Сборник:
От хардкора до романтики
Записан:
2002
Издан:
2002, ФИЛИ (FL 3197-2)

Стараниями музыковедов-леваков в мозги публики вколачивается нехитрая мысль: нынешнее состояние Zdob Si Zdub - реакция шоу-бизнеса на бездрайвовую манерность рокапопса, продукт сгибания драйвового коллектива под радиоформат... и попытка искусственным образом создать устойчивый гибрид Игги Попа с Гораном Бреговичем. Интересное рассуждение, в котором однако, анализ доминирует над синтезом.
Если бы действительно речь шла о устойчивом, пускай даже и искусственном, гибриде хард-кора с романтикой - игра бы действительно стоила свеч. Иной винигрет хорош именно своей ядреностью: вспомните хотя бы каких-нибудь забубенных Skindred. Проблема в том, что группа, в полном соответствии с заветом Джеймса Бонда, эти ингридиенты взбалтывает, но не размешивает. Это не обязательно плохо, ибо в такие моменты Здобы начинают отклоняться в совсем уж неожиданные стороны, что хорошо демонстрирует данное коллекционное издание.
Первый альбом "Hardcore Moldovensc" (1997) был еще вполне себе экстремальным релизом, хотя в наиболее ударных треках вроде "Zdubii Batety Tare" элементы народных плясовых уже прослеживалось. На Tobara Noastra (1999) парадоксальным образом происходят как синтез хардкора и фолка в равных пропорциях, так и расслоение оных на фракции - и если высокоградусная рок-наливка "Nunta Extremala" способна свалить с ног даже возросших на мексикансом самогоне чуваков из Molotov, то медляки "Draga Otee" и "Maria Blues" звучат совершенно в духе старых молдавских ВИА вроде Оризонт или Контемпоранул, и хороши всем, кроме забоя, которого тут почти нет. Да, на "Maria Blues" гитарист старается вовсю, но в том же Контемпоранул молодой Валерий Гаина порой откалывал номера и поядреней. Зато здесь есть внятные истории вроде "Цыган и НЛО" с прекрасными цитатами из саундтрека "X-Files". Однако на альбоме есть и совершенно чудовищные идиотские рок-н-роллы вроде "Музыка", невесть зачем включенные группой в разряд суперхитов. Как ни странно, именно "Музыка" более всего напоминает работы вышеупомянутого Бреговича - правда, периода аляповатого харда группы Бьело Дугме, причем не лучшие. Да, это явно кризисный для группы период, но выкручиваются ребята с блеском.
На "Agroromantica" от хард-кора остаются лишь отдельные ошметки и клочки, а синтез оного с фолком и молдавской эстрадой происходит лишь на "Бунэ Диминяца". Да и то, если заменить звучащий здесь дисторшн на аккуратный старенький фуззи-квак - эстрада эстрадой (что в принципе отлично, если конечно помнить о том, что современная попса к эстрадным традициям никакого отношения не имеет). Роман Ягупов практически перестает рычать и вопить, у него прорезается вполне пристойный голос, интонации становятся все более лиро-эпическими, а обрамление (гармоничные хоры и аккуратная реверберация) - удивительно благородным. Наконец во время исторического джема с Иван Купала перед публикой на короткое время материализуется старая несбыточная мечта человека советской эпохи о некоем идеальном фольклорном ВИА, полностью свободном от совковых загрязнений.
Так что не стоит вносить Zdob Si Zdub в список жертв шоу-бизнеса. Пока что группа, пройдя огонь хардкора, воду фолка и медные трубы радиоформата, выскочила на давно непаханом по уму вокально-инструментальном поле. Если музыканты продолжат обрабатывать новоприобретенное поле с истинно роковым драйвом - их звезда закатится еще не скоро.

15.05.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.zdob-si-zdub.com

ZDOB SI ZDUB

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...

Подробности из жизни:

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?

Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…

Далее... →