26 ноября Zdob Si Zdub отыграли в
Москве концерт в поддержку своего нового альбома "450 овец". С
этим альбомом Здубы уже успели проехаться по Центральной и Восточной Европе,
где выступили на нескольких фестивалях и заняли первые места в чартах
музыкальных радиостанций. Путь "овец" к нашему слушателю был долгим и
тернистым: русская версия альбома появилась в продаже с некоторым запозданием
по сравнению с европейским релизом, и содержит 12 треков, из которых три песни
- на русском языке. Главный хит "Everybody in the casa mare"
записан группой в двух версиях: румынской и русской - с Гариком
Сукачевым. Альбом получился очень фольклорным и противоречивым, вместив в
себя плоды сотрудничества музыкантов с разными интересными людьми. Так, в 2000
году на Рождество Здубы познакомились с ансамблем румынских цыган-лэутаров -
тарафом Ягало из села Мырша, и использовали голоса и инструменты
музыкантов в записи. С одним из музыкантов - 69-летним вокалистом тарафа
Василе Дину - музыканты вместе гастролируют. На пластинке также нашлось
места для детского хора, разговоров с чабанами и множества других невероятных вещей.
Это интервью было взято нами у музыкантов группы в тот момент, когда Zdob Si
Zdub впервые опробовали новую программу на европейской публике - и были приняты
с восторгом. В разговоре принимали участие гитарист Святослав Страуш,
вокалист Роман Ягупов и ударник Анатолий Пугач.
Святослав Старуш, кличка "Рыжий", гитарист группы с момента ее основания:
- У нас в этом году вышел альбом, и тот сет, который мы
играем сейчас - это стандартный сет в его поддержку, который мы играем уже
месяца три, с вариациями. Мы склонны произвольно пользоваться порядком песен в
списке, но есть набор песен - штук 20 - которые мы играем, и из них процентов
40 - песни с нового альбома.
Звуки.Ru: Расскажи как создавался новый альбом.
Слава: - Альбом мы писали у себя дома, потому что ехать в Лондон денег
не было, и мы вообще его очень долго писали. Мы его сочиняли прямо на студии, в
спокойной обстановке. Если бы мы это делали в Лондоне, мы бы просто влезли в
долги и повесились. Одну гитару, свои партии, я писал, поначалу даже не
представляя, что это будут за песни. Это было просто музыкальное полотно.
Звуки.Ru: А в какой момент появились 450 овец?
Слава: - Это название вообще многих веселит. Дело в том, что это
концептуальный альбом: овцы - это символ чего-то антиурбанистического.
Звуки.Ru: Возврат к природе?
Слава: - Да. От урбанистики быстро устаешь, едет крыша, возникает
тяга к тишине и рыбалке. Во время работы над альбомом мы часто выезжали на
природу и записывали какие-то звуки, диалоги с пастухами... 450 овец - это
вообще среднее количество овец в отаре: от 400 до 500. Мы ездили в поля -
звукорежиссер, басист и я, бегали за овцами с магнитофонами, разговаривали с
чабанами. Потом слушали диалоги и смеялись. Наш басист - музыкальный идеолог,
но идею счета овец продвинул именно он.
Звуки.Ru: Лозунг "назад к природе" особенно забавно звучит
сейчас, когда в ваших работах стал все чаще звучать возврат к откровенному
хард-кору. У вас уже был крен в танцевальный попс...
Слава: - Да, и мы сразу
стали играть на privat-party, в казино.
Это очень большая школа, я тебе скажу. Публика там кардинально отличается от
нашей привычной рок-публики. Поэтому часто нам приходилось подождать, пока они
еще сильнее выпьют и начнут танцевать на столах, кидаясь бокалами от избытка
чувств. В пару новогодних концертов с нами из Кишинева поехали исполнители
бальных танцев - там было такое!.. На нас падали пьяные люди, нам подпевали...
