У этого альбома долгая и, если пользоваться одним из любимых Юрой эпитетов, причудливая судьба. Вернувшись на родину в апреле 1994 года после четырехлетнего пребывания в Нью-Йорке с единственным конкистадорским концертом, Юрий Наумов убедился, что в России его помнят и любят. Концерт был записан, издан "Филями" (и много позже авторски переиздан самим Наумовым), пластинка пользовалась успехом... Но Юрию хотелось предъявлять своему новому и старому российскому слушателю не концертные и не акустические релизы, - ему по-прежнему, как во времена доэмигрантской "электрической трилогии" ("Блюз в 1000 дней", "Не поддающийся проверке", "Перекати-поле"), хотелось групповой работы, полнозвуковой игры; он все еще пребывал в уверенности, что знаменитой 9-струнной гитары, заменяющей в его руках небольшой оркестр, для правильного оформления и восприятия его песен недостаточно. В мае 1995-го он приехал в Россию снова - не только с концертом, но и для записи электрического альбома. Нашлась и студия, и музыканты, но что-то не задалось: результатом Юра оказался недоволен, и в октябре того же года переписал материал заново - в Калифорнии, с помощью старого знакомого, тоже эмигранта Игоря Абуладзе (гитара, бас, клавишные, перкуссия) и американского барабанщика Рэя Гила. Сам издал альбом, получивший двуязычное название "Violet/Фиолетовый" (любимый цвет Наумова), и в 1996 году привез его в Россию, пребывая в твердом убеждении, что это лучшая его работа.
Однако большинство поклонников его энтузиазма не разделило. Альбом казался им громоздким, невнятно сыгранным и записанным, лишенным присущего Наумову и истово ожидаемого от него мощного гипнотического драйва; в "электричестве" снова была потоплена филигранная гитарная вязь; эти музыкальные решения отнимали у Наумова его уникальность, делали альбом старомодным, скучным... и т. д. В общем, ожидания не оправдались. Наумова никто при этом не разлюбил, но вот "Фиолетовый" до сих пор многие хранят, скорее, как сувенир, не переслушивая.
Ремастированный "Violet" доказал, что переслушивать стоит. Дело не только в почищенном и исправленном звуке, и вовсе не в бонус-треках (Наумов, как обычно, дополнил альбомный материал концертными вариантами тех же песен, - а именно обеих частей "Ночного полета", - чтоб не нарушать целостность программы). Дело, в основном, в дистанции. В изменившемся времени и других стандартах восприятия, из которых ушла жажда стабильности, нежелание принимать отход от канона и признавать право музыканта на эксперимент. А может быть, Юрий своими "Гитарными историями" исподволь внушил своим адептам мысль, что его песни от привлечения электрических звуков не только ничего не теряют, но, напротив, весьма многое приобретают.
Так или иначе, но сейчас "Фиолетовый" слушается совершенно по-другому. Он оказался туманно-прохладным, изысканно-готическим, печально-мерцающим - как драгоценная сапфировая брошь, оброненная за борт корабля. Очень цельным. Очень красивым. Абсолютно не выбивающимся из общего вектора творческого движения Наумова. Абсолютно уместным здесь и сейчас.
Приходится делать вывод, что 8 лет назад альбом попросту не поняли. И Наумов так-таки опередил время. Если не с точки зрения технологий (ремастеринг все же пошел "Фиолетовому" на пользу), то с точки зрения композиторского и музыкантского мышления - точно. Так что все хорошо, что хорошо кончается. И - вовремя издается.
# | Композиция |
---|---|
1. | Песня последнего неба |
2. | Та, с которой шел |
3. | Ночной полет (1) |
4. | Ночной полет (2) |
5. | Поролоновый город |
6. | Сюрреалист |
7. | Еще один несчастный день |
8. | Ночной полет (1) [Live] |
9. | Ночной полет (2) [Live] |
Дата рождения:
3 мая 1962
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)