Молдавская группа Zdob Si Zdub задолго до Gogol Bordello задала «балканский тренд» в рок-музыке. Впрочем, в записывающемся в Берлине альбоме коллектив собирается сделать что-то совершенно неожиданное. Но пока та пластинка не готова, Zdob Si Zdub представили в Москве полностью русскоязычный диск "Белое вино/Красное вино". Об этом и о многом другом рассказал в интервью Звукам.Ru фронтмен коллектива Роман Ягупов.
Звуки.Ru: Роман, несмотря на огромное количество авторского материала, в России самой известной песней в исполнении твоей группы остается кавер-версия "Видели ночь" Виктора Цоя...
Роман Ягупов: "Видели ночь" - уже народная песня, получившая массовое признание. В нашей версии она получилась простой и доступной. Посыл, который был в оригинале, у нас обрел совсем другую, залихватскую окраску. И трек, в общем, получился попсовым: после него нас узнали даже обыватели, которые были не в курсе, кто такие Zdob Si Zdub. Причем, выбор этой песни произошел абсолютно случайно. Мы приехали с Алтая, с фестиваля "Катунь", репетиционная база была закрыта, и мы с Лешей, Лилей и Радой Эрденко просто в коридоре что-то наимпровизировали, потом в Москве записали песню и забыли про нее. Мы даже на репетициях ее играть стеснялись, потому что считали ее несвойственной для себя, у нас пальцы так не ложились на гитары. Постоянные зрители, которые следят за нами, ощущают, что у нас есть песни абсолютно разные, что у нас происходит эволюция.
Звуки.Ru: И тем не менее, ваш новый альбом "Белое вино/Красное вино" опять состоит в основном из русскоязычных песен и каверов. Значит ли это, что вы приостановили попытки приобщить нашу публику к "Этномеханике" и "Агроромантике"?
Роман: В этой пластинке тоже много сюрпризов. Идею создания этого альбома предложил наш менеджер Игорь Дынга. Параллельно мы готовим к изданию новый, записанный в Берлине диск под пилотным названием "Fresh Sexy Spicy Organic". Это англо-румынский альбом, в котором группа еще раз отходит от стиля, к которому все привыкли. Пластинку даже можно назвать рок-н-ролльной. Нас воспринимают как балканских артистов, а мы пытаемся доказать, что у нас нет определенного стиля. Что касается "Белого вина/Красного вина", диск получился достаточно пестрым: у нас накопились неизданные песни – из новогодней передачи НТВ, различные дуэты, старые треки, переделанные в новых версиях. К накопившимся шести-восьми трекам мы решили дописать пару новых и перевести некоторые тексты, например, «DJ Василий», с румынского на русский язык. С нашей обширной концертной географией иногда приходится писать песни на трех-четырех языках – молдавском, русском, английском и иногда украинском. В альбом вошел дуэт с Сергеем Михалком "Стоп, мафия!". Мы давно хотели с ним спеть, но никак не получалось: то времени не было, то их предложения как-то не стыковались с нашим видением. И вот наконец все сложилось, хотя записывались мы по отдельности.
Звуки.Ru: Ваш "немецкий" альбом будет представлен в России?
Роман: Почему нет? Если будет заинтересованность, то издадим. Если нет, поклонники смогут найти ээти песни в интернете. В любом случае, несколько новых песен обретут и русскоязычные версии.
Звуки.Ru: Как вас воспринимают в Европе?
Роман: Там очень интересно находиться, получать определенный опыт, играть концерты. Мы время от времени делаем после Нового года туры по клубам, участвуем в таких легендарных летних фестивалях, как "Roskilde" или "Sziget". Но по-прежнему не питаем иллюзий по поводу своих европейских успехов. Чтобы сделать что-то в Европе, нужно уезжать насовсем, как это сделал Женя из Gogol Bordello.
Звуки.Ru: А вы не пробовали создать Gogol Bordello конкуренцию, никуда не уезжая?
