IRON MAIDEN  Апрель. Свободно бегущие.

В 2003 году заслуженный рок-ансамбль Iron Maiden обещался порадовать своих поклонников новым альбомом. Неплохой повод вспомнить кое-какие факты из истории этой легенды британского тяжелого рока...

В 2003 году заслуженный рок-ансамбль Iron Maiden обещался порадовать своих поклонников новым альбомом. Неплохой повод вспомнить кое-какие факты из истории этой легенды британского тяжелого рока...

3 апреля 1980 года Iron Maiden, только что закончившие запись своего дебютного альбома, выступали в легендарном лондонском клубе "Марки". Ковать железо надо было, пока горячо. Пятилетка панка и диско только что закончилась, и надо было спешить заполнить образовавшийся вакуум, пока та же простая мысль не успела посетить еще чьи-нибудь светлые головы.
Интенсивный клубный чес принес свои плоды уже к исходу месяца. 25 апреля 1980 года альбом попал в Тор-5. И держался в хит-парадах пятнадцать недель. Хорошее начало. Программа включала такие боевики, как "Prowler", "Running Free", роскошный "эпик" "Phantom Of The Opera" (отнюдь не тема Э.Л.Уэббера, но от этого не менее интересное сочинение), и мощную балладу "Remember Tomorrow", созданную под явным влиянием Uriah Heep. Практически весь материал альбома выпорхнул из под басовых струн Стива Харриса. Второй основатель группы - гитарист Дэйв Мюррей - отметился созданием програмного номера "Iron Maiden", под который с тех пор на концертах группы долгое время демонстрировались самые навороченные сценические трюки, - включая появление из недр египетского храма гигантской огнедышащей мумии в туре "Live After Death" (1985).
Упомянутый альбом, был, кстати говоря, не первым концертником Iron Maiden. 24 апреля 1982 года группа, к тому времени принявшая в свои ряды новобранцев - вокалиста Брюса Диккинсона (экс-Samson) и гитариста Адриана Смита, выступала в нью-йоркском "Палладиуме". Запись концерта позже легла в основу альбома "Live USA".
Новые музыканты существенно обогатили палитру группы. Вокал Диккинсона был на порядок мощнее и гибче, нежели у его предшественника Пола ДиАнно. Черпавший свое вдохновение в творчестве Jethro Tull, Van Der Graaf Generator и Артура Брауна музыкант периодически сочинял для песен крайне "навороченную" лирику. Что до Смита, то его певучая манера звукоизвлечения, простиравшаяся от традиционной жесткой риффовки до задумчивых протяжных пассажей в духе Pink Floyd составила хороший контраст суровой игре Мюррея.

11 апреля 1988 года Iron Maiden подарили миру свой ныне признанный классикой тяжелого жанра альбом "Seventh Son Of A Seventh Son". К этому моменту Смит и Диккинсон в полной мере разделяли авторство песен группы с когда-то основным автором, основателем ансамбля Харрисом. К тому же на этом альбоме Смит хорошо показал себя в довольно новом для формата группы амплуа клавишника. Эта концептуальная программа в какой-то степени явилась переломной для группы. Было такое ощущение, что расширяя творческие рамки группы, Брюс и Адриан уперлись в некий положеный основателями ансамбля предел. Во всяком случае, оба вскоре занялись сольным творчеством. И если у Диккинсона таковое до какого-то момента еще удавалось совмещать оное с пением в группе, то Смит покинул состав всерьез и надолго.

17 апреля 1990 года Диккинсон реализовал первый сингл со своего сольного альбома "Tattooed Millionarie". Вскоре появился и сам альбом - набор ярких и мелодичных рок-шлягеров. Металла на нем не было и в помине.
Исполнявший здесь партии гитары Яник Герц, музыкант из группы Яна Гиллана, позже вошел в состав Iron Maiden, заменив Смита. Самым же большим сюрпризом оказалось наличие на альбоме новой версии знаменитой песни Дэвида Боуи "All The Young Dudes". Дело в том, что к творчеству упомянутого исполнителя Диккинсон вообще-то ни особой любви, ни даже элементарного уважения до этого не питал. "Боуи - не более чем клоун от рока, шут-эгоист, которого волнует только собственная великолепная персона", - изрек он однажды в одном из интервью. Да, как все-таки изменчив наш мир, равно как и настроения живущих в нем...

13 апреля 1992 года у группы вышел очередной сингл "Be Quick Or Be Dead". Он был по традиции тепло принят метал-хэдами, однако налицо был некторый творческий застой. "В то время как раз появились Dream Theater, и мне в руки попали какие-то их демо-записи, - рассказывал Диккинсон, - Я разыскал Нико МакБрейна (ударник Iron Maiden) и сказал ему: "Послушай эти пленки, записанные в какой-то маленькой студии, а потом - наш последний альбом. Тут что-то не так. Так быть не должно..."

Через год с небольшим недовольный положением дел Диккинсон покинул группу и занялся сольной карьерой. Интересно, что какого-то момента публика настороженно относилась к экспериментам Брюса - видимо, потому, что практически во всех своих сольных работах музыкант стремился уйти от стилистики Iron Maiden как можно дальше. Программа "Skunkworks", к примеру, просто попала между молотом и наковальней. "Любители альтернативы говорили: "Да ну, этот старый противный металлист", а поклонники металла заявляли: "Мы ненавидим этот чертов грандж", - вспоминал Брюс. Так продолжалось несколько лет кряду.
Но вот апрель 1997 года ознаменовался очередной сенсацией для поклонников тяжелого рока: Диккинсон и несколько раньше него покинувший Iron Maiden Адриан Смит объединились для записи нового альбома. В принципе, подобные встречи беглецов из рядов ансамбля уже имели место - однако ничего стоящего в результате, как правило, не получалось. Даже организованный двумя музыкантами первого состава - гитаристом Дэннисом Страттоном и ударником Кливом Барром - проект True Brits ничем, кроме выпуска пары альбомов в "дежурной" Японии и выступления на питерском фестивале "Белые Ночи" в 1993 году, так и не прославился. Однако на этот раз все оказалось куда серьезнее. Программа "Accident Of Birth" была признана многими чуть ли не лучшим творением Диккинсона и Смита со времен "Seventh Son Of A Seventh Son". А следующий, куда более экспериментальный релиз "The Chemical Wedding", где на гитары натягивались басовые струны, а лирика песен сочинялась под мощнейшим влиянием Уильяма Блейка, лишь закрепил успех. Теперь, после выпуска выдержанного в традиционном стиле "Accident Of Birth" Диккинсон мог позволить себе любые эксперименты - у его поклонников появился разумный выбор.

Тем временем дела в стане бывших коллег Брюса и Адриана шли так себе. В апреле 1998 года Iron Maiden раскачалась на новый альбом "Virtual XL", вторую программу, записанную с новым вокалистом Блэйзом Бейли. Увы, это было лишь продолжением затянувшейся ошибки. Странно, что выбрав на роль вокалиста человека, который демонстрировал весьма оригинальную манеру пения в рядах группы Wolfsbane, группа позже отказала ему во всяких проявлениях этой самой оригинальности, велев петь, как пел Брюс. А в роли имитатора чужого голоса Блэйз слушался на редкость неубедительно. "Virtual XL" стал, конечно, шагом вперед, - писали рецензенты, - но лишь настолько, чтобы опередить "X-Factor" (предыдущий альбом с Блэйзом) в списке худших альбомов Iron Maiden".

Мы оставим Iron Maiden в тот период, когда идея воссоединения ансамбля в самом звездном его составе уже витала в воздухе. Продолжение следует...

11.04.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →