...Видно, хотели сделать второй "The Number of the Beast" - не
получилось. Потому что второго "The Number of the Beast" не будет. И это
хорошо. Потому что Maiden не только живые классики рока - они пишут классику
рока, новую классику, которая, как показывают последние два десятилетия,
похоже, становится классикой в уме слушателей еще до своего рождения в их
слуховом аппарате.
...Dance of Death - самый "тяжелый" альбом Maiden за последние годы. Пожалуй
даже самый тяжелый, наряду с "Powerslave". И это при том, что по духу он ближе
к "Seventh Son..." Впервые появился "обычный" металлический чесовый ритм в
исполнении Смита, в строй вернулись "кавалерийские" песни с галопирующим
темпом, перемежающиеся такими "эпическими" монументами, как "Dance of Death"
или "Paschendale". Но обо всем по порядку.
Wildest Dreams. Iron Maiden написали рок-н-ролл!!! Нет, рок-н-роллы
были у Iron Maiden и раньше: выходили они исключительно на синглах, так как
представляли из себя или же "кавер-версии" разных позабытых ныне героев
Троянской войны за рок вроде товарища Монтроуза. Или откровенный стеб - над
менеджером, над техниками, над собой - как, например, перифраз известного
шлягера Чака Бери "Roll Over Vic Vella", вышедший на "Be Quick Or Be
Dead". (Сингл "Wildest Dreams" (CD-single, DVD-single и 7-дюймовый винил)
содержит очередной piss-taking, "Pass The Jam". CD и DVD содержат
дополнительно несколько версий "Blood Brothers" и "The Nomad".)
Но "Wildest Dreams" - это особый рок-н-ролл: вы не услышите не отзвуков
50-х, ни FM-закорючки типа Спрингстина, рок-н-ролл с "хеви-металлическими"
аккордами. Но дело отнюдь не в аккордах - аккорды-то как-раз "тяжелые" - а в
легковесности настроения, "рок-н-роллам всевозможным" присущим, а в музыке
Maiden напрочь отсутствующим. Разудалая бесшабашная песня - очередная ода
Беспечным Ездунам. В чем-то нащупывается духовное родство с "From Here to
Eternity", но чтобы нашарить эту потайную жилку, надо быть, не меньше,
знатоком генеалогического древа потомства Льва Николаевича Толстого и знать,
сколько раз в числе e повторяется год рождения слона русской литературы
и зеркала русской революции.
Rainmaker. Вот это уже сильно! Классический образец мэйденовского
стиля: галопирующие ритмы и пронзительные мелодии. Благодаря таким песням
Maiden стал тем, чем он есть. Складный, запоминающийся припев -
отличительная особенность "Rainmaker" от большинства остальных песен
этого альбома, рефрены в которых порой выглядят несколько громоздкими, и
подчас, кстати, лишены рифмы. Словом, от лица всех преданных делу мэйденизма
товарищей, хочется передать привет одному злому духу японской мифологии по
имени Заебацу.
No More Lies. Один из неоспоримых highlights альбома. 7-минутная
композиция (с воцарением CD-формата у Maiden оказались развязанными руки - а
кошельки давно позволяют им делать, что угодно - и они делают что хотят, по
скольку хотят, плевав на форматы, FM и прочая), откровающаяся простеньким
медлительным переборчиком - электризующим слушателя в ожидании предстоящих
подвигов - форма, взятая на вооружение на последних трех альбомах. Но если
такие вещи, как "Fortunes of War", "Judgement of Heaven" или
"Dream of Mirrors" убийственно долго, нестерпимо, нагнетали напряжение,
и ускоряли темп лишь к середине, к концу песни, то "NML" берет почти-что с
места в карьер. Песня в том кавалерийском ритме, по которому многие наверняка
истосковались. Дикинсон поет выше себя привычного в последние годы, в тембре
времен "Piece of Mind". Обратите внимание на соло Мюррея после второго
рефрена и в конце песни. (Готовьте свои Nokia 3210 для установки новой мелодии.)
