ФЕСТИВАЛЬ  5 вечеров

Джаз осенью: в КЦ "Дом" почти месяц будет звучать современный джаз из Германии.

Словосочетание "немецкий джаз" в последнее время уже стало брендом. При этих словах на ум приходят Петер Брётцман (Peter Brotzmann) или Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach), музыканты маститые и заслуженные. Идущее следом поколение молодых немецких джазменов не менее талантливо, но московский публике эти музыканты пока не так хорошо известны. Фестиваль "Джаз осенью – без стен", который будет проходить в московском КЦ "Дом" целый месяц, даёт отличный шанс пробел этот восполнить. В программе – сразу пять концертов, о двух из которых мы расскажем подробнее.

По меркам совеменной джазовой сцены Пабло Хельд (Pablo Held) – совсем еще юнец. Ему только в будущем году исполнится 30, а музыканты его ансамбля, барабанщик Йонас Бургвинкель (Jonas Burgwinkel) и контрабасист Роберт Ландферманн (Robert Landfermann) лишь немного старше. Тем не менее, трио уже отметило 10-летний юбилей и даже успело записать пластинку с патриархом американской джазовой гитары Джоном Скофилдом (John Scofield). Всерьез заговорили о Хельде примерно пять лет назад, после выхода пластинки "Glow", где Пабло играет в сопровождении большого и весьма нетипичного по составу ансамбля с арфой, челестой и фисгармонией в добавление к более привычным для джаза инструментам. Альбом получил хорошие рецензии в мировой джазовой прессе, где Хельда хвалили и за технику игры, и за широту мышления.

Пабло и впрямь обосновался на стыке школ и традиций. С одной стороны, его никак не назовёшь авангардным сорвиголовой. Его записи всегда звучат мягко и бархатно, если не сказать "буржуазно". За плечами у Пабло кёльнская консерватория, он почитает классических композиторов и охотно работает с их музыкой (новейший альбом Pablo Held Trio "Recondita Armonia" – сплошь фантазии на тему классики: Рахманинов, Стравинский, Барток, Хиндемит, Пуччини). Но содержимое за этим на первый взгляд консервативным фасадом скрывается весьма необычное. Трио тяготеет к целиком импровизационным концертам без каких бы то ни было вводных и с формой и структурой композиции работает довольно смело.

Героиню первого концерта серии Сильке Эберхард (Silke Eberhard) (саксофон, кларнет) объединяет с Пабло Хельдом не только принадлежность к тому же восходящему поколению немецких джазовых музыкантов, но и стремление обращаться к работам предшественников. Правда классической музыке Сильке все же предпочитает джаз, а если точнее – джазовый авангард шестидесятых. Несмотря на то, что Сильке уже во всю проявляет себя как самостоятельный композитор, её наиболее значимыми на текущий момент работами считаются те, где Эберхард переосмысляет записи джазовых мэтров.

В 2007-м вместе с японской пианисткой Аки Такасе (Aki Takase) (между прочим, женой Александра Фон Шлиппенбаха) Силке записала двойной альбом "Ornette Coleman Anthology", о содержании которого догадаться нетрудно. А спустя еще несколько лет наконец обратилась к творчеству Эрика Долфи (Eric Dolphy), чьё звучание стало самым сильным музыкальным впечатлением её жизни. Под этот проект Силке собрала квартет Potsa Lotsa, позже разросшийся до септета Potsa Lotsa Plus. В Москву Силке Эберхард привозит трио, в котором помимо неё самой участвуют ударник Кай Любке (Kay Lübke), а также контрабасист Ян Родер (Jan Roder), совсем недавно выступавший в "Доме" в составе шлиппенбаховского Monk's Casino – проекта, который служит для Силке одним из важных ориентиров.

Фестиваль "Джаз осенью – без стен"
Москва, КЦ "Дом"

23 сентября, 20:00 - Silke Eberhard Trio
1 октября, 20:00 - Pablo Held Trio
8 октября, 20:00 - Tradition Trio
15 октября, 20:00 - Johanna Borchert
23 октября, 20:00 - Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi

Организатор фестиваля - Гёте-Институт в Москве.

17.09.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: