Каждый год Avant Fest меняет дислокацию. Клуб "Гоголь", Центральный дом предпринимателя - теперь же организаторы переместились на территорию заброшенной фабрики в районе метро "Бауманская". Осенью сюда, на "Проект_Fabrica" переместятся и вечеринки от "Аванта" - в помещении, оборудованном для этих целей, на фестивале проходила ночная часть действа, а днем крутили видео-арт.
Однако большая часть звезд выступала прямо во дворе. 24 июня уже в 16 часов на территорию начали проходить люди. На сцене играли бывшие новосибирцы Hot Zex - они недавно переехали в Москву, записывают новый альбом. Представители до сих пор редкого в российских краях дрим-попа и шугейзинга исполняли свои танцевальные песни перед небольшой толпой зрителей - и было обидно, что столь подвижная музыка будет услышана немногими:
Сменили их шумовики Я Слева Сверху - на "Аванте" всегда привечали любителей атонального рока. Парни полностью оправдали себя - гремели так, что один охранников, стоявший рядом со сценой, во время их сета не снимал берушей.
Любимцы "Аванта" Silence Kit, напротив, напомнили мне анекдот о двух быках: "Мы сейчас медленно спустимся и по одному отымеем все стадо". Медленные торжественные гитары сменялись настоящим металл-кором - а в конце квартет устроил нойз-террор - оставив фонящие инструменты, они даже на несколько минут покинули сцену. Silence Kit также работают на альбомом - третьим в их дискографии. Предыдущие можно было купить в палатке лейбла, которым заведует их барабанщик. Кстати, с аудионосителями дело на фестивале обстояло неплохо - работало четыре стойки, продавались диски не только, скажем, The Pixel, но и, например, Ундервуда.
Первые гости, испанцы The Secret Society, играют минималистическим составом. Две гитары, барабаны - и никакого баса. Кстати, многие участники фестиваля последовали их примеру. Невольно приходишь к мысли, что низкие частоты становятся непопулярны... Пожалуй, из иностранных групп "The Secret Society" прозвучали наиболее слабо - хаотичное исполнение партий не всегда является признаком авангардного склада ума.
А вот Дети Пикассо появились без виолончелиста, их сет ограничился невнятным инструменталом и тремя песнями с нового альбома "Глубина" - но это был настоящий мастер-класс: как одновременно играть сложную для массового понимания музыку и заряжать собственной энергией каждого стоящего перед ними. Кстати, их сайд-проект Noiz Orchestra, по словам гитариста Карена Арутюняна, завершил свой путь. И, наверное, это правильно. Так и ведут себя независимые музыканты.
Рауль Фернандес, он же Refree, в пятый раз приезжающий в Москву, стал первым
лучиком света в довольно мрачной команде выступающих. Небритый художник, исполняющий
свои зонги под аккомпанемент пиано и ударных, иногда скрипки, цепляет своей
музыкой не сразу - но он настолько сам расположен к публике, что не ответить
ему взаимностью невозможно.
Француз Dominique A и вовсе обошелся одной гитарой, которую он
сэмплировал в
реал-тайм, вместо ритмов использовал свой голос. И пел странную смесь рока и
шансона - порой заканчивая песни гитарным ревом. Занимательный парень -
неуверен, что всем он пришелся по вкусу, но ведь такого нойзового Гинсбура
встретишь нечасто.
Хедлайнеры первого вечера - Arab Strap. Шотландцы приехали нормальным гитарным
составом. Теперь драм-машины в прошлом - но вот вокалист Эйдан Моффат (Aidan
Moffat) все так же любит пиво и песни о любви. Музыка? Не поверите, но похоже
на хороший русский рок. Невероятно просто - но нет при этом ни грамма
приторности. Нет
распадающихся на пошлости мотивчиков и банальных риффов. Плотный атмосферный
звук, доверительный голос Эйдана, поющего об одиночестве - после концерта
публика еще долго не расходилась, делясь впечатлениями. И даже не сразу
заходила в зал на ночную программу - послушать Won James Won (к слову, Тихон
Кубов играл на пару с гитаристом, изображая инопланетную музыку - его
коллеги из
Кирпичей замечены не были), Banana Princess, Земскова и
других... Ночной
фестиваль отличался меньшим количеством открытий - кое-кто даже отказался на
нем выступать, ведь заканчилось действо глубоко заполночь.