Montsegur. Если "No More Lies" - быстрая, то
"Montsegur" - очень быстрая. Боевик. Один из самых внятных текстов
альбома - об "алчности католиков и их параноидальном фанатизме". Автор,
разумеется, Дикинсон, практически дословно вторящий своим коллегам по цеху
Рольфу Каспареку и Мартину Уолкиеру: "Religious madness creates this hell on
earth... It's a hell made by christians with god on their side". Хе, любопытный
факт. МакБрейн, на которого очень крепко повлияла вторая жена, Ребекка, в
последние годы не устает твердить о "god of goodness" и ходить к пастору. Но
вот беда - кто микрофон взял, тот в него что хочет, то и поет.
Dance of Death. Две аллегории. Мы ведь страна сильных аллегорий -
слишком часто каждый из нас, шагая, как хозяин, по жизни, метро и курилке,
тайком пробираясь под начальственным кабинетом или с аденомой в сортир,
наталкивается на грабли обескураживающих и en masse нелицеприятных
откровений... Аллегория первая: "Dance of the Death" - продолжатель дела
"Fear of the Dark". Аллегория вторая: серьезные музыкальные произведения
зачастую похожи на серьезные произведения литературные - тех, что размером
больше "покетбука". И те, и другие являются результатами ума,
вытворяющими со слушателем-читателем то же, что футболист с мячиком:
подкручивают хитрым сюжетом, жонглируют слогом-октавами, финтят сложными
техническими приемами и забивают в кульминации самым неописуемым образом. На
что существует пригоршня мудреных литературоведческих и музыкознанческих
терминов величиной с кулек семечек. Словом, имеют сложную композиционную
структуру, и, как следствие, вызываемый эмоциональный эффект. Есть
такая книжка "Way of the Wyrd" товарища Брайана Бейтса, язычника и
фантаста. В ней послушник из монастыря, посланный старшими товарищами крестить
язычников, попадает в страну Вотана. Поначалу как бы ничего не происходит,
повествовательные предложения стелются как шпалы, а состояние слушателя
выражается словом "ожидание". Прибыв по назначению, утомленный герой с дороги
располагается на ночлег по деревом дуб, и начинается завязь сюжета, heavy
metal, который накачивает тревожностью круче чудных звуков ночного леса. Хор
фей - агентов влияния Вотана, работающих под видом роя пчел, во сне похищает
юную душу из цветущего тела, за которой ее правообладатель отправляется "за
бугор" материальной реальности. Дальше дела идут совсем вразнос, и голова
отправляется в полный поход за город, которого нет. Сменяющие друг друга соло
Мюррея, Герца и Смита крутят слушателя как центрифуга с неестественным числом
степеней свободы. На выходе наш герой возвращается в просветленном виде на
круги своя в просветленном виде с пониманием, что "вечное возвращение" - штука
покруче водородной бомбы.
Без аллегорий. Очередная сага фобиям, ночным кошмарам и "out of body
experience". И мертвые с косами вдоль дорог. Танцуют. Песня, которая должна бы
была закрывать альбом - если бы не было "Journeyman".
Gates of Tomorrow. Если вы в дружеских отношениях в электрогитарой,
попробуйте подобрать начало "Lord of the Flies", несколько ускорьтесь и
вы получите "GOT" в чистом виде. И авторы, как не странно, практически те же -
Герц, Харрис, только на этот раз еще и в компании Дикинсона (god bless his
socks!), превратившего катрен припева в цепкую "вокальную" мелодию. Если бы еще
добавить стихи уровня "Властелина мух", цены бы не было.
New Frontiers. Композиторский дебют Нико МакБрейна после двадцати
лет в Maiden, в соавторстве со Смитом и Дикинсоном. Единственная песня с
альбома, которая совершенно не откладывается в голове. Next, please.
