IRON MAIDEN  Август. I'll Be Back, или воссстание железных Эдди

Летом 1979 года лондонские поклонники рока подставляли лица свежему музыкальному ветру, проносящемуся по улицам зачумленного разлагающимся панк-роком города. Ветер дул из зловещих склепов и старых готических зданий хард-роковой эпохи. Имя же ему было Iron Maiden.

Лето. Жара. Плавятся мозги. Не знаешь, чем себя занять. Дни тянутся и тянутся... И только неизбежно наступившей осенью, ты, быть может, с удивлением оглянешься назад, и поймешь, что деньки, когда ты жадно ловил каждое дуновение прохладного свежего ветерка, к сожалению, уже миновали.

Летом 1979 года лондонские поклонники рока не зевали, жадно подставляя лица свежему музыкальному ветру, проносящемуся по улицам зачумленного разлагающимся панк-роком города. И дул ветер, что интересно, не с морской стороны ска или новой волны (этим жанрам лишь только предстояло взойти пышным цветом на удобренной панками почве), а напротив - из зловещих склепов и старых готических зданий хард-роковой эпохи. Имя же ему было Iron Maiden. К тому времени возглавляемая чрезвычайно техничным басистом Стивом Харрисом молодая группа уже имела некоторый вес в лондонском рок-андеграунде. Их выпущенный на собственной этикетке мини-альбом неплохо продавался и даже периодически прорывался в радиоэфир. Стив еще по инерции цеплялся за работу чертежника в проектном бюро (вокалист же Пол ДиАнно тем временем бурил землю), но пора уже было серьезно подумать о том, чтобы зарабатывать на жизнь исключительно музыкой.
Эти мысли начали воплощаться в жизнь после знаменательного концерта 17 августа 1979 года, когда группе предложил услуги администратора Род Смоллвуд, ранее работавший с арт-роковым проектом BeBop Deluxe.

Уже через год, в августе 1980, смена статуса позволила группе закрепить успех первого полнометражного альбома выступлением на рок-фестивале в Рединге. На сцене вместе с группой начал появляться некто Эдди - плод нездоровой фантазии одного из первых вокалистов группы, Дэна Уиллокса. Сперва сверкающее глазами-лампочками и выдыхающее дым из прорези во рту изображение на заднике сцены, затем - маскарадное домино на ком-нибудь из техперсонала группы, и наконец - здоровенное механизированное чудище. Задуманный как банальный зомби, Эдди очень скоро превратился в беспощадного футуристического киборга-убийцу, сравнения с которым не выдерживают даже терминаторы всех известных к нынешнему дню моделей. Кстати, в конце 80-х Эдди был признан "самым сексуальным мужчиной года" - причем в ходе серьезного опроса, а не по приколу ребят из какой-нибудь "Золотой Малины". Бывает же такое...

Август 1983 года группа провела в гастролях по США в компании с Saxon. Гастроли были приурочены к выходу альбома "Piece Of Mind", именно на их период приходился день рождения нового вокалиста группы Брюса Диккинсона (Bruce Dickinson, он же Брюс Брюс, он же Брюс Ди, родился 7 августа 1958 года, ранее выступал с группой Samson), и именно на этом альбоме упомянутый Диккинсон впервые реализовал себя в составе Iron Maiden в качестве автора песен - кстати говоря, весьма сильного и нешаблонно мыслящего. Изнурительное турне принесло свои плоды: в том же августе "Piece Of Mind" был реализован в Штатах тиражом, убедительно тянущим на "платину".

Летом 1984 на Багамах была завершена запись очередного альбома "Powerslave". 9 августа, еще до выхода альбома в свет, Iron Maiden отправились в турне. Сцена оформлялась в египетском стиле, на задах была сооружено подобие египетского же храма, программа шоу включала танец огнедышащих мумий в развевающихся погребальных лентах. "Slavery Tour" продлился почти год. Его эмблема - иероглиф "глаз" - надолго вошла в моду в виде кулончиков и рисунков на майках. Какое количество народа за пределами сообщества фанатов группы с тех пор добровольно заклеймили себя, как "рабов силы", до сих пор точно не известно.
По итогам восточноевропейских гастролей (9 августа - Варшава, 17 - Будапешт, 20 - Белград) было выпущено получасовое видео "Behind The Iron Curtain". 18 августа первый сингл с альбома, "Two Minutes To Midnight", вошел в британский Тор-10 на шесть недель. Видеоклип песни, с оттягивающимися по полной программе боевиками в камуфляже и главарями тайных обществ, что в мечтах о мировом господстве не гнушаются обращаться к приемам древней высшей магии, актуален по сей день.

Август 1988 года группа отметила выступлением на рок-фестивале в Кастл-Донингтоне в рамках турне с концептуальной программой "7th Son Of 7th Son". На сей раз ансамбль не злоупотреблял особыми театральными эффектами. Декорации сцены были просты и суровы, как горные ледники, и даже чудище Эдди на сей раз представало перед публикой в роли пророка, протягивающего людям свое выдернутое из под стальных ребер абсолютно живое сердце. Не особо героическая, задумчивая и печальная философская притча о непринятом в своем отечестве и не успевшем реализовать свой потенциал прорицателе собрала сто семь тысяч завороженно внимавших группе слушателей.

Летом 1989 года Диккинсон вместе с Яном Гилланом и четверкой блестящих рок-гитаристов - Ричи Блэкмором, Тони Айоми, Брайаном Мэем и Дэвидом Гилмором - записал новую версию "Smoke On The Water". От соляков монстров рока в песне стало настолько тесно, что третьим куплетом пришлось пожертвовать. Весь сбор от реализации сингла пошёл в поддержку пострадавшим от землетрясений в Армении. Летом 1990 года Iron Maiden, уже без покинувшего группу гитариста Адриана Смита, зато с Яником Герцем, которого Диккинсон привел из своего сольного проекта (не иначе, как Гиллан порекомендовал) выдали восьмой студийный альбом "No Prayer For The Dying". Альбом получился довольно спорным. Эпическая "Sea Of Madness" во многом повторяла наработки предыдущих программ, но шагом вперед не была. Зато благодаря боевику "Holy Smoke" группу стали крутить по FM-радио даже за пределами специализированных метал-шоу.

28 августа 1993 года Диккинсон последний раз перед уходом, готовившемся долго, с весны, выступил в составе Iron Maiden. "Я понял, что среди гастрольных графиков, отелей, дорог и всего остального я потерял свою способность действовать незапланированно. Вот тогда-то я позвонил Роду и сказал: "Сюрприз"... Я собирался позвонить и Стиву, но Род сказал: "Не тревожь его, он сейчас в Майами. Я сам с ним поговорю". Но мне все же следовало это сделать. Я должен был послать Рода ко всем чертям и поговорить с ребятами сам..."

Вернулся Брюс в ряды топтавшейся без него на месте группы только через шесть лет. Это, впрочем, уже совсем другая история...

07.08.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →