Несмотря на явно не лучшее самочувствие, Хвост выступал регулярно в течение всего последнего года жизни, с самого возвращения в Россию в марте: видимо, истосковался по живой публике, выходящей за пределы узкого дружеского круга. Так что, строго говоря, концерт 8 декабря в ЦДХ не был задуман как вечер памяти Алексея Хвостенко; он был назначен давно, просто как очередной концерт Хвоста.
Но случилось то, что случилось. Как известно, ни один из билетов, проданных на последний, не состоявшийся концерт Элвиса, не был возвращен в кассу. Точно такой же аншлаг был зафиксирован и на последнем, несостоявшемся "Гамлете" с участием Высоцкого.
Алексей Хвостенко "пошел еще дальше": зал
ЦДХ был полон, и я уверен, большая
часть зрителей купила билеты уже после 1 декабря, когда Хвоста не стало.
Впрочем, что значит - "не стало"? Применительно к таким незаурядным творческим
людям как Хвост, такие, казалось бы незыблемые понятия, как-то размываются и
теряют смысл. "Стало - стало, было - не было", как поет Леонид Федоров -
давний и, пожалуй, в творческом смысле самый плодотворный соавтор Хвоста.
Неудивительно, что лучше всего это
получилось у дочери Хвоста Анны.
Выйдя на сцену, она извинилась, что унаследовала от папы плохую память на
тексты и раскрыла книжку. Но потом исполнила шаманскую "Не слышу птиц я в
ветвях деревьев" так чисто и так правильно, что просто перехватывало
дыхание. Впрочем, прочие музыканты тоже искренне
старались - оно и понятно, ведь все
пришли по велению сердца.
Ольга Арефьева спела "Орландину" так, как она
уже много лет регулярно поет ее на своих концертах и "Одна могила" -
типично хвостовскую шутку над еврейской "Хава Нагила". Анатолий
Герасимов, практически не уходивший со сцены по праву ближайшего друга и
даже родственника, исполнил со своим квартетом инструментальную вариацию на
тему "Конь унес любимого".
Алексей Паперный заявил, что песен
Хвоста петь не умеет и исполнил свою "А я всё думал о том как наша жизнь
легка" - очень, по его словам, подходящую к случаю. Умка, Силя и
Герберт Моралес также перемешивали свои и хвостовские песни, причем
упертый растаман Гера Моралес проявил себя с неожиданной стороны,
безукоризненно исполнив классические английские "Зеленые рукава" -
оказывается, Хвост и на них успел написать русский текст... Но дальше всех
пошел Армен Григорян - он исполнил известную всем чуть ли
не с XIX века песенку про то, как "вьются кудри, вьются кудри:", на полном
серьезе объявив ее тоже хвостовской. Воистину, Хвост - как Пифагор:
пифагорейцы тоже уверяли, что их мистический учитель открыл всё, что только
было открыто, в том числе за много лет до рождения и через много лет после
телесной смерти Пифагора.
Уход в мистику здесь не случаен: ближе к
концу вечера она явственно стала
занимать всё больше и больше места в программе. Начать с того, что концерт
состоялся ровно на девятый день после смерти Хвоста и организовавший его
Андрей Тропилло вполне резонно предположил, что его душа бродит где-то
рядом. Дальше - больше. После того, как Дмтирий Шагин проревел "Чайник
вина", Тропилло как ни в чем не бывало, что прямо сейчас музыканты группы
Degeneratos - последней, с которой выступал и записывался Хвост, запишут
мини-альбом Хвоста. Они наложат свои живые инструменты на записанный в ноябре
голос Хвостенко, и где-то в январе он, Тропилло, надеется выпустить
получившуюся запись как концертный альбом Хвоста.
После этого, как кульминация концерта, действительно зазвучал знакомый всем
неповторимый хриплый голос, поющий хорошо всем знакомые песни - в том числе,
конечно, и "Рай".
Одна из выступавших - давняя подруга Хвоста по имени Татьяна, прежде чем спеть
(в сопровождении тульского рок-музыканта Дмитрия Булыгина) хвостовскую
песню про войну во Вьетнаме (по ее словам, Алексей впервые спел ей эту песню,
когда ему был 21 один год - около той самой греческой церкви, о которой писал
Бродский) справедливо заметила, что Хвост у каждого был свой, каждый
воспринимал его по-своему. Но все, я уверен, согласятся с Умкой, сказавшей:
"Хвост прожил потрясающую жизнь. Он делал что хотел, клал абсолютно на все -
на государство, на так называемую культуру, он любил многих женщин и женщины
ревновали его друг к другу. Поэтому ему и была дарована легкая смерть".
Федоров по праву выступал первым, после вступительных слов питерского
человека-митька Дмтирия Шагина. Исполнив "Конь унес любимого" и
"Поедем, поедем" (кстати услышанную мною впервые в 1997 году именно с
его голоса и именно здесь, в ЦДХ
Ну и совсем в заключение все выступавшие музыканты, а также припоздавшая
Рада грянули настоящий хвостовский гимн - "мы всех лучше, мы всех
краше".
С этим трудно не согласиться.
Алексей Хвостенко умер во сне. И теперь его песни стали по-настоящему
народными.
Дата рождения:
14 ноября 1940
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)