Роман: Дело в том, что мы не продумываем свои шаги специально. Нет задачи сделать из концерта какой-то "спектакль с налетом балканщины". С новым альбомом мы вообще отошли от этно – думаю, не все слушатели нас узнают в некоторых треках. Сейчас сформировался такой "балкан стайл", очень много групп в Европе в нем играют. Когда мы начинали это делать, такого не было, и нас даже, наверно, не поняли. Все это было сделано без продюсера, материал был сырым, но в чем-то мы опередили свое время. Причем, сначала мы записали "Агроромантику", а потом начали всерьез изучать фольклор, поехали к цыганам-лаутарам, слушали болгарский фольклор, покупали народные инструменты, ездили по деревням. Мы не собирались снять пенки и как-то выгодно продать, мы сознательно погружались в эту культуру. А сейчас мы хотим от этого отойти. Хотя понятно, что сыграв тысячу комедийных ролей, сложно сразу взять и сыграть трагическую.
Звуки.Ru: На родине вы - по-прежнему группа номер 1?
Роман:Это надо спросить у публики, но судя по нашему графику, мы самая гастролирующая молдавскя группа.
Звуки.Ru: А в Румынии вас признали за своих?
Роман: Да, очень часто приглашают. И мы "подпитываемся" там. Фольклор в Румынии – он везде: на телевидении, на улицах. Есть много мастеров, которые делают инструменты, много фестивалей. Но я вот что скажу: фольклор – такой глубокий и сложный жанр, что он может, как трясина, затянуть. Жанр, например, диктует, о чем петь. Играть веселый мотив и петь при этом на социальные темы невозможно. А нам все-таки хочется создать такой лад, который позволил бы спеть о жизни, о том, что волнует.
Звуки.Ru: У нас много пишут про политический кризис в Молдове. Вы как-то на себе его ощущаете?
Роман: Кризис сейчас не только в Молдове, но и в Румынии, и в России. Люди хотят жить лучше, а политики постоянно занимаются манипулированием. Я политикам больше не верю и не буду вступать с ними ни в какие переговоры. Был определенный опыт, когда нас просто в наглую обманывали. Больше не хочется со всем этим связываться. Музыкант должен выражать свое мнение в стихах и песнях. Наша музыка - зажигательная и добрая, мы создали свой мир, в котором живем, и стараемся не обращать внимания на политическую тусовку в Молдове. Для меня главное - чтобы в стране не было беспредела и агрессии, как в Киргизии. Чтобы были мир и стабильность, не было межнациональной розни. У нас государство какое-то виртуальное, но земля и народ - настоящие. Все институты как бы работают, но как таковой экономики, производства нет. По сути, всё как-то само собой регулируется, и каждый сам за себя. Люди мигрируют в поисках общей доли, миллионы уехали в Россию, Португалию, Испанию, Италию... Мы недавно собрались с ребятами, с которыми жили в пригороде Кишинева, в Страшенах, на пикник. Я смотрю – кто с детьми по-испански разговаривает, кто по-итальянски.
Звуки.Ru: Когда вы приезжаете в Россию, вы чувствуете себя представителями своей культуры или вас привлекает обширность здешнего рынка?
Роман: Все проще: нас пригласили – значит, хотят услышать. Мы не ощущаем себя какими-то послами. В принципе, все артисты в чем-то послы: что мы, что русский балет в Париже. Политики управляют, а мы несем духовность. Я сам родился в России, вырос в Молдове и воспринял, наверное, и ту, и другую культуру.
Звуки.Ru: Вы выпускаете альбом, готовите еще один... А зачем? Всё же из интернета скачают.
