С тех пор, как я услышала Oi Va Voi впервые, меня все не отпускала мысль: как рождается такая музыка? Откуда она берется, какова ее этимология? Коллеги и интернет-сайты поведали, что музыкальные корни у группы - израильские, хотя среди ее участников можно найти выходцев из России и Венгрии, а квартирует она в Лондоне. Любопытно было узнать, что подход к обработке фолка, исповедуемый Oi Va Voi, нельзя назвать традиционным для современной сцены Израиля. У мировой еврейской эмиграции можно проследить две основных ветви развития: южная + восточная, к которой относятся сефарды, и более "светская" европеизированная (т.н. "ветвь Ашкенази"). Привычный для уха поклонников world-music - это именно клезмер, наследующий традиции Ашкенази. Меж тем, культурные преобразования зачастую не поспевают за миграцией. Стремление сохранить "корни", родные и близкие мотивы и ритмы оказывается важнее следования единожды выбранного направления. В итоге в некоторых регионах сефарды и поклонники клезмер-культуры перемешались - как, например, это происходило на Балканах. А иногда такое смешение традиций можно наблюдать на примере... отдельно взятой группы!
Как признаются участники команды, сами они начинали с традиционного клезмера, и до сих пор исполняют его "на свадьбах и похоронах". Однако ожидать от группы разухабистого балканского алковеселья в духе Бреговича и Кустурицы было бы, по меньшей мере, неразумно. То, что исполняет Oi Va Voi, можно, скорее, охарактеризовать емким словечком "клезмер-клэш".
Русской публике невероятно повезло: в минувшем году компания Союз взялась за
распространение дебютного альбома группы "Laughter Through Tears"
До обидного небольшое количество народа успело ознакомиться с этой пластинкой и
передать свой восторг друзьям и знакомым. Рекламу концерта активной назвать
было никак нельзя. К тому же слушателю существенно затруднили выбор: в день
концерта в нескольких точках города были объявлены другие мероприятия с
заманчивыми именами на афишах: Chumbawamba, Roots Manuva и джазовый
фестиваль с массой хороших имен. Поэтому когда отменился сначала концерт
Chumbawamba, а потом от выступления отказался Roots Manuva, муки выбора
оставили нашу пеструю компанию, и мы целиком отдались предвкушению
счастья.
Клуб набит людьми до отказа. Огромное количество знакомых, с которыми видишься
исключительно на "правильных" концертах, ненавязчивый ди-джейский "разгон"...
Знакомая заставка - и они выходят на сцену: духовая секция, ритм-секция,
барабанщик... а дальше вихрем вылетает искрометная скрипачка Софи (Sophie
Solomon) и начинает композицию "Crimea". Публика заводится с
полоборота: когда на сцене появляется вокалистка и начинает звучать
"Refugee", глаза у музыкантов невольно округляются: эти незнакомые
русские люди им подпевают!
А отчего бы не подпевать? - в программе преобладают композиции с первого
альбома ("Gypsy", "Od Yeshoma", "7 Brothers", "Ladino Song"), однако
иногда звучат и новые песни: "Black Sheep", во время которой исполняется
красивейшее соло на мандолине, "Home"... Эти вещи наполняют нас
ожиданием: второй альбом группа обещает записать к концу года. Клуб стоит на ушах и одинаково тепло встречает как старые, так и новые песни.
В свою очередь, приятно изумлены слушатели:
Софи, чьи родители - наши бывшие соотечественники, отлично общается с залом
по-русски, рассказывая, как днем раньше милиция запретила участникам команды
гулять по Красной площади без обуви, представляя песни и музыкантов, мило
благодаря за теплый прием. В омуте глаз Софи водятся веселые черти: весь вечер
именно на нее
устремлены все объективы и восхищенные взгляды.
Если бы эта женщина-чертенок
родилась мальчиком, она бы играла забойный рок на какой-нибудь безумной
слайд-гитаре. Но в ее тонких руках поет скрипка... что не мешает самой
исполнительнице стремительно перемещаться по небольшому пространству сцены и
рубиться так, как это делают ее суровые собратья из мира хард-рока. Иногда Софи
сменяет скрипку на мелодику, но на стиле ее игры это не сказывается совершенно.
Поймать эту подвижную и экспрессивную фигурку в кадр довольно непросто.
Не отстают от Софи и остальные участники
группы. В Oi Va Voi гармонично все: трогательный, глубокий голос кларнета Стива
Леви (Steve Levi), отличная, деликатная ритм-секция и перкуссии Джоша
Бреслава (Josh Breslaw). Мультиинструменталиста Лемеза Ловаса (Lemez
Lovas - это, вообще-то, по-венгерски значит "DJ", а самого музыканта зовут
Джонатан) заменил местный трубач Миша, удачно вписавшийся в эту пеструю и
талантливую компанию.
На дворе уже час ночи, но никто не спешит расходиться. Музыкантов вызывают
на бис такими аплодисментами, что, кажется, сейчас рухнут стены. И вот они
выходят - и исполняют сначала новую песню "Further Deeper", а потом -
хором, вместе с заведенным до предела залом - свою знаменитую "Refugee".
Через два месяца мы снова услышим их на "Сигете" и обязательно постараемся
узнать у Софи, как восприняли музыканты Oi Va Voi свой московский концерт.
Будет приятно, если им так же понравилось играть, как нам - слушать и танцевать
под их музыку.
Shorty ROGERS (1924)
Gene AMMONS (1925)
Morton SUBOTNICK (1933)
Николай ПЕТРОВ (1943)
Ritchie BLACKMORE (1945)
Sonja KRISTINA (1949)
Петр МАМОНОВ (1951)
Плетнев МИХАИЛ (1957)
Егор ТИМОФЕЕВ (1976)