005. От Саши ждут продолжения танцевальной темы. Его клубные концерты звучат энергичнее сетов диджеев-суперзвезд, но вместо этого Ринг снова делает поворот на девяносто градусов. На пластинке "Silizium" вместе с электроникой звучат гитары, струнные и духовые, а главное – это уже не инструментальные композиции, а песни, вокальные партии в которых исполняет Раз Охара (Raz Ohara). Пластинка выходит в январе, а за полгода до этого все песни звучат в эфире у Джона Пила (John Peel).

2006. Клабберы наконец получают долгожданный танцевальный диск "Orchestra of Bubbles", который Саша записывает вместе с Эллен Аллиен. Тут самое время вспомнить, что еще три года назад Эллен выпустила альбом "Berlinette", в котором без особого труда угадывалась рука, ну или как минимум влияние Саши Ринга. В соавторах Ринг указан не был, при этом Эллен его участие не отрицала, но описывала как минимальное ("от Саши на пластинке только один луп"), сам же Саша от прямого ответа о возможном "гост-райтинге" уходил, но ехидно ухмылялся. Теперь справедливость, кажется, восстановлена.

2007. В свет выходит альбом "Walls", где Саша за час с небольшим демонстрирует всё что умеет, от IDM и клубной музыки для интеллигентов до минимализма в духе Стива Райха (Steve Reich), но главное – теперь он сам поёт, а заодно и экспериментирует с суховатыми R&B-битами. В последнее время его вдохновляют Том Йорк (Thom Yorke) и Тимбаленд (Timbaland).

2009. Дебютный альбом наконец издаёт действующий уже несколько лет проект Moderat (Modeselektor + Apparat), где троица вольно перемещается между бас-музыкой, техно, дабом и эмбиентом. И это снова звучит непохоже на всё то, что Ринг записывал раньше.

2011. Подписавшись на британский Mute Records, Саша записывает пронзительно-печальный песенный альбом "The Devil's Walk", и о его былых увлечениях танцевальной электроникой и даже IDM на диске не напоминает почти ничего. Тут уместны сравнения даже не с Radiohead (которые к этому моменту сами успели превратиться в IDM-проект), а с Arcade Fire. Это рафинированный chamber pop, слегка разбавленный симфоническим минимализмом, первые ростки которого пробивались еще на предыдущем диске Apparat.

2013. Apparat записывает музыку к спектаклю "Война и мир", почти окончательно преобразовавшись в классического композитора. Электроники мало, вокал появляется только в последнем треке, зато в изобилии присутствуют струнные, фортепиано, арфа и металлофон. Не правда ли, сложно узнать в этом участника проекта Robotron?

Apparat: Soundtracks
21 октября - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
22 октября - Москва, клуб Red

07.10.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

APPARAT - свежие публикации:

Сайт: www.apparat.net

APPARAT

Дата рождения:

27 июня 1978