26 ноября Zdob Si Zdub отыграли в
Москве концерт в поддержку своего нового альбома "450 овец". С
этим альбомом Здубы уже успели проехаться по Центральной и Восточной Европе,
где выступили на нескольких фестивалях и заняли первые места в чартах
музыкальных радиостанций. Путь "овец" к нашему слушателю был долгим и
тернистым: русская версия альбома появилась в продаже с некоторым запозданием
по сравнению с европейским релизом, и содержит 12 треков, из которых три песни
- на русском языке. Главный хит "Everybody in the casa mare"
записан группой в двух версиях: румынской и русской - с Гариком
Сукачевым. Альбом получился очень фольклорным и противоречивым, вместив в
себя плоды сотрудничества музыкантов с разными интересными людьми. Так, в 2000
году на Рождество Здубы познакомились с ансамблем румынских цыган-лэутаров -
тарафом Ягало из села Мырша, и использовали голоса и инструменты
музыкантов в записи. С одним из музыкантов - 69-летним вокалистом тарафа
Василе Дину - музыканты вместе гастролируют. На пластинке также нашлось
места для детского хора, разговоров с чабанами и множества других невероятных вещей.
Это интервью было взято нами у музыкантов группы в тот момент, когда Zdob Si
Zdub впервые опробовали новую программу на европейской публике - и были приняты
с восторгом. В разговоре принимали участие гитарист Святослав Страуш,
вокалист Роман Ягупов и ударник Анатолий Пугач.
Святослав Старуш, кличка "Рыжий", гитарист группы с момента ее основания:
- У нас в этом году вышел альбом, и тот сет, который мы
играем сейчас - это стандартный сет в его поддержку, который мы играем уже
месяца три, с вариациями. Мы склонны произвольно пользоваться порядком песен в
списке, но есть набор песен - штук 20 - которые мы играем, и из них процентов
40 - песни с нового альбома.
Звуки.Ru: Расскажи как создавался новый альбом.
Слава: - Альбом мы писали у себя дома, потому что ехать в Лондон денег
не было, и мы вообще его очень долго писали. Мы его сочиняли прямо на студии, в
спокойной обстановке. Если бы мы это делали в Лондоне, мы бы просто влезли в
долги и повесились. Одну гитару, свои партии, я писал, поначалу даже не
представляя, что это будут за песни. Это было просто музыкальное полотно.
Звуки.Ru: А в какой момент появились 450 овец?
Слава: - Это название вообще многих веселит. Дело в том, что это
концептуальный альбом: овцы - это символ чего-то антиурбанистического.
Звуки.Ru: Возврат к природе?
Слава: - Да. От урбанистики быстро устаешь, едет крыша, возникает
тяга к тишине и рыбалке. Во время работы над альбомом мы часто выезжали на
природу и записывали какие-то звуки, диалоги с пастухами... 450 овец - это
вообще среднее количество овец в отаре: от 400 до 500. Мы ездили в поля -
звукорежиссер, басист и я, бегали за овцами с магнитофонами, разговаривали с
чабанами. Потом слушали диалоги и смеялись. Наш басист - музыкальный идеолог,
но идею счета овец продвинул именно он.
Звуки.Ru: Лозунг "назад к природе" особенно забавно звучит
сейчас, когда в ваших работах стал все чаще звучать возврат к откровенному
хард-кору. У вас уже был крен в танцевальный попс...
Слава: - Да, и мы сразу
стали играть на privat-party, в казино.
Это очень большая школа, я тебе скажу. Публика там кардинально отличается от
нашей привычной рок-публики. Поэтому часто нам приходилось подождать, пока они
еще сильнее выпьют и начнут танцевать на столах, кидаясь бокалами от избытка
чувств. В пару новогодних концертов с нами из Кишинева поехали исполнители
бальных танцев - там было такое!.. На нас падали пьяные люди, нам подпевали...
Уклон в танцевальный поп - это альбом "Агроромантика", мы его
записали на той же студии, на которой записывали "Видели ночь". Песня
получилась, она звучала - и мы решили: а давайте запишем здесь альбом. Писали
среди гастролей, зачастую просто спали на студии, пока кто-то писал свою
партию. Но вещи на этих вещах - довольно серьезные, мы их сейчас играем на
концертах в другой стилистике - под них колбасятся нечеловечески! Нам за этот
альбом абсолютно не стыдно. Но люди, которые следят за нашим творчеством с 1996
года, конечно, его восприняли с трудом. К тому же, тогда уходил наш барабанщик
Толян, и мы добавили духовые - очень изменилось звучание, стало более фолковым.
Сейчас Толян вернулся, хотя фолка меньше не стало. К примеру, наш МС
Василе, с которым мы выступаем и записали "Everybody in the Casa
Mare" - это настоящий цыганский аутентичный певец, исполнитель народных
песен. Он обладает самым мощным голосом в регионе южного Дуная и репертуаром
из 50 песен.
Звуки.Ru: Вы нашли его в селе? Он - сельский музыкант?
Слава: - Такие исполнители, как он, обучаются пению с пяти лет.
Ансамбли, в которых поют эти цыгане, называются "тараф". Василе
никогда не выезжал раньше за пределы своего села. Разъезжает с нами нечасто -
все-таки, пожилой человек. Но ему это нравится, у него даже иногда "звезда
включается". Я как-то послушал, что он в интервью говорит: "Ну, я
нашел парней, парни нашли меня, я сочинил эту песню..." Красиво излагает -
Остап Бендер отдыхает. Прикольный мужик.
Звуки.Ru: Но значит ли это, что вы и дальше будете придерживаться
фольклорной стилистики? Или надежда на хард-кор в вашем творчестве все-таки остается?
Слава: - Мы всегда этим занимались, и сейчас не особенно изменяем
своему стилю. Вернулся барабанщик - изменилось звучание. Наш барабанщик вообще
тяготеет к альтернативе, он еще играет с Паштетом в его проекте
FAQ. Они даже альбом записали. И нам тоже больше нравится играть для
продвинутой молодежи.
Звуки.Ru: Для молодежи?! Да ладно, не лечи меня. Для молодежи играют O-zone!
Слава: - Ну, не только они. Нам этим летом исполнилось 10 лет. И
на наши концерты приходят и дети и бабушки. Это очень ценно.
Звуки.Ru: А с чем связана поздняя презентация альбома в России?
Слава: - На Западе альбом
издал Warner, он начал продаваться еще
весной в Австрии. В России он вышел с некоторым запозданием, потому что
выпускает его там не Warner. Скажу тебе, что большой процент композиций - это
каверы на древние, 300-летние вещи, которые в Румынии играют все: от самых
попсовых до фолковых команд. Я читал интервью с P. J. Harvey, она говорила, что
хорошая музыка может звучать отовсюду - она может играть в соседнем пабе,
просто ты ее не видел по MTV. И ты даже никогда не узнаешь их название. Я с
такими случаями встречался в Восточной Европе нереальное количество раз. В
Голландии, на "Евросонике", я слышал несколько групп - патентованные
группы того же плана просто отдыхают. Может быть, все дело в языковом барьере,
а может - в контрактах с мэйджорами, кто знает?
Звуки.Ru: Но вы-то поете на своем языке, и контракт у вас сравнительно недавно...
Слава: - Мы ведь начинали с песен на английском языке: рэп-кор
типа Biohazard, Clawfinger.. Эти вещи входили в сборники "Учитесь
плавать".
Звуки.Ru: - Ну вот, но ты же не можешь утверждать, что английский язык
- это дверь в большой шоу-бизнес? И на фига тогда вы пишете на русском?
Слава: - Да, нас часто об этом спрашивают. Но, с другой стороны,
нам хочется быть и в России популярными. Но, на самом деле, мы мождем петь хоть
на китайском. Голос и текст - это тоже инструменты. Первый наш альбом был
полностью на русском языке.
