IRON MAIDEN  Iron Maiden

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.

С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982) вокалиста-бузотера Пола ДиАнно (Paul Di'Anno) сменил харизматичный и голосистый Брюс Диккинсон (Bruce Dickinson). А перед началом записи программы "Piece Of Mind" (1983) группа отказалась от услуг потихоньку спивающегося барабанщика Клива Барра (Clive Burr) в пользу студийного монстра Нико МакБрейна (Nicko McBrain). Стиль же группы, базирующийся на классике хард-рока и хэви-метал 70-х, в общем и целом не эволюционировал. Басовые линии Стива Харриса (Steve Harris) вкупе с моментально узнаваемой пентатоникой гитарных партий Дейва Мюррея (Dave Murray) отныне и навсегда стали товарным знаком Iron Maiden.

Во время записи дебютного альбома тогдашний гитарист группы Дэннис Стрэттон (Dennis Stratton) попробовал расширить рамки группы и, в частности, придать композиции "Phantom Of The Opera" черты того, что сейчас бы назвали прогрессивным металлом. Однако эта идея не встретила понимания у музыкантов. Разочарованный инертостью коллег, Стрэттон вскоре покинул состав. Справедливости ради следует отметить, что сам он с тех пор никак о себе не заявил, а композиция так и осталась в сущности недоделанной.

Чуть позже, в период работы над "Somewhere In Time" (1986) Диккинсон предложил группе несколько акустических сочинений в духе третьего альбома Led Zeppelin. Эта идея также не встретила понимания. Похоже, именно Iron Maiden несут ответственность за превращение хэви-метал из непосредственно музыки в повод для тематических тусовок.

В конце 80-х, разочарованный излишней твердостью группы в выборе творческого курса, состав покинул Смит. Его заменил Яник Герц (Janick Gers), прошедший горошую школу в команде Яна Гиллана (Ian Gillan), а после участвовавший в записи первого сольного альбома Брюса Диккинсона.

Большая часть видеоклипов Iron Maiden представляет собой нарезку концертных выступлений группы (либо студийную стилизацию под концертные выступления) в сочетании с нарезкой из старых немых чёрно-белых фильмов. Исключения - "Two Minutes To Midnight", "Can I Play With Madness" и не столь давний "Wicker Man". Впрочем, и здесь сама группа присутствует в виде либо концертных врезок, либо стилизаций под таковые. Так что, созерцая на видео очередной парад героических поз современных металлистов вроде Hammerfall в эффектных декорациях, но без малейшего намёка на внятный сюжет - знайте, кому сказать спасибо.

Популярность Iron Maiden покоится на трех китах. Первый - фанатичная способность музыкантов группы трудиться над чем угодно до седьмого пота. Второй - удачный контракт с "EMI", к которму группа и ее менеджер Род Смолвуд подбирались долго и осмотрительно. Третий - графические разработки Дерека Риггса, придумавшего некогда комикс про панка Эдди, которого как-то в полночь ударило электрическим током, после чего парень начал мутировать, превращаясь в самые невероятные явления натуры. Издателей комиксов эта идея не заинтересовала, зато Смоллвуд жадно ухватился за эту никем, кроме Kiss ранее не использовавшуюся концепцию. С тех пор комиксовый образ Эдди, поданный в манере гипер-реализма, и растиражированный на плакатах, стал известен широкой публике, пожалуй даже больше, чем сами Iron Maiden. В середине 80-х среди московских школьников были популярны самодельные трафареты, позволяющие воспроизвести облик этого монстра на любой стене.

Ранние работы Риггса отмечены попытками эпатировать общественность. Так, согласно сюжету обложки сингла "Sanctuary" Эдди убивает Маргаретт Тэтчер, которая не нашла другого дела, кроме как срывать на ночь глядя с лондонских улиц афиши группы. Пресс-секретарь тогдашнего премьер-министра Великобритании прокомментировала эту выходку по-английски холодно: "Мы не так себе представляем её портреты". Где-то в начале 90-х Iron Maiden отказались от услуг Риггса, но не от облика Эдди.

В 90-х годах популярность Iron Maiden пошатнулась под натиском гранджа и брит-попа - таких же фальшивых изобретений поп-культуры, как и собственно, пресловутая НВБХМ. В 1993 году ради сольной карьеры покинул состав Диккинсон. Заменивший его на пару альбомов Блейз Бейли (Blaze Bayley) из Wolfsbane не вполне соответствовал калибру группы. И на рубеже веков Диккинсон вернулся - причем вместе со Смитом, который к тому моменту уже несколько лет играл в его команде. Вообще, в новом веке популярным стало возможно сделать что угодно. И на фоне общего упадка в роке пережившая тяжёлые времена группа была возведена в ранг патриархов и ветеранов жанра.

Последним хитом Iron Maiden "уровня MTV" был уже упоминавшийся "Wicker Man". Параллельно с упадком данного телеканала наступил и творческий кризис группы. Последние её альбомы были на редкость паршиво записаны и оформлены. Кстати, место продюсера группы сейчас занял Кэвин Ширли, некогда выведший в люди поп-гранджевую поделку Silverchair. В частности компьютерная графика в оформлении альбома 2003 года "Dance Of Death" просто смехотворна, а вторичность и вымученность музыкального материала усугублена неряшливо-грязным (скорее всего, просто низкобюджетным) продюсированием. Что до программы "A Matter Of Life And Death" (2006), то она удостоилась высокой оценки журналов формата "Classic Rock", однако осталась незамеченной за пределами этого круга.

Но такие группы любят за их достижения 20-летней давности. Не случайно последний мировой тур Iron Maiden был назван "Somewhere Back In Time" в честь успешной программы 80-х, а в оформлении гастрольного самолёта группы вновь оказались задействованы египетские глаза и образ мумии из графики суперуспешного альбома "Powerslave". По итогам тура, совершенного группой на специально оборудованном лайнере "Boeing-757" был выпущен фильм "Flight 666", демонстрировавшийся в кинотеатрах перед выходом на DVD. Надо отметить, что с фильмами формата "rock-video" в XXI веке такого практически не происходит, если не считать "Shine A Light" Rolling Stones или 3D-съемку концертов U2.

В новом веке Iron Maiden по-прежнему остаются чрезвычайно успешным проектом. Никому еще доселе не удавалось продавать ностальгию с таким впечатляющим размахом.

30.11.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →