ZDOB SI ZDUB  "Фольклор может затянуть, как трясина"

Молдаване Zdob Si Zdub задолго до Gogol Bordello задали "балканский тренд" в рок-музыке. Впрочем, на новом альбоме коллектив обещае сделать что-то совершенно неожиданное. Но пока пластинка не готова, Zdob Si Zdub представили в Москве полностью русскоязычный диск "Белое вино/Красное вино". Об этом и о многом другом рассказал в интервью Звукам.Ru фронтмен коллектива Роман Ягупов.

Молдавская группа Zdob Si Zdub задолго до Gogol Bordello задала «балканский тренд» в рок-музыке. Впрочем, в записывающемся в Берлине альбоме коллектив собирается сделать что-то совершенно неожиданное. Но пока та пластинка не готова, Zdob Si Zdub представили в Москве полностью русскоязычный диск "Белое вино/Красное вино". Об этом и о многом другом рассказал в интервью Звукам.Ru фронтмен коллектива Роман Ягупов.

Звуки.Ru: Роман, несмотря на огромное количество авторского материала, в России самой известной песней в исполнении твоей группы остается кавер-версия "Видели ночь" Виктора Цоя...
Роман Ягупов: "Видели ночь" - уже народная песня, получившая массовое признание. В нашей версии она получилась простой и доступной. Посыл, который был в оригинале, у нас обрел совсем другую, залихватскую окраску. И трек, в общем, получился попсовым: после него нас узнали даже обыватели, которые были не в курсе, кто такие Zdob Si Zdub. Причем, выбор этой песни произошел абсолютно случайно. Мы приехали с Алтая, с фестиваля "Катунь", репетиционная база была закрыта, и мы с Лешей, Лилей и Радой Эрденко просто в коридоре что-то наимпровизировали, потом в Москве записали песню и забыли про нее. Мы даже на репетициях ее играть стеснялись, потому что считали ее несвойственной для себя, у нас пальцы так не ложились на гитары. Постоянные зрители, которые следят за нами, ощущают, что у нас есть песни абсолютно разные, что у нас происходит эволюция.

Звуки.Ru: И тем не менее, ваш новый альбом "Белое вино/Красное вино" опять состоит в основном из русскоязычных песен и каверов. Значит ли это, что вы приостановили попытки приобщить нашу публику к "Этномеханике" и "Агроромантике"?
Роман: В этой пластинке тоже много сюрпризов. Идею создания этого альбома предложил наш менеджер Игорь Дынга. Параллельно мы готовим к изданию новый, записанный в Берлине диск под пилотным названием "Fresh Sexy Spicy Organic". Это англо-румынский альбом, в котором группа еще раз отходит от стиля, к которому все привыкли. Пластинку даже можно назвать рок-н-ролльной. Нас воспринимают как балканских артистов, а мы пытаемся доказать, что у нас нет определенного стиля. Что касается "Белого вина/Красного вина", диск получился достаточно пестрым: у нас накопились неизданные песни – из новогодней передачи НТВ, различные дуэты, старые треки, переделанные в новых версиях. К накопившимся шести-восьми трекам мы решили дописать пару новых и перевести некоторые тексты, например, «DJ Василий», с румынского на русский язык. С нашей обширной концертной географией иногда приходится писать песни на трех-четырех языках – молдавском, русском, английском и иногда украинском. В альбом вошел дуэт с Сергеем Михалком "Стоп, мафия!". Мы давно хотели с ним спеть, но никак не получалось: то времени не было, то их предложения как-то не стыковались с нашим видением. И вот наконец все сложилось, хотя записывались мы по отдельности.

Звуки.Ru: Ваш "немецкий" альбом будет представлен в России?
Роман: Почему нет? Если будет заинтересованность, то издадим. Если нет, поклонники смогут найти ээти песни в интернете. В любом случае, несколько новых песен обретут и русскоязычные версии.

Звуки.Ru: Как вас воспринимают в Европе?
Роман: Там очень интересно находиться, получать определенный опыт, играть концерты. Мы время от времени делаем после Нового года туры по клубам, участвуем в таких легендарных летних фестивалях, как "Roskilde" или "Sziget". Но по-прежнему не питаем иллюзий по поводу своих европейских успехов. Чтобы сделать что-то в Европе, нужно уезжать насовсем, как это сделал Женя из Gogol Bordello.

Звуки.Ru: А вы не пробовали создать Gogol Bordello конкуренцию, никуда не уезжая?
Роман: Дело в том, что мы не продумываем свои шаги специально. Нет задачи сделать из концерта какой-то "спектакль с налетом балканщины". С новым альбомом мы вообще отошли от этно – думаю, не все слушатели нас узнают в некоторых треках. Сейчас сформировался такой "балкан стайл", очень много групп в Европе в нем играют. Когда мы начинали это делать, такого не было, и нас даже, наверно, не поняли. Все это было сделано без продюсера, материал был сырым, но в чем-то мы опередили свое время. Причем, сначала мы записали "Агроромантику", а потом начали всерьез изучать фольклор, поехали к цыганам-лаутарам, слушали болгарский фольклор, покупали народные инструменты, ездили по деревням. Мы не собирались снять пенки и как-то выгодно продать, мы сознательно погружались в эту культуру. А сейчас мы хотим от этого отойти. Хотя понятно, что сыграв тысячу комедийных ролей, сложно сразу взять и сыграть трагическую.

Звуки.Ru: На родине вы - по-прежнему группа номер 1?
Роман:Это надо спросить у публики, но судя по нашему графику, мы самая гастролирующая молдавскя группа.

Звуки.Ru: А в Румынии вас признали за своих?
Роман: Да, очень часто приглашают. И мы "подпитываемся" там. Фольклор в Румынии – он везде: на телевидении, на улицах. Есть много мастеров, которые делают инструменты, много фестивалей. Но я вот что скажу: фольклор – такой глубокий и сложный жанр, что он может, как трясина, затянуть. Жанр, например, диктует, о чем петь. Играть веселый мотив и петь при этом на социальные темы невозможно. А нам все-таки хочется создать такой лад, который позволил бы спеть о жизни, о том, что волнует.

Звуки.Ru: У нас много пишут про политический кризис в Молдове. Вы как-то на себе его ощущаете?
Роман: Кризис сейчас не только в Молдове, но и в Румынии, и в России. Люди хотят жить лучше, а политики постоянно занимаются манипулированием. Я политикам больше не верю и не буду вступать с ними ни в какие переговоры. Был определенный опыт, когда нас просто в наглую обманывали. Больше не хочется со всем этим связываться. Музыкант должен выражать свое мнение в стихах и песнях. Наша музыка - зажигательная и добрая, мы создали свой мир, в котором живем, и стараемся не обращать внимания на политическую тусовку в Молдове. Для меня главное - чтобы в стране не было беспредела и агрессии, как в Киргизии. Чтобы были мир и стабильность, не было межнациональной розни. У нас государство какое-то виртуальное, но земля и народ - настоящие. Все институты как бы работают, но как таковой экономики, производства нет. По сути, всё как-то само собой регулируется, и каждый сам за себя. Люди мигрируют в поисках общей доли, миллионы уехали в Россию, Португалию, Испанию, Италию... Мы недавно собрались с ребятами, с которыми жили в пригороде Кишинева, в Страшенах, на пикник. Я смотрю – кто с детьми по-испански разговаривает, кто по-итальянски.

Звуки.Ru: Когда вы приезжаете в Россию, вы чувствуете себя представителями своей культуры или вас привлекает обширность здешнего рынка?
Роман: Все проще: нас пригласили – значит, хотят услышать. Мы не ощущаем себя какими-то послами. В принципе, все артисты в чем-то послы: что мы, что русский балет в Париже. Политики управляют, а мы несем духовность. Я сам родился в России, вырос в Молдове и воспринял, наверное, и ту, и другую культуру.

Звуки.Ru: Вы выпускаете альбом, готовите еще один... А зачем? Всё же из интернета скачают.
Роман: Когда Валерий Гаина выпускал миллионы пластинок, он не получал за это практически никакого вознаграждения. Так что с этой точки зрения ничего не изменилось – пластинки как не приносили дохода, так и не приносят, вне зависимости от их тиража. Мы тоже что-то продавали, небольшими тиражами, но я не помню, чтобы на этом я зарабатывал. В мире сейчас так много музыки, там много групп, что можно радоваться тому, что к нам на живые концерты приходит публика, слушает, реагирует, поет и радуется моим песням. Испокон веков музыканты садились в телегу, ездили и пели, получали за это еду. Шоу-бизнес сейчас вернулся в такое "первобытное" состояние. Я бы слукавил, если бы сказал, что не хочу, чтобы диски продавались. Конечно, хочу. Но нет повода нервничать, если этого не происходит. Я отношусь к этому спокойно, как к данности. Для музыканта невозможно не придумывать песен и их не записывать. Это необходимо так же, как утром вставать, чистить зубы и надевать чистую рубашку. Мы много времени ничего не издавали, и это меня очень тяготило. Тяжело постоянно исполнять один и тот же набор из старых песен, надо меняться. Надо себя заставлять, если не получается.

