ZDOB SI ZDUB  "Овца - это отличный фетиш!"

Недавно Zdob Si Zdub отыграли в Москве концерт в поддержку своего нового альбома "450 овец". С этим альбомом Здубы уже успели проехаться по Европе. Путь "овец" к нашему слушателю был долгим и тернистым. Это интервью было взято нами у музыкантов, когда они впервые опробовали новую программу на европейской публике. В разговоре принимали участие гитарист Святослав Старуш, вокалист Роман Ягупов и ударник Анатолий Пугач...

26 ноября Zdob Si Zdub отыграли в Москве концерт в поддержку своего нового альбома "450 овец". С этим альбомом Здубы уже успели проехаться по Центральной и Восточной Европе, где выступили на нескольких фестивалях и заняли первые места в чартах музыкальных радиостанций. Путь "овец" к нашему слушателю был долгим и тернистым: русская версия альбома появилась в продаже с некоторым запозданием по сравнению с европейским релизом, и содержит 12 треков, из которых три песни - на русском языке. Главный хит "Everybody in the casa mare" записан группой в двух версиях: румынской и русской - с Гариком Сукачевым. Альбом получился очень фольклорным и противоречивым, вместив в себя плоды сотрудничества музыкантов с разными интересными людьми. Так, в 2000 году на Рождество Здубы познакомились с ансамблем румынских цыган-лэутаров - тарафом Ягало из села Мырша, и использовали голоса и инструменты музыкантов в записи. С одним из музыкантов - 69-летним вокалистом тарафа Василе Дину - музыканты вместе гастролируют. На пластинке также нашлось места для детского хора, разговоров с чабанами и множества других невероятных вещей.
Это интервью было взято нами у музыкантов группы в тот момент, когда Zdob Si Zdub впервые опробовали новую программу на европейской публике - и были приняты с восторгом. В разговоре принимали участие гитарист Святослав Страуш, вокалист Роман Ягупов и ударник Анатолий Пугач.

Святослав Старуш, кличка "Рыжий", гитарист группы с момента ее основания:
- У нас в этом году вышел альбом, и тот сет, который мы играем сейчас - это стандартный сет в его поддержку, который мы играем уже месяца три, с вариациями. Мы склонны произвольно пользоваться порядком песен в списке, но есть набор песен - штук 20 - которые мы играем, и из них процентов 40 - песни с нового альбома.
Звуки.Ru: Расскажи как создавался новый альбом.
Слава: - Альбом мы писали у себя дома, потому что ехать в Лондон денег не было, и мы вообще его очень долго писали. Мы его сочиняли прямо на студии, в спокойной обстановке. Если бы мы это делали в Лондоне, мы бы просто влезли в долги и повесились. Одну гитару, свои партии, я писал, поначалу даже не представляя, что это будут за песни. Это было просто музыкальное полотно.
Звуки.Ru: А в какой момент появились 450 овец?
Слава: - Это название вообще многих веселит. Дело в том, что это концептуальный альбом: овцы - это символ чего-то антиурбанистического.
Звуки.Ru: Возврат к природе?
Слава: - Да. От урбанистики быстро устаешь, едет крыша, возникает тяга к тишине и рыбалке. Во время работы над альбомом мы часто выезжали на природу и записывали какие-то звуки, диалоги с пастухами... 450 овец - это вообще среднее количество овец в отаре: от 400 до 500. Мы ездили в поля - звукорежиссер, басист и я, бегали за овцами с магнитофонами, разговаривали с чабанами. Потом слушали диалоги и смеялись. Наш басист - музыкальный идеолог, но идею счета овец продвинул именно он.
Звуки.Ru: Лозунг "назад к природе" особенно забавно звучит сейчас, когда в ваших работах стал все чаще звучать возврат к откровенному хард-кору. У вас уже был крен в танцевальный попс...
Слава: - Да, и мы сразу стали играть на privat-party, в казино. Это очень большая школа, я тебе скажу. Публика там кардинально отличается от нашей привычной рок-публики. Поэтому часто нам приходилось подождать, пока они еще сильнее выпьют и начнут танцевать на столах, кидаясь бокалами от избытка чувств. В пару новогодних концертов с нами из Кишинева поехали исполнители бальных танцев - там было такое!.. На нас падали пьяные люди, нам подпевали... Уклон в танцевальный поп - это альбом "Агроромантика", мы его записали на той же студии, на которой записывали "Видели ночь". Песня получилась, она звучала - и мы решили: а давайте запишем здесь альбом. Писали среди гастролей, зачастую просто спали на студии, пока кто-то писал свою партию. Но вещи на этих вещах - довольно серьезные, мы их сейчас играем на концертах в другой стилистике - под них колбасятся нечеловечески! Нам за этот альбом абсолютно не стыдно. Но люди, которые следят за нашим творчеством с 1996 года, конечно, его восприняли с трудом. К тому же, тогда уходил наш барабанщик Толян, и мы добавили духовые - очень изменилось звучание, стало более фолковым. Сейчас Толян вернулся, хотя фолка меньше не стало. К примеру, наш МС Василе, с которым мы выступаем и записали "Everybody in the Casa Mare" - это настоящий цыганский аутентичный певец, исполнитель народных песен. Он обладает самым мощным голосом в регионе южного Дуная и репертуаром из 50 песен.
Звуки.Ru: Вы нашли его в селе? Он - сельский музыкант?

Слава: - Такие исполнители, как он, обучаются пению с пяти лет. Ансамбли, в которых поют эти цыгане, называются "тараф". Василе никогда не выезжал раньше за пределы своего села. Разъезжает с нами нечасто - все-таки, пожилой человек. Но ему это нравится, у него даже иногда "звезда включается". Я как-то послушал, что он в интервью говорит: "Ну, я нашел парней, парни нашли меня, я сочинил эту песню..." Красиво излагает - Остап Бендер отдыхает. Прикольный мужик.
Звуки.Ru: Но значит ли это, что вы и дальше будете придерживаться фольклорной стилистики? Или надежда на хард-кор в вашем творчестве все-таки остается?
Слава: - Мы всегда этим занимались, и сейчас не особенно изменяем своему стилю. Вернулся барабанщик - изменилось звучание. Наш барабанщик вообще тяготеет к альтернативе, он еще играет с Паштетом в его проекте FAQ. Они даже альбом записали. И нам тоже больше нравится играть для продвинутой молодежи.
Звуки.Ru: Для молодежи?! Да ладно, не лечи меня. Для молодежи играют O-zone!
Слава: - Ну, не только они. Нам этим летом исполнилось 10 лет. И на наши концерты приходят и дети и бабушки. Это очень ценно.
Звуки.Ru: А с чем связана поздняя презентация альбома в России?
Слава: - На Западе альбом издал Warner, он начал продаваться еще весной в Австрии. В России он вышел с некоторым запозданием, потому что выпускает его там не Warner. Скажу тебе, что большой процент композиций - это каверы на древние, 300-летние вещи, которые в Румынии играют все: от самых попсовых до фолковых команд. Я читал интервью с P. J. Harvey, она говорила, что хорошая музыка может звучать отовсюду - она может играть в соседнем пабе, просто ты ее не видел по MTV. И ты даже никогда не узнаешь их название. Я с такими случаями встречался в Восточной Европе нереальное количество раз. В Голландии, на "Евросонике", я слышал несколько групп - патентованные группы того же плана просто отдыхают. Может быть, все дело в языковом барьере, а может - в контрактах с мэйджорами, кто знает?
Звуки.Ru: Но вы-то поете на своем языке, и контракт у вас сравнительно недавно...
Слава: - Мы ведь начинали с песен на английском языке: рэп-кор типа Biohazard, Clawfinger.. Эти вещи входили в сборники "Учитесь плавать".
Звуки.Ru: - Ну вот, но ты же не можешь утверждать, что английский язык - это дверь в большой шоу-бизнес? И на фига тогда вы пишете на русском?
Слава: - Да, нас часто об этом спрашивают. Но, с другой стороны, нам хочется быть и в России популярными. Но, на самом деле, мы мождем петь хоть на китайском. Голос и текст - это тоже инструменты. Первый наш альбом был полностью на русском языке.
Звуки.Ru: - Вас тогда только начали спрашивать "Что значит название вашей группы"?
Слава: - Да, а мы отвечали: это значит "Здубы в**ывают очень крепко!" Начнем с того, что молдавский и румынский языки похожи, но румыны так не говорят: здубак - это подзатыльник, но они говорят "здоб-здуб". А так, как мы себя назвали, - так говорят молдавские цыгане.
Звуки.Ru: А МС Василе на ваши тексты как реагирует? Он ведь из другого поколения...
Слава: - У нас, кстати, не так уж много ненормативной лексики в текстах. Да и он тоже иногда так завернет... на румынском. Я даже не всегда понимаю. Но поем-то мы о довольно общих вещах: любовь, секс...
Звуки.Ru: Овцы...
Слава: - Нет! (смеется) Овца - это просто символ. Это очень сложное животное.
Звуки.Ru: Вас уже успели спросить, какое отношение альбом имеет к творчеству Харуки Мураками?
Слава: - Да, и неоднократно. Никакого. Мы его не читали. Михай читал, ему понравилось. Я бы на наш юбилейный концерт придумал что-нибудь на тему 450 овец.
Звуки.Ru: - Пригласить 450 человек?
Слава: - Почему нет? Людям нужен фетиш! Овца - это отличный фетиш! Когда мы презентовали альбом в Кишиневе, нам на сцену передавали плюшевых овец. Я потом овцу домой принес, все веселились очень.