А на следующий день вечерников обрубили. Unlockedoor и Verba
сыграли днем
(видео-арт отменили), а остальные так и не сумели показать себя перед публикой. Несправедливо...
Второй день был более жестким - лирики поубавилось. Московское трио Foojitsu
своим эмокором (назовем их музыку так) сразу настроила пришедших на позитив.
Следующие за ними Man Bites Dog долгов включались, однако ожидания
оправдали -
очень грамотное инди. И не говорите мне, что это слов теперь не употребляет
только ваша бабушка. Парни очень хорошо знают, что это такое - недаром гитарист
группы Кирилл Мухин в свое время занимался сайтом soup.ru.
Гости из Питера - 2H Company (кстати, почему так мало групп из других
городов? Ведь есть же отличные команды в Нижнем Новгороде, Ростове, Барнауле...).
Интеллектуальные рэперы, казалось, игнорировали публику - отстраненное
исполнение текстов о самом большом простом числе походило на хэппенинг. Свою
долю аплодисментов музыканты, тем не менее, заслужили, хотя, конечно, лучше смотрелись
бы в клубе.
Их земляки Морэ & Рэльсы были, пожалуй, излишне бесхитростны. В течение всего
фестиваля возникало ощущения, что его программа явно отходит от чисто
экспериментальной и независимой музыки. Гитарный поп из Санкт-Петербурга - под
него отлично танцуется, парни отрываются на сцене даже больше слушателей, юмор
- в каждой строчке. Но это не "Авант-рок". Конечно, инди, конечно,
независимость, но ведь еще существует и рентабельность...
Plokk - юные немцы, сложные инструментальные партии, постоянные благодарности в адрес слушателей и Института имени Гете. А не вставляет - больше техничности, чем лирики. Хотя после фестиваля многие слушатели называли Plokk главным открытием дня.
Манчестерский BigFinn больше походил на Coldplay, чем на New Order, которй пишется на студии у этих добродушных британцев. Гитарист и звукорежиссер BigFinn, кстати, приезжали в Россию вместе с друзьями из I Am Kloot. Обе группы, в принципе, в чем-то похожи - но у этих больше улыбок и заигрывания со зрителями. Добродушный паб-рок.
Самый удивительный состав - Why?. Да, с того самого лейбла "Anticon". Но теперь им интересен не только хип-хоп, но и так называемый кампус-рок - такая очень изобретательная Джоан Баэз (точнее, Мужская версия - Боб Дилан) при участии барабанов, клавиш, вибрафон и гитары. И всего три человека, сидящие в рядом - ради Why? даже пришлось переставить ударные. Просто барабанщик играл еще и на вибрафоне. В итоге - хоровое пение и всеобщая любовь.
Однако им не сравниться с Oceansize. Часть публики пришла именно на англичан. У них вышел новый альбом, они продолжают скрещивать прог-рок и альтернативу. Во время исполнения первой песни (без баса, но в четыре гитаре) вокалист Майк Веннарт (Mike Vennart) устроил скандал. Пел он в два микрофона, звучали они в мониторах не так, как надо... Поэтому во время композиции Майк чуть было не набросился на звукаря с инструментом. Однако потом успокоился, а когда услышал, что зрители отлично знают тексты песен, и вовсе расцвел. Словом, это было отличное выступление - полный контакт с залом, штормовое предупрждение на сцене и... милиция, которая попросила закончить концерт в установленное время. Не отыграв две песни, Oceansize удалились за кулисы, но, тем не менее, раздали достаточное количество автографов - они были довольны, публикой, но не качеством звука: Но разве так важно, что думают артисты? Главное, что зрители получили удовольствие.
А в новом сезоне "Авант" обещает открыть новое заведение.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)