Звуки.Ru: Дебют Zdob Si Zdub в связан с движением "Учитесь плавать". Как ты сейчас оцениваешь этот опыт?
Роман: В 90-е мы настолько наэлектризовались... У нас были герои – Генри Роллинз (Henry Rollins), Nirvana, Pearl Jam. Мы не знали терминологии, но были молоды, полны энергии, хотелось выйти и поорать в микрофон. Приехать в Москву и выйти на огромную сцену "Горбушки" - это была для нас фантастика. Мы не замечали, что коллеги носят смешные названия и поют все на английском языке. Был Александр Ф. Скляр, который объяснял нам, кто в каком стиле играет – стрейт эйдж, экстремальные виды спорта, нет наркотикам и т.д. Всё было неоднозначно, среди публики ошивались бритоголовые, Чача из Наива вступал с ними в конфликт. Очень было интересное время, а потом у каждого началась своя жизнь. Мы стали экспериментировать с фольклором, пытались как-то смешать его с энергичным рок-звучанием. У нас не было опыта, профессионализма, мы не знали, что надо записывать пластинки с саунд-продюсером. Все пришлось познавать шаг за шагом.

Звуки.Ru: А как ты вспоминаешь свое участие в "Евровидении"?
Роман: С точки зрения творчества это нам было абсолютно не нужно – много энергии, времени было потрачено. Но Молдова первый раз участвовала в конкурсе. Это происходило в Украине, у наших соседей, и нас решили отправить как опытных артистов. Мы, честно говоря, не хотели в это ввязываться, но наш менеджер убедил, что это необходимо. Мы еще и в своей стране выиграли национальный отбор. В целом "Евровидение" - это не наше. Ну, дал конкурс нам какие-то коммерческие предложения, о нас кто-то услышал. Но потеряли полгода на этом всем.

Звуки.Ru: Есть сейчас в Молдове какие-то рок-проекты, которые могли бы быть интересны и в России?
Роман: В России и свои интересные группы никуда не пускают – по телевидению какой-то парад фриков. По каналу А-One показывают огромное количество русских команд, играющих на хорошем уровне. Да, может быть, это субкультура, но очень сильная. В Молдове сейчас мало рок-музыки, время поменялось. Когда-то в Кишиневе была такая тусовка интереснейшая – от тяжелой музыки до групп, которые участвовали в первых рок-фестивалях в Ленинграде, например, группа Modest. Чтобы играть рок-н-ролл, надо быть человеком особенного склада – все бросать, садиться в автобус и ехать тысячу километров через все таможни, без горячего супчика и теплой постели. Сейчас у нас мало охотников вести такой образ жизни.

Звуки.Ru: Куйбул вот у вас возродился...
Роман: Они играют себе в кайф. Хотя они закупают очень серьезное оборудование, делают качественный звук, снимают клипы, у них нет больших амбиций – они могут и в кишиневских пивных пабах играть для собственного удовольствия.

Звуки.Ru: А что с Гындул мыцей? Промелькнули они здесь и пропали.
Роман: Музыка в Молдове не является бизнесом, пластинки не продаются, нет профессиональных менеджеров. Нам посчастливилось встретить Игоря, который нас подстегивает. Мы построили студию, базу. Благодаря этому мы существуем. У нас получается зарабатывать своей музыкой, но все равно зависим от количества концертов. А у таких групп, как "Гындул мыцей", нет менеджмента. Группа – талантливая, с потенциалом – предоставлена сама себе, а время уходит. Все сложнее за ним угнаться. Нас тут приглашали разогревать Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), а мы отказались.

Звуки.Ru: Почему?
Роман: Стареем (смеется). Казалось бы, как можно отказаться выйти на одну сцену с Оззи Осборном? В молодости это было немыслимо, я бы согласился ему аппаратуру таскать. А тут – мы были сосредоточены на альбоме, не хотелось отвлекаться, к тому же понятно, что зрители придут на Оззи, а нас в лучшем случае потерпят.

Звуки.Ru: Роан, а случаются ли в составе твоей группы творческие разногласия?
Роман: В каждом коллективе есть свой механизм. Каждый делает то, что лучше получается. Кто-то приносит музыкальную идею, мы вместе ее начинаем разрабатывать: он как художник, а мы как инструмент. Творческий процесс всегда по-разному складывается. В Германии мы оказались неспособны сделать работу своими силами – нам понадобился еще один участник в лице продюсера, который выступил и психологом, и дипломатом, и авторитетом. Это немец Марк Элснер (Mark Elsner). С ним очень интересно работать – не тратится время на споры, потому что он решает, как правильно, и дает качество звука. Как известно, немцы всегда были лучшими инженерами, и у них этот подход остался. Если бы русские группы начали сотрудничать с продюсерами, качество самой музыки выросло бы значительно. Наши новые песни я включаю в машине или дома – и просто наслаждаюсь тем, как прописаны барабаны, гитары, как звучит голос. С Марком просто: он говорит, что нужен такой-то срок и столько-то денег. И всё: не надо подгонять его, не надо уговаривать. В его подходе нет этого нашего: "это рок-н-ролл, и так сойдет". Он послушал наши старые альбомы и сказал, что по уровню записи это тянет только на демо-версии.

Звуки.Ru: Тем не менее распространено мнение, что все эти записи на западных студиях – сплошные понты.
Роман: Может быть. Но это опыт, для музыканта - очень интересный. Может быть, Машине времени уже и не стоило записываться на Abbey Road – к давно сформировавшемуся стилю это ничего не добавило. Но они, к сожалению, только в зрелом возрасте смогли себе позволить записываться за границей.

Звуки.Ru: Евгений Хавтан мне недавно говорил, что единственное, о чем жалеет – что он не мог в 80-е записать песни с Жанной Агузароой в хорошей американской студии.
Роман: Вот видишь! И так звучит волшебно, а как могло бы! Если бы "Машина времени" попала к Брайану Ино (Brian Eno), это была бы, может быть, еще более мощная группа. Да и Высоцкий мог бы сыграть у великих режиссеров – Стоуна, Скорсезе.

Звуки.Ru: А как насчет живого звука? На каких площадках ты больше всего любишь играть?
Роман:Идеальный клуб для меня – на 300-500 человек. Там должна быть непафосная атмосфера, хороший саунд. Чтоб можно было играть панк-рок, скакать, орать, общаться с публикой.

Звуки.Ru: Какие сорта запрещенных в России молдавских вин ты бы порекомендовал?
Роман: Я очень аккуратно выбираю вино и очень не люблю нарываться на некачественный продукт. Даже в Кишиневе я подолгу стою у прилавка, советуюсь со знакомыми. Мне не нравится, когда в вине много спирта. Не люблю после бокала вина ощущать, как сосуды сжимаются, заболевает голова… Чистый качественный продукт найти сложно. Сказать, что в Молдове плохое вино, неправильно, но в последнее время везде добавки, химия. И в напитках, и в продуктах. Производители хотят быстро обогатиться, много ширпотреба и откровенного левака. Поэтому тут нельзя дать универсального совета. Лучше всего покупать вина у знакомых, у которых свой виноградник и маленький магазинчик, которые знают свое дело и любят его.

12.10.2010, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)

ZDOB SI ZDUB - свежие публикации:

  • Интервью - "Для нас главное - достойно пошалить", 23.04.2011
    В 2005 году Молдавия впервые участвовала в Конкурсе песни Евровидения и отправила на него самых известных своих музыкантов – группу Zdob Si Zdub. Впоследствии Роман Ягупов рассказывал “Звукам”, что ему жалко потраченного на конкурс времени и энергии. Не прошло и года, как Zdob Si Zdub вновь отправляется на “Евровидение”, а Ягупов объясняет, почему группа переменила свое отношение к песенному состязанию »»
  • Анонс - Шоб я здоб, 12.02.2010
    Этно-рокеры Zdob si Zdub с приветом из солнечной Молдавии »»
  • Анонс - Видели их?, 09.06.2009
    "Видели ночь, гуляли всю ночь до утра", таким должно быть резюме после концерта Zdob Si Zdub »»
Сайт: www.zdob-si-zdub.com

ZDOB SI ZDUB

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...

Подробности из жизни:

Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?

Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…

Далее... →