В 2003 году заслуженный рок-ансамбль Iron Maiden обещался порадовать своих поклонников новым альбомом. Неплохой повод вспомнить кое-какие факты из истории этой легенды британского тяжелого рока...
3 апреля 1980 года Iron Maiden, только что закончившие запись своего дебютного альбома, выступали в легендарном лондонском клубе "Марки". Ковать железо надо было, пока горячо. Пятилетка панка и диско только что закончилась, и надо было спешить заполнить образовавшийся вакуум, пока та же простая мысль не успела посетить еще чьи-нибудь светлые головы.
Интенсивный клубный чес принес свои плоды уже к исходу месяца. 25 апреля 1980 года альбом попал в Тор-5. И держался в хит-парадах пятнадцать недель. Хорошее начало. Программа включала такие боевики, как "Prowler", "Running Free", роскошный "эпик" "Phantom Of The Opera" (отнюдь не тема Э.Л.Уэббера, но от этого не менее интересное сочинение), и мощную балладу "Remember Tomorrow", созданную под явным влиянием Uriah Heep. Практически весь материал альбома выпорхнул из под басовых струн Стива Харриса. Второй основатель группы - гитарист Дэйв Мюррей - отметился созданием програмного номера "Iron Maiden", под который с тех пор на концертах группы долгое время демонстрировались самые навороченные сценические трюки, - включая появление из недр египетского храма гигантской огнедышащей мумии в туре "Live After Death" (1985).
Упомянутый альбом, был, кстати говоря, не первым концертником Iron Maiden. 24 апреля 1982 года группа, к тому времени принявшая в свои ряды новобранцев - вокалиста Брюса Диккинсона (экс-Samson) и гитариста Адриана Смита, выступала в нью-йоркском "Палладиуме". Запись концерта позже легла в основу альбома "Live USA".
Новые музыканты существенно обогатили палитру группы. Вокал Диккинсона был на порядок мощнее и гибче, нежели у его предшественника Пола ДиАнно. Черпавший свое вдохновение в творчестве Jethro Tull, Van Der Graaf Generator и Артура Брауна музыкант периодически сочинял для песен крайне "навороченную" лирику. Что до Смита, то его певучая манера звукоизвлечения, простиравшаяся от традиционной жесткой риффовки до задумчивых протяжных пассажей в духе Pink Floyd составила хороший контраст суровой игре Мюррея.
11 апреля 1988 года Iron Maiden подарили миру свой ныне признанный классикой тяжелого жанра альбом "Seventh Son Of A Seventh Son". К этому моменту Смит и Диккинсон в полной мере разделяли авторство песен группы с когда-то основным автором, основателем ансамбля Харрисом. К тому же на этом альбоме Смит хорошо показал себя в довольно новом для формата группы амплуа клавишника. Эта концептуальная программа в какой-то степени явилась переломной для группы. Было такое ощущение, что расширяя творческие рамки группы, Брюс и Адриан уперлись в некий положеный основателями ансамбля предел. Во всяком случае, оба вскоре занялись сольным творчеством. И если у Диккинсона таковое до какого-то момента еще удавалось совмещать оное с пением в группе, то Смит покинул состав всерьез и надолго.
17 апреля 1990 года Диккинсон реализовал первый сингл со своего сольного альбома "Tattooed Millionarie". Вскоре появился и сам альбом - набор ярких и мелодичных рок-шлягеров. Металла на нем не было и в помине.
Исполнявший здесь партии гитары Яник Герц, музыкант из группы Яна Гиллана, позже вошел в состав Iron Maiden, заменив Смита. Самым же большим сюрпризом оказалось наличие на альбоме новой версии знаменитой песни Дэвида Боуи "All The Young Dudes". Дело в том, что к творчеству упомянутого исполнителя Диккинсон вообще-то ни особой любви, ни даже элементарного уважения до этого не питал. "Боуи - не более чем клоун от рока, шут-эгоист, которого волнует только собственная великолепная персона", - изрек он однажды в одном из интервью. Да, как все-таки изменчив наш мир, равно как и настроения живущих в нем...
13 апреля 1992 года у группы вышел очередной сингл "Be Quick Or Be Dead". Он был по традиции тепло принят метал-хэдами, однако налицо был некторый творческий застой. "В то время как раз появились Dream Theater, и мне в руки попали какие-то их демо-записи, - рассказывал Диккинсон, - Я разыскал Нико МакБрейна (ударник Iron Maiden) и сказал ему: "Послушай эти пленки, записанные в какой-то маленькой студии, а потом - наш последний альбом. Тут что-то не так. Так быть не должно..."
Через год с небольшим недовольный положением дел Диккинсон покинул группу и занялся сольной карьерой. Интересно, что какого-то момента публика настороженно относилась к экспериментам Брюса - видимо, потому, что практически во всех своих сольных работах музыкант стремился уйти от стилистики Iron Maiden как можно дальше. Программа "Skunkworks", к примеру, просто попала между молотом и наковальней. "Любители альтернативы говорили: "Да ну, этот старый противный металлист", а поклонники металла заявляли: "Мы ненавидим этот чертов грандж", - вспоминал Брюс. Так продолжалось несколько лет кряду.
Но вот апрель 1997 года ознаменовался очередной сенсацией для поклонников тяжелого рока: Диккинсон и несколько раньше него покинувший Iron Maiden Адриан Смит объединились для записи нового альбома. В принципе, подобные встречи беглецов из рядов ансамбля уже имели место - однако ничего стоящего в результате, как правило, не получалось. Даже организованный двумя музыкантами первого состава - гитаристом Дэннисом Страттоном и ударником Кливом Барром - проект True Brits ничем, кроме выпуска пары альбомов в "дежурной" Японии и выступления на питерском фестивале "Белые Ночи" в 1993 году, так и не прославился. Однако на этот раз все оказалось куда серьезнее. Программа "Accident Of Birth" была признана многими чуть ли не лучшим творением Диккинсона и Смита со времен "Seventh Son Of A Seventh Son". А следующий, куда более экспериментальный релиз "The Chemical Wedding", где на гитары натягивались басовые струны, а лирика песен сочинялась под мощнейшим влиянием Уильяма Блейка, лишь закрепил успех. Теперь, после выпуска выдержанного в традиционном стиле "Accident Of Birth" Диккинсон мог позволить себе любые эксперименты - у его поклонников появился разумный выбор.
Тем временем дела в стане бывших коллег Брюса и Адриана шли так себе. В апреле 1998 года Iron Maiden раскачалась на новый альбом "Virtual XL", вторую программу, записанную с новым вокалистом Блэйзом Бейли. Увы, это было лишь продолжением затянувшейся ошибки. Странно, что выбрав на роль вокалиста человека, который демонстрировал весьма оригинальную манеру пения в рядах группы Wolfsbane, группа позже отказала ему во всяких проявлениях этой самой оригинальности, велев петь, как пел Брюс. А в роли имитатора чужого голоса Блэйз слушался на редкость неубедительно. "Virtual XL" стал, конечно, шагом вперед, - писали рецензенты, - но лишь настолько, чтобы опередить "X-Factor" (предыдущий альбом с Блэйзом) в списке худших альбомов Iron Maiden".
Мы оставим Iron Maiden в тот период, когда идея воссоединения ансамбля в самом звездном его составе уже витала в воздухе. Продолжение следует...
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...
Подробности из жизни:
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)