С тех пор, как я услышала Oi Va Voi впервые, меня все не отпускала мысль: как рождается такая музыка? Откуда она берется, какова ее этимология? Коллеги и интернет-сайты поведали, что музыкальные корни у группы - израильские, хотя среди ее участников можно найти выходцев из России и Венгрии, а квартирует она в Лондоне. Любопытно было узнать, что подход к обработке фолка, исповедуемый Oi Va Voi, нельзя назвать традиционным для современной сцены Израиля. У мировой еврейской эмиграции можно проследить две основных ветви развития: южная + восточная, к которой относятся сефарды, и более "светская" европеизированная (т.н. "ветвь Ашкенази"). Привычный для уха поклонников world-music - это именно клезмер, наследующий традиции Ашкенази. Меж тем, культурные преобразования зачастую не поспевают за миграцией. Стремление сохранить "корни", родные и близкие мотивы и ритмы оказывается важнее следования единожды выбранного направления. В итоге в некоторых регионах сефарды и поклонники клезмер-культуры перемешались - как, например, это происходило на Балканах. А иногда такое смешение традиций можно наблюдать на примере... отдельно взятой группы!
Как признаются участники команды, сами они начинали с традиционного клезмера, и до сих пор исполняют его "на свадьбах и похоронах". Однако ожидать от группы разухабистого балканского алковеселья в духе Бреговича и Кустурицы было бы, по меньшей мере, неразумно. То, что исполняет Oi Va Voi, можно, скорее, охарактеризовать емким словечком "клезмер-клэш".
Русской публике невероятно повезло: в минувшем году компания Союз взялась за
распространение дебютного альбома группы "Laughter Through Tears"
До обидного небольшое количество народа успело ознакомиться с этой пластинкой и
передать свой восторг друзьям и знакомым. Рекламу концерта активной назвать
было никак нельзя. К тому же слушателю существенно затруднили выбор: в день
концерта в нескольких точках города были объявлены другие мероприятия с
заманчивыми именами на афишах: Chumbawamba, Roots Manuva и джазовый
фестиваль с массой хороших имен. Поэтому когда отменился сначала концерт
Chumbawamba, а потом от выступления отказался Roots Manuva, муки выбора
оставили нашу пеструю компанию, и мы целиком отдались предвкушению
счастья.
Клуб набит людьми до отказа. Огромное количество знакомых, с которыми видишься
исключительно на "правильных" концертах, ненавязчивый ди-джейский "разгон"...
Знакомая заставка - и они выходят на сцену: духовая секция, ритм-секция,
барабанщик... а дальше вихрем вылетает искрометная скрипачка Софи (Sophie
Solomon) и начинает композицию "Crimea". Публика заводится с
полоборота: когда на сцене появляется вокалистка и начинает звучать
"Refugee", глаза у музыкантов невольно округляются: эти незнакомые
русские люди им подпевают!
А отчего бы не подпевать? - в программе преобладают композиции с первого
альбома ("Gypsy", "Od Yeshoma", "7 Brothers", "Ladino Song"), однако
иногда звучат и новые песни: "Black Sheep", во время которой исполняется
красивейшее соло на мандолине, "Home"... Эти вещи наполняют нас
ожиданием: второй альбом группа обещает записать к концу года. Клуб стоит на ушах и одинаково тепло встречает как старые, так и новые песни.
В свою очередь, приятно изумлены слушатели:
Софи, чьи родители - наши бывшие соотечественники, отлично общается с залом
по-русски, рассказывая, как днем раньше милиция запретила участникам команды
гулять по Красной площади без обуви, представляя песни и музыкантов, мило
благодаря за теплый прием. В омуте глаз Софи водятся веселые черти: весь вечер
именно на нее
устремлены все объективы и восхищенные взгляды.
Если бы эта женщина-чертенок
родилась мальчиком, она бы играла забойный рок на какой-нибудь безумной
слайд-гитаре. Но в ее тонких руках поет скрипка... что не мешает самой
исполнительнице стремительно перемещаться по небольшому пространству сцены и
рубиться так, как это делают ее суровые собратья из мира хард-рока. Иногда Софи
сменяет скрипку на мелодику, но на стиле ее игры это не сказывается совершенно.
Поймать эту подвижную и экспрессивную фигурку в кадр довольно непросто.
Не отстают от Софи и остальные участники
группы. В Oi Va Voi гармонично все: трогательный, глубокий голос кларнета Стива
Леви (Steve Levi), отличная, деликатная ритм-секция и перкуссии Джоша
Бреслава (Josh Breslaw). Мультиинструменталиста Лемеза Ловаса (Lemez
Lovas - это, вообще-то, по-венгерски значит "DJ", а самого музыканта зовут
Джонатан) заменил местный трубач Миша, удачно вписавшийся в эту пеструю и
талантливую компанию.
На дворе уже час ночи, но никто не спешит расходиться. Музыкантов вызывают
на бис такими аплодисментами, что, кажется, сейчас рухнут стены. И вот они
выходят - и исполняют сначала новую песню "Further Deeper", а потом -
хором, вместе с заведенным до предела залом - свою знаменитую "Refugee".
Через два месяца мы снова услышим их на "Сигете" и обязательно постараемся
узнать у Софи, как восприняли музыканты Oi Va Voi свой московский концерт.
Будет приятно, если им так же понравилось играть, как нам - слушать и танцевать
под их музыку.
1965 – Концерт Rolling Stones в лондонском Ice House был остановлен полицией через 15 минут после его начала - из-за беспорядков. Мик Джаггер пообещал расстроенной толпе, что группа вернется и сыграет "концерт-компенсацию", но это случилось лишь спустя 40 лет »»
J.B. HUTTO (1926)
Herman FOSTER (1928)
Francis LAI (1932)
Giorgio MORODER (1940)
Gary WRIGHT (1943)
Lakshminarayana SHANKAR (1950)
Рустем Баянович БУЛАТОВ (1980)