Звуки.Ru: - Вас тогда только начали спрашивать "Что значит название
вашей группы"?
Слава: - Да, а мы отвечали: это значит "Здубы в**ывают очень
крепко!" Начнем с того, что молдавский и румынский языки похожи, но румыны
так не говорят: здубак - это подзатыльник, но они говорят
"здоб-здуб". А так, как мы себя назвали, - так говорят молдавские цыгане.
Звуки.Ru: А МС Василе на ваши тексты как реагирует? Он ведь из другого
поколения...
Слава: - У нас, кстати, не так уж много ненормативной лексики в
текстах. Да и он тоже иногда так завернет... на румынском. Я даже не всегда
понимаю. Но поем-то мы о довольно общих вещах: любовь, секс...
Звуки.Ru: Овцы...
Слава: - Нет! (смеется) Овца - это просто символ. Это очень
сложное животное.
Звуки.Ru: Вас уже успели спросить, какое отношение альбом имеет к
творчеству Харуки Мураками?
Слава: - Да, и неоднократно. Никакого. Мы его не читали. Михай
читал, ему понравилось. Я бы на наш юбилейный концерт придумал что-нибудь на
тему 450 овец.
Звуки.Ru: - Пригласить 450 человек?
Слава: - Почему нет? Людям нужен фетиш! Овца - это отличный фетиш!
Когда мы презентовали альбом в Кишиневе, нам на сцену передавали плюшевых
овец. Я потом овцу домой принес, все веселились очень.
Анатолий Пугач, барабанщик:
Звуки.Ru: Почему ты уходил из группы?
Анатолий: Во-первых, были
тяжелые времена. До 98-го года я поиграл,
мы съездили в Германию, и я ушел - мне было сложно, у меня большая семья, мне
нужно было им помогать. А группа меня тогда не кормила, и мне пришлось уехать в
Москву.
Звуки.Ru: А как образовался твой проект с Паштетом?
С 98 года по 200й я вообще не играл - положил палки на полочку. А в 2000-м я
услышал по MYV, что Паштет покинул IFK. А раньше мы часто ездили в
оскву, и часто встречались с Паштетом, дружили. Я позвонил ему, спросил
"что делаешь?" Он говорит: ничего. Я предложил: а давай поиграем.
Звуки.Ru: - И они поиграли...
Анатолий: Да, и вот мы поиграли, создали коллектив под названием FAQ
Звуки.Ru: Вам название проекта при его продвижении не мешало?
Анатолий: Мы консультировались с Александром Ф. Скляром, он
говорит: Ребята, нормальное название!" Паштет вообще западает на
аббревиатуры: IFK, FAQ: Нашли потом басиста, гитариста... Москва большая, а
музыкантов нет. В конце концов пришли к тому же - с Паштетом у нас тогда работа
застопорилась, и я вернулся в Zdob Si Zdub. Но, конечно, мне это тяжеловато: я
родился в Молдавии, но мне ближе все-таки Россия. У меня тут уже дом, я пять
лет в России живу, я человек мегаполиса, привык к быстрым переменам.
Приезджаешь в Молдавию - говоришь "ребята, не успеваем! - Не волнуйся, все успеваем!
Звуки.Ru: Но ведь все успеваете, в итоге?
Анатолий: В итоге успеваем. Но это очень тяжело.
Роман Ягупов, вокалист и автор песен:
Роман Ягупов: Когда в твоей жизни надолго устанавливается период
клубных концертов, очень чувствуется, что ты только чо вышел из клуба. Мы
играем очень разные концерты - от клубов до стадионов, поэтому нам легче
приспособиться. Программа, которую мы играем, начиная с весны, - это подборка
более попсовых вещей, много там с последнего альбома, но там есть и пара ужасно
древних песен.