Роман: Когда Валерий Гаина выпускал миллионы пластинок, он не получал за это практически никакого вознаграждения. Так что с этой точки зрения ничего не изменилось – пластинки как не приносили дохода, так и не приносят, вне зависимости от их тиража. Мы тоже что-то продавали, небольшими тиражами, но я не помню, чтобы на этом я зарабатывал. В мире сейчас так много музыки, там много групп, что можно радоваться тому, что к нам на живые концерты приходит публика, слушает, реагирует, поет и радуется моим песням. Испокон веков музыканты садились в телегу, ездили и пели, получали за это еду. Шоу-бизнес сейчас вернулся в такое "первобытное" состояние. Я бы слукавил, если бы сказал, что не хочу, чтобы диски продавались. Конечно, хочу. Но нет повода нервничать, если этого не происходит. Я отношусь к этому спокойно, как к данности. Для музыканта невозможно не придумывать песен и их не записывать. Это необходимо так же, как утром вставать, чистить зубы и надевать чистую рубашку. Мы много времени ничего не издавали, и это меня очень тяготило. Тяжело постоянно исполнять один и тот же набор из старых песен, надо меняться. Надо себя заставлять, если не получается.
Звуки.Ru: Дебют Zdob Si Zdub в связан с движением "Учитесь плавать". Как ты сейчас оцениваешь этот опыт?
Роман: В 90-е мы настолько наэлектризовались... У нас были герои – Генри Роллинз (Henry Rollins), Nirvana, Pearl Jam. Мы не знали терминологии, но были молоды, полны энергии, хотелось выйти и поорать в микрофон. Приехать в Москву и выйти на огромную сцену "Горбушки" - это была для нас фантастика. Мы не замечали, что коллеги носят смешные названия и поют все на английском языке. Был Александр Ф. Скляр, который объяснял нам, кто в каком стиле играет – стрейт эйдж, экстремальные виды спорта, нет наркотикам и т.д. Всё было неоднозначно, среди публики ошивались бритоголовые, Чача из Наива вступал с ними в конфликт. Очень было интересное время, а потом у каждого началась своя жизнь. Мы стали экспериментировать с фольклором, пытались как-то смешать его с энергичным рок-звучанием. У нас не было опыта, профессионализма, мы не знали, что надо записывать пластинки с саунд-продюсером. Все пришлось познавать шаг за шагом.
Звуки.Ru: А как ты вспоминаешь свое участие в "Евровидении"?
Роман: С точки зрения творчества это нам было абсолютно не нужно – много энергии, времени было потрачено. Но Молдова первый раз участвовала в конкурсе. Это происходило в Украине, у наших соседей, и нас решили отправить как опытных артистов. Мы, честно говоря, не хотели в это ввязываться, но наш менеджер убедил, что это необходимо. Мы еще и в своей стране выиграли национальный отбор. В целом "Евровидение" - это не наше. Ну, дал конкурс нам какие-то коммерческие предложения, о нас кто-то услышал. Но потеряли полгода на этом всем.
Звуки.Ru: Есть сейчас в Молдове какие-то рок-проекты, которые могли бы быть интересны и в России?
Роман: В России и свои интересные группы никуда не пускают – по телевидению какой-то парад фриков. По каналу А-One показывают огромное количество русских команд, играющих на хорошем уровне. Да, может быть, это субкультура, но очень сильная. В Молдове сейчас мало рок-музыки, время поменялось. Когда-то в Кишиневе была такая тусовка интереснейшая – от тяжелой музыки до групп, которые участвовали в первых рок-фестивалях в Ленинграде, например, группа Modest. Чтобы играть рок-н-ролл, надо быть человеком особенного склада – все бросать, садиться в автобус и ехать тысячу километров через все таможни, без горячего супчика и теплой постели. Сейчас у нас мало охотников вести такой образ жизни.
Звуки.Ru: Куйбул вот у вас возродился...
Роман: Они играют себе в кайф. Хотя они закупают очень серьезное оборудование, делают качественный звук, снимают клипы, у них нет больших амбиций – они могут и в кишиневских пивных пабах играть для собственного удовольствия.
Звуки.Ru: А что с Гындул мыцей? Промелькнули они здесь и пропали.
Роман: Музыка в Молдове не является бизнесом, пластинки не продаются, нет профессиональных менеджеров. Нам посчастливилось встретить Игоря, который нас подстегивает. Мы построили студию, базу. Благодаря этому мы существуем. У нас получается зарабатывать своей музыкой, но все равно зависим от количества концертов. А у таких групп, как "Гындул мыцей", нет менеджмента. Группа – талантливая, с потенциалом – предоставлена сама себе, а время уходит. Все сложнее за ним угнаться. Нас тут приглашали разогревать Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), а мы отказались.
Звуки.Ru: Почему?
Роман: Стареем (смеется). Казалось бы, как можно отказаться выйти на одну сцену с Оззи Осборном? В молодости это было немыслимо, я бы согласился ему аппаратуру таскать. А тут – мы были сосредоточены на альбоме, не хотелось отвлекаться, к тому же понятно, что зрители придут на Оззи, а нас в лучшем случае потерпят.
Звуки.Ru: Роан, а случаются ли в составе твоей группы творческие разногласия?
Роман: В каждом коллективе есть свой механизм. Каждый делает то, что лучше получается. Кто-то приносит музыкальную идею, мы вместе ее начинаем разрабатывать: он как художник, а мы как инструмент. Творческий процесс всегда по-разному складывается. В Германии мы оказались неспособны сделать работу своими силами – нам понадобился еще один участник в лице продюсера, который выступил и психологом, и дипломатом, и авторитетом. Это немец Марк Элснер (Mark Elsner). С ним очень интересно работать – не тратится время на споры, потому что он решает, как правильно, и дает качество звука. Как известно, немцы всегда были лучшими инженерами, и у них этот подход остался. Если бы русские группы начали сотрудничать с продюсерами, качество самой музыки выросло бы значительно. Наши новые песни я включаю в машине или дома – и просто наслаждаюсь тем, как прописаны барабаны, гитары, как звучит голос. С Марком просто: он говорит, что нужен такой-то срок и столько-то денег. И всё: не надо подгонять его, не надо уговаривать. В его подходе нет этого нашего: "это рок-н-ролл, и так сойдет". Он послушал наши старые альбомы и сказал, что по уровню записи это тянет только на демо-версии.
Звуки.Ru: Тем не менее распространено мнение, что все эти записи на западных студиях – сплошные понты.
Роман: Может быть. Но это опыт, для музыканта - очень интересный. Может быть, Машине времени уже и не стоило записываться на Abbey Road – к давно сформировавшемуся стилю это ничего не добавило. Но они, к сожалению, только в зрелом возрасте смогли себе позволить записываться за границей.
Звуки.Ru: Евгений Хавтан мне недавно говорил, что единственное, о чем жалеет – что он не мог в 80-е записать песни с Жанной Агузароой в хорошей американской студии.
Роман: Вот видишь! И так звучит волшебно, а как могло бы! Если бы "Машина времени" попала к Брайану Ино (Brian Eno), это была бы, может быть, еще более мощная группа. Да и Высоцкий мог бы сыграть у великих режиссеров – Стоуна, Скорсезе.
Звуки.Ru: А как насчет живого звука? На каких площадках ты больше всего любишь играть?
Роман:Идеальный клуб для меня – на 300-500 человек. Там должна быть непафосная атмосфера, хороший саунд. Чтоб можно было играть панк-рок, скакать, орать, общаться с публикой.
Звуки.Ru: Какие сорта запрещенных в России молдавских вин ты бы порекомендовал?
Роман: Я очень аккуратно выбираю вино и очень не люблю нарываться на некачественный продукт. Даже в Кишиневе я подолгу стою у прилавка, советуюсь со знакомыми. Мне не нравится, когда в вине много спирта. Не люблю после бокала вина ощущать, как сосуды сжимаются, заболевает голова… Чистый качественный продукт найти сложно. Сказать, что в Молдове плохое вино, неправильно, но в последнее время везде добавки, химия. И в напитках, и в продуктах. Производители хотят быстро обогатиться, много ширпотреба и откровенного левака. Поэтому тут нельзя дать универсального совета. Лучше всего покупать вина у знакомых, у которых свой виноградник и маленький магазинчик, которые знают свое дело и любят его.
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...
Подробности из жизни:
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?
Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)