Анатолий Пугач, барабанщик:
Звуки.Ru: Почему ты уходил из группы?
Анатолий: Во-первых, были тяжелые времена. До 98-го года я поиграл, мы съездили в Германию, и я ушел - мне было сложно, у меня большая семья, мне нужно было им помогать. А группа меня тогда не кормила, и мне пришлось уехать в Москву.
Звуки.Ru: А как образовался твой проект с Паштетом? С 98 года по 200й я вообще не играл - положил палки на полочку. А в 2000-м я услышал по MYV, что Паштет покинул IFK. А раньше мы часто ездили в оскву, и часто встречались с Паштетом, дружили. Я позвонил ему, спросил "что делаешь?" Он говорит: ничего. Я предложил: а давай поиграем.
Звуки.Ru: - И они поиграли...
Анатолий: Да, и вот мы поиграли, создали коллектив под названием FAQ
Звуки.Ru: Вам название проекта при его продвижении не мешало?
Анатолий: Мы консультировались с Александром Ф. Скляром, он говорит: Ребята, нормальное название!" Паштет вообще западает на аббревиатуры: IFK, FAQ: Нашли потом басиста, гитариста... Москва большая, а музыкантов нет. В конце концов пришли к тому же - с Паштетом у нас тогда работа застопорилась, и я вернулся в Zdob Si Zdub. Но, конечно, мне это тяжеловато: я родился в Молдавии, но мне ближе все-таки Россия. У меня тут уже дом, я пять лет в России живу, я человек мегаполиса, привык к быстрым переменам. Приезджаешь в Молдавию - говоришь "ребята, не успеваем! - Не волнуйся, все успеваем!
Звуки.Ru: Но ведь все успеваете, в итоге?
Анатолий: В итоге успеваем. Но это очень тяжело.

Роман Ягупов, вокалист и автор песен:
Роман Ягупов: Когда в твоей жизни надолго устанавливается период клубных концертов, очень чувствуется, что ты только чо вышел из клуба. Мы играем очень разные концерты - от клубов до стадионов, поэтому нам легче приспособиться. Программа, которую мы играем, начиная с весны, - это подборка более попсовых вещей, много там с последнего альбома, но там есть и пара ужасно древних песен.
Звуки.Ru: Я как-то обратила внимание, какой чудовищный слэм устраивают на песне "Видели ночь" люди, не знающие русского языка...
Роман: - Да, мы эту песню сейчас исполняем в манере, больше напоминающей Bad Religion - такой калифорнийский панк-рок.
Звуки.Ru: Вы часто переводите свои песни на русский - почему бы вам не перевести "Видели ночь" на румынский? Чего вам стоит?
Роман: - Вообще мы думали, что если бы мы сделали эту вещь на английском - полностью, всю, то Цой тут будет вообще ни при чем. Потому что если текст убрать - это будет уже полностью наша композиция,. Потому что мы сделали довольно смелый кавер, очень творчески к нему подошли.
Звуки.Ru: - Да, этот кавер - вообще один из моих любимых на Кинотрибьюте.
Роман: - Нам было непросто выбрать песню для трибьюта, потому что нас, поющих "Мы ждем перемен", я себе не очень представляю. А "Видели ночь" - как-то по духу подошла. Хотя с этой песней были сложности, потому что ее сначала хотели петь все вместе. Но потом нам разрешили.
Звуки.Ru: В Москве чаще всего по эфирам гоняют вашу "Агроромантику". Я честно скажу, что этот альбом мне не очень нравится, я предпочитаю ваши хард-коровые альбомы.
Роман: - Первый альбом мне не нравится, "Агроромантика" записана тоже неправильно... Но музыкантам часто не нравятся их альбомы, так что это, наверно, нормальное явление.
Звуки.Ru: А последний альбом?
Роман: - Звуком мы недовольны. Записывали-то мы его у себя дома. Русское оформление мне не нравится. То, что продается в Австрии, Словакии и Румынии - мы делали сами, это была творческая работа. Но на альбоме есть вещи, которые мне действительно нравятся. Так получилось, что когда мы только взяли в руки гитары, мы сразу попали в такую сильную струю, что популярность опережала наши возможности и наш ум. А сейчас мы толькол начинаем ее догонять. Мы же все самоучки, до сих пор учимся и смешиваем несовместимые вещи.
Звуки.Ru: Но ведь вы играете ту же музыку, которую до вас играли ваши бабушки и дедушки - вы ее просто играете в другой подаче. Вам не хотелось бы издать отдельный сборник фолк-вещей?
Роман: - С удовольствием. Только когда? Все мои дни заполнены гастролями. Мы все время в пути, а все остальное время пытаемся постирать себе носки, увидеть своих детей, которые растут вдали от нас, и запаисаться. Вот уже 10 лт мы в пути - на поездах, самолетах и так далее. Я за это время видел массу интересного: закатов, восходов, людей, рек, полей, звезд...
Звуки.Ru: Вы в свое время делали песню на стихи Бернса в переводе Маршака - "Ты меня оставила". Не самое популярное стихотворение, его редко обрабатывают. Почему?
Роман: - Не знаю. Просто нужно было написать песню на русском языке.
Звуки.Ru: То есть был такой заказ - написать песню на русском языке?
Роман: - Конечно. Заказы есть у всех: звонит группа Океан Ельзи: "мы вас просим написать песню на русском". - "Идите в жопу". Типа того.
Звуки.Ru: А тебе легко перескакивать с одного языка на другой?
Роман: - Каждый язык определяет сврою стилистику: русский - такой протяжный (поет) - "Ничто впооооолюшкеееее неееее колыыыыышетсяаааааа!" - молдавские песни, в которых четкий рубленый ритм, на русский размер просто не ложатся. И наоборот. Я, наверно, просто не буду больше перекладывать свои песни с одного языка на другой.
Звуки.Ru: Очень часто пение на другом языке обусловлено конъюнктурой. Группа пытается заказывать английскую версию переводчику, но, кажется, что-то существенное теряет при таком переводе. Ты знаешь удачные примеры?
