Юрий НАУМОВ  Рожден чтоб играть

Если датировать "Московский Буги" 1994 годом (по первому, "Филевскому", а не по второму, авторскому изданию) и не учитывать полусотню бутлегов, то эта двухпластиночная компиляция - всего лишь второй...

Если датировать "Московский Буги" 1994 годом (по первому, "Филевскому", а не по второму, авторскому изданию) и не учитывать полусотню бутлегов, то эта двухпластиночная компиляция - всего лишь второй концертный альбом Юрия Наумова. Хотя его поклонники более всего ценят как раз "живые" записи (что совершенно не удивительно), и потому продолжают ходить на концерты со звукозаписывающей аппаратурой разной степени хреновости, Юрий предпочитает выпускать студийные альбомы: ремастировать старые или не спеша колдовать над новыми. И пусть новых песен не появлялось уже добрый десяток лет, - неизданного материала, сочиненного в 80-х годах, еще хватит на дюжину релизов. Собственно, и многие композиции, вошедшие в "Рожден, чтоб играть", Наумов первоначально планировал обнародовать именно в студийных версиях. Но, по его собственным словам, иногда на концертах ему удается "самого себя удивить", что и стало решающим аргументом в пользу концертного сборника из наиболее удачно исполненных вещей.
Записи отобраны с концертов, сыгранных за последние несколько лет в различных залах и городах - в Москве, Петербурге, Воронеже, Челябинске, Триере, - но скомпонованы так, что создают четкую иллюзию сплошного выступления; не хватает разве что знаменитых Наумовских гитарных настроек/перестроек перед песнями, не уступающих порой самоценным номерам. А так порядок вещей традиционен: первый CD начинается с краткого приветствия и "Шкодного блюза" и заканчивается объявлением антракта, другой имитирует второе отделение концерта и имеет в финале "Сказку о Карле", "Нью-Йорк, 5 авеню" и "Театр Станиславского". Если б хватило места на бонус (оба диска длятся примерно по 72 минуты), то им бы непременно стала "Я пою" и в качестве коды - для полной аутентичности - овации благодарной публики. Между всем этим можно услышать набор песен, привычный для посетителей, скажем, зала московского ЦДХ: "Этой ночью", "Никак не похоже на блюз", оба "Ночных полета", "Звездная ночь", "Бэйби-блюз", "Рожден, чтоб играть", "Возвращение блудного сына"... Однако в последнее время Наумов все чаще стал отходить от традиционного построения концертов, включая в плей-лист старые, редкие или не часто исполняемые вещи, - не изменил этой тенденции и при отборе композиций для альбома: сюда включены "Тривиальная История", "Азиатская Месса", "Печальные Сказки", "Любовь", прежде вообще никак не издававшиеся.
Поклонник со стажем и опытом может сравнивать концертные варианты уже издававшихся на альбомах песен со студийными, а не издававшихся - с имеющимися на бутлегах, или же сетовать на отсутствие в компиляции тех или иных произведений. Мне, например, давно и остро хочется услышать в качественном звуке "Я не вижу солнца", "Сарабанду" и "Осенний ноктюрн", и при этом я считаю, что "Никак не похоже на блюз" наиболее совершенно звучит на т.н. "Концерте для ДВР""Московский буги", скажем, - на "Live at Speakeasy", а "Я не вижу солнца" - в записи с выступления на V фестивале Ленинградского Рок-клуба). Но на всех не угодишь, и при относительной монолитности круга почитателей Наумова вкусы и пожелания у них все же различны. Есть ведь и такие, которые раз за разом кричат: "Карла" давай!", и они тоже в своем праве. Поэтому никаких претензий к альбому нет и быть не может - песни замечательные, исполнение отличное (изредка - одно из лучших в принципе), атмосфера колдовская, погружение полное... А все остальное рано или поздно воспоследует.
Однако тех, кто Наумова никогда в жизни не слышал, в масштабах страны и мира все-таки абсолютное большинство. Прекрасно это понимая, не считаю все же нужным рассказывать о том, что за музыку сочиняет и играет Юрий Наумов. Тут как раз тот самый случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть. Поэтому, если есть такая возможность, обязательно ходите на концерты, - благо, они случаются в Москве, Петербурге и некоторых иных городах пару раз в году, весной и осенью. Получите если не шок, то уж точно набор сильных эмоций. Если же такой возможности нет, послушайте "Рожден, чтоб играть", - эффект присутствия здесь почти полный. В чем, наверное, и состоит главный смысл существования этого альбома.

20.10.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Юрий НАУМОВ

Дата рождения:

3 мая 1962