Уклон в танцевальный поп - это альбом "Агроромантика", мы его
записали на той же студии, на которой записывали "Видели ночь". Песня
получилась, она звучала - и мы решили: а давайте запишем здесь альбом. Писали
среди гастролей, зачастую просто спали на студии, пока кто-то писал свою
партию. Но вещи на этих вещах - довольно серьезные, мы их сейчас играем на
концертах в другой стилистике - под них колбасятся нечеловечески! Нам за этот
альбом абсолютно не стыдно. Но люди, которые следят за нашим творчеством с 1996
года, конечно, его восприняли с трудом. К тому же, тогда уходил наш барабанщик
Толян, и мы добавили духовые - очень изменилось звучание, стало более фолковым.
Сейчас Толян вернулся, хотя фолка меньше не стало. К примеру, наш МС
Василе, с которым мы выступаем и записали "Everybody in the Casa
Mare" - это настоящий цыганский аутентичный певец, исполнитель народных
песен. Он обладает самым мощным голосом в регионе южного Дуная и репертуаром
из 50 песен.
Звуки.Ru: Вы нашли его в селе? Он - сельский музыкант?
Слава: - Такие исполнители, как он, обучаются пению с пяти лет.
Ансамбли, в которых поют эти цыгане, называются "тараф". Василе
никогда не выезжал раньше за пределы своего села. Разъезжает с нами нечасто -
все-таки, пожилой человек. Но ему это нравится, у него даже иногда "звезда
включается". Я как-то послушал, что он в интервью говорит: "Ну, я
нашел парней, парни нашли меня, я сочинил эту песню..." Красиво излагает -
Остап Бендер отдыхает. Прикольный мужик.
Звуки.Ru: Но значит ли это, что вы и дальше будете придерживаться
фольклорной стилистики? Или надежда на хард-кор в вашем творчестве все-таки остается?
Слава: - Мы всегда этим занимались, и сейчас не особенно изменяем
своему стилю. Вернулся барабанщик - изменилось звучание. Наш барабанщик вообще
тяготеет к альтернативе, он еще играет с Паштетом в его проекте
FAQ. Они даже альбом записали. И нам тоже больше нравится играть для
продвинутой молодежи.
Звуки.Ru: Для молодежи?! Да ладно, не лечи меня. Для молодежи играют O-zone!
Слава: - Ну, не только они. Нам этим летом исполнилось 10 лет. И
на наши концерты приходят и дети и бабушки. Это очень ценно.
Звуки.Ru: А с чем связана поздняя презентация альбома в России?
Слава: - На Западе альбом
издал Warner, он начал продаваться еще
весной в Австрии. В России он вышел с некоторым запозданием, потому что
выпускает его там не Warner. Скажу тебе, что большой процент композиций - это
каверы на древние, 300-летние вещи, которые в Румынии играют все: от самых
попсовых до фолковых команд. Я читал интервью с P. J. Harvey, она говорила, что
хорошая музыка может звучать отовсюду - она может играть в соседнем пабе,
просто ты ее не видел по MTV. И ты даже никогда не узнаешь их название. Я с
такими случаями встречался в Восточной Европе нереальное количество раз. В
Голландии, на "Евросонике", я слышал несколько групп - патентованные
группы того же плана просто отдыхают. Может быть, все дело в языковом барьере,
а может - в контрактах с мэйджорами, кто знает?
Звуки.Ru: Но вы-то поете на своем языке, и контракт у вас сравнительно недавно...
Слава: - Мы ведь начинали с песен на английском языке: рэп-кор
типа Biohazard, Clawfinger.. Эти вещи входили в сборники "Учитесь
плавать".
Звуки.Ru: - Ну вот, но ты же не можешь утверждать, что английский язык
- это дверь в большой шоу-бизнес? И на фига тогда вы пишете на русском?
Слава: - Да, нас часто об этом спрашивают. Но, с другой стороны,
нам хочется быть и в России популярными. Но, на самом деле, мы мождем петь хоть
на китайском. Голос и текст - это тоже инструменты. Первый наш альбом был
полностью на русском языке.
Звуки.Ru: - Вас тогда только начали спрашивать "Что значит название
вашей группы"?
Слава: - Да, а мы отвечали: это значит "Здубы в**ывают очень
крепко!" Начнем с того, что молдавский и румынский языки похожи, но румыны
так не говорят: здубак - это подзатыльник, но они говорят
"здоб-здуб". А так, как мы себя назвали, - так говорят молдавские цыгане.
Звуки.Ru: А МС Василе на ваши тексты как реагирует? Он ведь из другого
поколения...
Слава: - У нас, кстати, не так уж много ненормативной лексики в
текстах. Да и он тоже иногда так завернет... на румынском. Я даже не всегда
понимаю. Но поем-то мы о довольно общих вещах: любовь, секс...
Звуки.Ru: Овцы...
Слава: - Нет! (смеется) Овца - это просто символ. Это очень
сложное животное.
Звуки.Ru: Вас уже успели спросить, какое отношение альбом имеет к
творчеству Харуки Мураками?
Слава: - Да, и неоднократно. Никакого. Мы его не читали. Михай
читал, ему понравилось. Я бы на наш юбилейный концерт придумал что-нибудь на
тему 450 овец.
Звуки.Ru: - Пригласить 450 человек?
Слава: - Почему нет? Людям нужен фетиш! Овца - это отличный фетиш!
Когда мы презентовали альбом в Кишиневе, нам на сцену передавали плюшевых
овец. Я потом овцу домой принес, все веселились очень.
Анатолий Пугач, барабанщик:
Звуки.Ru: Почему ты уходил из группы?
Анатолий: Во-первых, были
тяжелые времена. До 98-го года я поиграл,
мы съездили в Германию, и я ушел - мне было сложно, у меня большая семья, мне
нужно было им помогать. А группа меня тогда не кормила, и мне пришлось уехать в
Москву.
Звуки.Ru: А как образовался твой проект с Паштетом?
С 98 года по 200й я вообще не играл - положил палки на полочку. А в 2000-м я
услышал по MYV, что Паштет покинул IFK. А раньше мы часто ездили в
оскву, и часто встречались с Паштетом, дружили. Я позвонил ему, спросил
"что делаешь?" Он говорит: ничего. Я предложил: а давай поиграем.
Звуки.Ru: - И они поиграли...
Анатолий: Да, и вот мы поиграли, создали коллектив под названием FAQ
Звуки.Ru: Вам название проекта при его продвижении не мешало?
Анатолий: Мы консультировались с Александром Ф. Скляром, он
говорит: Ребята, нормальное название!" Паштет вообще западает на
аббревиатуры: IFK, FAQ: Нашли потом басиста, гитариста... Москва большая, а
музыкантов нет. В конце концов пришли к тому же - с Паштетом у нас тогда работа
застопорилась, и я вернулся в Zdob Si Zdub. Но, конечно, мне это тяжеловато: я
родился в Молдавии, но мне ближе все-таки Россия. У меня тут уже дом, я пять
лет в России живу, я человек мегаполиса, привык к быстрым переменам.
Приезджаешь в Молдавию - говоришь "ребята, не успеваем! - Не волнуйся, все успеваем!
Звуки.Ru: Но ведь все успеваете, в итоге?
Анатолий: В итоге успеваем. Но это очень тяжело.
Роман Ягупов, вокалист и автор песен:
Роман Ягупов: Когда в твоей жизни надолго устанавливается период
клубных концертов, очень чувствуется, что ты только чо вышел из клуба. Мы
играем очень разные концерты - от клубов до стадионов, поэтому нам легче
приспособиться. Программа, которую мы играем, начиная с весны, - это подборка
более попсовых вещей, много там с последнего альбома, но там есть и пара ужасно
древних песен.
Звуки.Ru: Я как-то обратила внимание, какой чудовищный слэм устраивают
на песне "Видели ночь" люди, не знающие русского языка...
Роман: - Да, мы эту песню сейчас исполняем в манере, больше
напоминающей Bad Religion - такой калифорнийский панк-рок.
Звуки.Ru: Вы часто переводите свои песни на русский - почему бы вам не
перевести "Видели ночь" на румынский? Чего вам стоит?
Роман: - Вообще мы думали, что если бы мы сделали эту вещь на
английском - полностью, всю, то Цой тут будет вообще ни при чем. Потому что
если текст убрать - это будет уже полностью наша композиция,. Потому что мы
сделали довольно смелый кавер, очень творчески к нему подошли.
Звуки.Ru: - Да, этот кавер - вообще один из моих любимых на Кинотрибьюте.
Роман: - Нам было непросто выбрать песню для трибьюта, потому
что нас, поющих "Мы ждем перемен", я себе не очень представляю. А
"Видели ночь" - как-то по духу подошла. Хотя с этой песней
были сложности, потому что ее сначала хотели петь все вместе. Но потом нам разрешили.
Звуки.Ru: В Москве чаще всего по эфирам гоняют вашу
"Агроромантику". Я честно скажу, что этот альбом мне не очень
нравится, я предпочитаю ваши хард-коровые альбомы.
Роман: - Первый альбом мне не нравится,
"Агроромантика" записана тоже неправильно... Но музыкантам часто не
нравятся их альбомы, так что это, наверно, нормальное явление.
Звуки.Ru: А последний альбом?
Роман: - Звуком мы недовольны. Записывали-то мы его у себя дома.
Русское оформление мне не нравится. То, что продается в Австрии, Словакии и
Румынии - мы делали сами, это была творческая работа. Но на альбоме есть вещи,
которые мне действительно нравятся. Так получилось, что когда мы только взяли в
руки гитары, мы сразу попали в такую сильную струю, что популярность опережала
наши возможности и наш ум. А сейчас мы толькол начинаем ее догонять. Мы же все
самоучки, до сих пор учимся и смешиваем несовместимые вещи.
Звуки.Ru: Но ведь вы играете ту же музыку, которую до вас играли ваши
бабушки и дедушки - вы ее просто играете в другой подаче. Вам не хотелось бы
издать отдельный сборник фолк-вещей?
Роман: - С удовольствием. Только когда? Все мои дни заполнены
гастролями. Мы все время в пути, а все остальное время пытаемся постирать себе
носки, увидеть своих детей, которые растут вдали от нас, и запаисаться. Вот уже
10 лт мы в пути - на поездах, самолетах и так далее. Я за это время видел массу
интересного: закатов, восходов, людей, рек, полей, звезд...
Звуки.Ru: Вы в свое время делали песню на стихи Бернса в переводе
Маршака - "Ты меня оставила". Не самое популярное стихотворение, его
редко обрабатывают. Почему?
Роман: - Не знаю. Просто нужно было написать песню на русском языке.
Звуки.Ru: То есть был такой заказ - написать песню на русском языке?
Роман: - Конечно. Заказы есть у всех: звонит группа Океан
Ельзи: "мы вас просим написать песню на русском". - "Идите в жопу". Типа того.
Звуки.Ru: А тебе легко перескакивать с одного языка на другой?
Роман: - Каждый язык определяет сврою стилистику: русский - такой
протяжный (поет) - "Ничто впооооолюшкеееее неееее
колыыыыышетсяаааааа!" - молдавские песни, в которых четкий рубленый
ритм, на русский размер просто не ложатся. И наоборот. Я, наверно, просто не
буду больше перекладывать свои песни с одного языка на другой.
Звуки.Ru: Очень часто пение на другом языке обусловлено конъюнктурой.
Группа пытается заказывать английскую версию переводчику, но, кажется, что-то
существенное теряет при таком переводе. Ты знаешь удачные примеры?
Роман: - Главное - чтобы тебе было гармонично. Важны и ритм, и
гармония - все выразительные средства. Например, у Стинга есть и английский
вариант альбома, и испанский. Или у Гэбриела.
Звуки.Ru: Но вот ваших новых песен в русском радиоформате нет - крутят
преимущественно старые...
Роман: - Нет. Но не поэтому. Мы даже записали специально на этом
альбоме одну песню на русском с Гариком Сукачевым, но ее не взяли на
радио, сказали - "слишком жизнерадостная". А я рад, что ее не взали:
меньше будет концертов, я буду больше времени проводить со своим ребенком,
учить с ним азбуку! Буду более здоровым человеком. Я не могу чисто физически
сегодня выступать в Бухаресте, а завтра в Омске - это очень тяжело.
Звуки.Ru: - Но ведь достаточно посмотреть на ваше выступление, чтобы
увидеть: вас в России ждут, у вас куча поклонников...
Роман: Это как в отношениях мужчины и женщины: есть страсть, а есть
ровное чувство. Не может быть группа всегда популяроной. Если бы какая-нибудь
группа поселилась в России, сначала это было бы здорово, но потом это бы
приелось. Мы с удоврольствием играли в Ростове в том году с Гариком -
суперконцерт! Но в России мы не живем. В мире столько интересных коллекнивов,
которых нет ни на MTV, ни на радио - они интереснее, чем многие из нас!
Звуки.Ru: - Ты проявляешь трогательное единодушие со Славой.
Роман: - Да вообще нет никаких критериев у музыки - когда
приходишь в деревню, и берут скрипку и контрабас с двумя струнами толщиной в
бельевую веревку, и поет бабушка, а кто-то танцует, или плачет - вот это
музыка!..
Звуки.Ru: А что необходимо, чтобы группа хорошо отыграла концерт,
чтобы ее "несло"?
Роман: - Это зависит от очень многих вещей. Для начала, с
технических: звук - и на сцене, и со сцены. Энергетически - группа может быть
полностью опустошена, и выложится еще до выхода на сцену. Еще важно, как
построена программа, насколько группа опытна, и насколько она способна
перестроиться. И от публики, разумеется. Достаточно нарушиться этой цепочке - и
выступление нарушено. У каждого свой стиль: "Бейте в ладоши, суки!",
"Мне грустно, я умираю от любви", "Эх, раз - еще раз!" -
это очень разный подход, и разные группы его по-разному реализуют. Мне больше
нравятся группы с яркой подачей. Я, например, обожаю группу Звуки Му!
Звуки.Ru: - Когда ты будешь в возрасте Мамонова, ты это все уже
оставишь, или будешь рубиться до последнего?
Роман: - Думаю, что я бы
хотел дойти до такой формы, когда все
технически будет доведено до очень качественного уровня, потому что с этим у
нас проблем, конечно, хватает. Я хочу, чтобы все было осознанно, чтобы все - от
и до - было законченным механизмом. Тогда отпадает суета, волнения, лишние
энергетические и эмоциональные проблемы.
Звуки.Ru: Знаешь, я как-то разговаривала на эту тему с Марком
Элмондом, и он сказал, что как раз тогда, когда у него в жизни все стало
налажено, все концерты стали идеальны, ему все это мгновенно опротивело.
Роман: - имел в виду механизм, а не пластмассу внутри. У него
все происходит четко, а остальное время можно посвятить творчеству, общению с Богом...
Звуки.Ru: - И последний вопрос. Нас читает весь мир. Кому бы ты хотел
передать привет, и в какой точке земного шара?
Роман: - Я хотел бы передать огромный привет всей русской
рок-н-ролльной тусовке. Потому что наша история все-таки началась в москве, где
мы получили такой заряд и такой опыт фирменных групп чо до сих пор в Румынии
это считают за авторитет: мы играли с RHCP, это - История. Я перед
москвичами снимаю шляпу.
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...
Подробности из жизни:
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?
Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)