Роман: - Главное - чтобы тебе было гармонично. Важны и ритм, и гармония - все выразительные средства. Например, у Стинга есть и английский вариант альбома, и испанский. Или у Гэбриела.
Звуки.Ru: Но вот ваших новых песен в русском радиоформате нет - крутят преимущественно старые...
Роман: - Нет. Но не поэтому. Мы даже записали специально на этом альбоме одну песню на русском с Гариком Сукачевым, но ее не взяли на радио, сказали - "слишком жизнерадостная". А я рад, что ее не взали: меньше будет концертов, я буду больше времени проводить со своим ребенком, учить с ним азбуку! Буду более здоровым человеком. Я не могу чисто физически сегодня выступать в Бухаресте, а завтра в Омске - это очень тяжело.
Звуки.Ru: - Но ведь достаточно посмотреть на ваше выступление, чтобы увидеть: вас в России ждут, у вас куча поклонников...
Роман: Это как в отношениях мужчины и женщины: есть страсть, а есть ровное чувство. Не может быть группа всегда популяроной. Если бы какая-нибудь группа поселилась в России, сначала это было бы здорово, но потом это бы приелось. Мы с удоврольствием играли в Ростове в том году с Гариком - суперконцерт! Но в России мы не живем. В мире столько интересных коллекнивов, которых нет ни на MTV, ни на радио - они интереснее, чем многие из нас!
Звуки.Ru: - Ты проявляешь трогательное единодушие со Славой.
Роман: - Да вообще нет никаких критериев у музыки - когда приходишь в деревню, и берут скрипку и контрабас с двумя струнами толщиной в бельевую веревку, и поет бабушка, а кто-то танцует, или плачет - вот это музыка!..
Звуки.Ru: А что необходимо, чтобы группа хорошо отыграла концерт, чтобы ее "несло"?
Роман: - Это зависит от очень многих вещей. Для начала, с технических: звук - и на сцене, и со сцены. Энергетически - группа может быть полностью опустошена, и выложится еще до выхода на сцену. Еще важно, как построена программа, насколько группа опытна, и насколько она способна перестроиться. И от публики, разумеется. Достаточно нарушиться этой цепочке - и выступление нарушено. У каждого свой стиль: "Бейте в ладоши, суки!", "Мне грустно, я умираю от любви", "Эх, раз - еще раз!" - это очень разный подход, и разные группы его по-разному реализуют. Мне больше нравятся группы с яркой подачей. Я, например, обожаю группу Звуки Му!
Звуки.Ru: - Когда ты будешь в возрасте Мамонова, ты это все уже оставишь, или будешь рубиться до последнего?
Роман: - Думаю, что я бы хотел дойти до такой формы, когда все технически будет доведено до очень качественного уровня, потому что с этим у нас проблем, конечно, хватает. Я хочу, чтобы все было осознанно, чтобы все - от и до - было законченным механизмом. Тогда отпадает суета, волнения, лишние энергетические и эмоциональные проблемы.
Звуки.Ru: Знаешь, я как-то разговаривала на эту тему с Марком Элмондом, и он сказал, что как раз тогда, когда у него в жизни все стало налажено, все концерты стали идеальны, ему все это мгновенно опротивело.
Роман: - имел в виду механизм, а не пластмассу внутри. У него все происходит четко, а остальное время можно посвятить творчеству, общению с Богом...
Звуки.Ru: - И последний вопрос. Нас читает весь мир. Кому бы ты хотел передать привет, и в какой точке земного шара?
Роман: - Я хотел бы передать огромный привет всей русской рок-н-ролльной тусовке. Потому что наша история все-таки началась в москве, где мы получили такой заряд и такой опыт фирменных групп чо до сих пор в Румынии это считают за авторитет: мы играли с RHCP, это - История. Я перед москвичами снимаю шляпу.

05.12.2004, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.zdob-si-zdub.com

ZDOB SI ZDUB

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...

Подробности из жизни:

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?

Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…

Далее... →