Звуки.Ru: Я как-то обратила внимание, какой чудовищный слэм устраивают
на песне "Видели ночь" люди, не знающие русского языка...
Роман: - Да, мы эту песню сейчас исполняем в манере, больше
напоминающей Bad Religion - такой калифорнийский панк-рок.
Звуки.Ru: Вы часто переводите свои песни на русский - почему бы вам не
перевести "Видели ночь" на румынский? Чего вам стоит?
Роман: - Вообще мы думали, что если бы мы сделали эту вещь на
английском - полностью, всю, то Цой тут будет вообще ни при чем. Потому что
если текст убрать - это будет уже полностью наша композиция,. Потому что мы
сделали довольно смелый кавер, очень творчески к нему подошли.
Звуки.Ru: - Да, этот кавер - вообще один из моих любимых на Кинотрибьюте.
Роман: - Нам было непросто выбрать песню для трибьюта, потому
что нас, поющих "Мы ждем перемен", я себе не очень представляю. А
"Видели ночь" - как-то по духу подошла. Хотя с этой песней
были сложности, потому что ее сначала хотели петь все вместе. Но потом нам разрешили.
Звуки.Ru: В Москве чаще всего по эфирам гоняют вашу
"Агроромантику". Я честно скажу, что этот альбом мне не очень
нравится, я предпочитаю ваши хард-коровые альбомы.
Роман: - Первый альбом мне не нравится,
"Агроромантика" записана тоже неправильно... Но музыкантам часто не
нравятся их альбомы, так что это, наверно, нормальное явление.
Звуки.Ru: А последний альбом?
Роман: - Звуком мы недовольны. Записывали-то мы его у себя дома.
Русское оформление мне не нравится. То, что продается в Австрии, Словакии и
Румынии - мы делали сами, это была творческая работа. Но на альбоме есть вещи,
которые мне действительно нравятся. Так получилось, что когда мы только взяли в
руки гитары, мы сразу попали в такую сильную струю, что популярность опережала
наши возможности и наш ум. А сейчас мы толькол начинаем ее догонять. Мы же все
самоучки, до сих пор учимся и смешиваем несовместимые вещи.
Звуки.Ru: Но ведь вы играете ту же музыку, которую до вас играли ваши
бабушки и дедушки - вы ее просто играете в другой подаче. Вам не хотелось бы
издать отдельный сборник фолк-вещей?
Роман: - С удовольствием. Только когда? Все мои дни заполнены
гастролями. Мы все время в пути, а все остальное время пытаемся постирать себе
носки, увидеть своих детей, которые растут вдали от нас, и запаисаться. Вот уже
10 лт мы в пути - на поездах, самолетах и так далее. Я за это время видел массу
интересного: закатов, восходов, людей, рек, полей, звезд...
Звуки.Ru: Вы в свое время делали песню на стихи Бернса в переводе
Маршака - "Ты меня оставила". Не самое популярное стихотворение, его
редко обрабатывают. Почему?
Роман: - Не знаю. Просто нужно было написать песню на русском языке.
Звуки.Ru: То есть был такой заказ - написать песню на русском языке?
Роман: - Конечно. Заказы есть у всех: звонит группа Океан
Ельзи: "мы вас просим написать песню на русском". - "Идите в жопу". Типа того.
Звуки.Ru: А тебе легко перескакивать с одного языка на другой?
Роман: - Каждый язык определяет сврою стилистику: русский - такой
протяжный (поет) - "Ничто впооооолюшкеееее неееее
колыыыыышетсяаааааа!" - молдавские песни, в которых четкий рубленый
ритм, на русский размер просто не ложатся. И наоборот. Я, наверно, просто не
буду больше перекладывать свои песни с одного языка на другой.
Звуки.Ru: Очень часто пение на другом языке обусловлено конъюнктурой.
Группа пытается заказывать английскую версию переводчику, но, кажется, что-то
существенное теряет при таком переводе. Ты знаешь удачные примеры?
Роман: - Главное - чтобы тебе было гармонично. Важны и ритм, и
гармония - все выразительные средства. Например, у Стинга есть и английский
вариант альбома, и испанский. Или у Гэбриела.
Звуки.Ru: Но вот ваших новых песен в русском радиоформате нет - крутят
преимущественно старые...
Роман: - Нет. Но не поэтому. Мы даже записали специально на этом
альбоме одну песню на русском с Гариком Сукачевым, но ее не взяли на
радио, сказали - "слишком жизнерадостная". А я рад, что ее не взали:
меньше будет концертов, я буду больше времени проводить со своим ребенком,
учить с ним азбуку! Буду более здоровым человеком. Я не могу чисто физически
сегодня выступать в Бухаресте, а завтра в Омске - это очень тяжело.
Звуки.Ru: - Но ведь достаточно посмотреть на ваше выступление, чтобы
увидеть: вас в России ждут, у вас куча поклонников...
Роман: Это как в отношениях мужчины и женщины: есть страсть, а есть
ровное чувство. Не может быть группа всегда популяроной. Если бы какая-нибудь
группа поселилась в России, сначала это было бы здорово, но потом это бы
приелось. Мы с удоврольствием играли в Ростове в том году с Гариком -
суперконцерт! Но в России мы не живем. В мире столько интересных коллекнивов,
которых нет ни на MTV, ни на радио - они интереснее, чем многие из нас!
Звуки.Ru: - Ты проявляешь трогательное единодушие со Славой.
Роман: - Да вообще нет никаких критериев у музыки - когда
приходишь в деревню, и берут скрипку и контрабас с двумя струнами толщиной в
бельевую веревку, и поет бабушка, а кто-то танцует, или плачет - вот это
музыка!..
Звуки.Ru: А что необходимо, чтобы группа хорошо отыграла концерт,
чтобы ее "несло"?
Роман: - Это зависит от очень многих вещей. Для начала, с
технических: звук - и на сцене, и со сцены. Энергетически - группа может быть
полностью опустошена, и выложится еще до выхода на сцену. Еще важно, как
построена программа, насколько группа опытна, и насколько она способна
перестроиться. И от публики, разумеется. Достаточно нарушиться этой цепочке - и
выступление нарушено. У каждого свой стиль: "Бейте в ладоши, суки!",
"Мне грустно, я умираю от любви", "Эх, раз - еще раз!" -
это очень разный подход, и разные группы его по-разному реализуют. Мне больше
нравятся группы с яркой подачей. Я, например, обожаю группу Звуки Му!
Звуки.Ru: - Когда ты будешь в возрасте Мамонова, ты это все уже
оставишь, или будешь рубиться до последнего?
Роман: - Думаю, что я бы
хотел дойти до такой формы, когда все
технически будет доведено до очень качественного уровня, потому что с этим у
нас проблем, конечно, хватает. Я хочу, чтобы все было осознанно, чтобы все - от
и до - было законченным механизмом. Тогда отпадает суета, волнения, лишние
энергетические и эмоциональные проблемы.
Звуки.Ru: Знаешь, я как-то разговаривала на эту тему с Марком
Элмондом, и он сказал, что как раз тогда, когда у него в жизни все стало
налажено, все концерты стали идеальны, ему все это мгновенно опротивело.
Роман: - имел в виду механизм, а не пластмассу внутри. У него
все происходит четко, а остальное время можно посвятить творчеству, общению с Богом...
Звуки.Ru: - И последний вопрос. Нас читает весь мир. Кому бы ты хотел
передать привет, и в какой точке земного шара?
Роман: - Я хотел бы передать огромный привет всей русской
рок-н-ролльной тусовке. Потому что наша история все-таки началась в москве, где
мы получили такой заряд и такой опыт фирменных групп чо до сих пор в Румынии
это считают за авторитет: мы играли с RHCP, это - История. Я перед
москвичами снимаю шляпу.
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...
Подробности из жизни:
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?
Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)