Paschendale. То, что не удалось с "The Apparition", удалось
с "Paschendale" - сделать "эпическую" песню не в традиционной эпической
манере Maiden - с частыми сменами ритма, продолжительными красивыми гитарными
соло, с "распевной" частью "под Дикинсона" где-нибудь в начале или кульминации
песни. Самая длинная вещь альбома (8.27), (в очередной раз) посвященная
(анти)военной тематике. От первой и до 507-й секунды, как говаривал кто-то,
"нагнетает напряженность", размеренно и неуклонно. В отличие от потуг
"Металлики" написано будто прямо для симфонического оркестра. Монументальная
композиция. Для того, чтобы рассмотреть получше, надо отойти подальше. Во времени.
Face in the Sand. Апокалиптическая песня, финал Эдды. "На брата
брат пойдет войной, свою мать сын предаст родной. Щит топору заплатит виру -
горе и блуд - гибель кончина мира". - "Can the end be at hand? Is the face
in the sand? Future memory of our tragedy". Лишенная, естественно,
doom'овых, thrash'овых и других инфернальных музыкальных штучек - таких
штучек - "FINS" самым нешуточным образом создает предгрозовую атмосферу
на горизонте ума. Сумрачные атмосферные "оркестровки" клавишных - на заднем
плане. На переднем - Maiden со своим фирменным "мелодизмом" и, как и в случае с
"Rainmaker", с красивым рефреном. (В мраке тоже есть своя красота.)
Age of Innocence. Маузер Дзержинского в руках Стива Харриса. Создавая свою Чрезвычайною
комиссию, наделенную чрезвычайными полномочиями (особые тройки), Железный
Феликс был совсем не прост. Он прекрасно знал, сколь недееспособна и трухлява,
как гнилой пень, буржуазная система судопроизводства. Вот и живущий на
либеральном Западе Харрис тоже (уже не в первый раз) поливает грязью
демократическую юриспруденцию и поросшую преступностью как поганками апатичное
общество. Песня особенно актуальна для современной России, по которой
разгуливает огромное количество быков, выпущенных на лето попастись в
человеческом облике из кармического загона.
С музыкальной точки зрения здесь тоже есть любопытный пунктик. После
возвращения в группу Смита и Дикинсона, Харрис наотрез отказал слушателям,
гитаристу и певцу в возможности продолжения линии "Accident of Birth" и
"Chemical Wedding" в Maiden. Не иначе, уже таил за душой нечто большее -
в итоге оказавшийся уникальным "Brave New World", изобиловавший целой
россыпью прогрессивных элементов (прогрессивных в прямом смысле слова). Ныне
концепция изменилась, и Эдриан, у которого концепция-то изменилась уже давно,
получил возможность вдоволь "почесать". Самая "тяжелая" песня альбома. Вполне
могла бы попасть на сольный effort Дикинсона и Смита, если бы "Эйдж" не сдал ее
в Maiden. Не удивлюсь, если она станет следующим синглом.
Journeyman. По-хорошему следовало бы не говорить ничего вовсе -
сюрприз, дескать, будет. Мнения по поводу этой песни не то что разделятся, а
просто расщепятся, как атом, и "разлетятся по Вселенной, словно маленькие
Лайки". Скажу только, что в этой песни совсем нет электрических инструментов,
только оркестровка и акустическая гитара.
P.S.: Для тех, кто мало что понял. Iron Maiden - это группа, в которой играют:
Стив Харрис (бас). Брюс Дикинсон (вокал), Эдриан "Эйдж" Смит (гитара), Дейв
Мюррей (гитара), Яник Герц (гитара), Нико МакБрейн (ударные). Iron Maiden - это
группа в начале 80-х, по сути, давшая вторую, и она же основная, жизнь heavy
metal. Iron Maiden - это группа, продавшая около 60 миллионов пластинок и до
сих пор рассекающая с длинными немужскими патлами. После того, как Ozzy и
Metallica впали, кто в творческий, а кто в физический маразм, Iron Maiden - это
почти что единственный оплот heavy metal в мировом масштабе на планете. Ум,
честь и совесть, надежа и опора, земная твердь и "хлеба ангельские". Iron
Maiden - это heavy metal.
16.09.2003,
Алексей МОРОЗОВ
(ЗВУКИ РУ)
IRON MAIDEN
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...
Подробности из жизни:
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…
Далее... →