Начав с переиздания альбомов группы политактивистов-семидесятников The Last Poets, сиэтлский лейбл быстро наполнил каталог полузабытым соулом, фанком, блюзом, фолком, а также саундтреками к фильмам эпохи блэксплойтейшн. “Свет на чердаке” Мэтта Салливана не думает гаснуть уже более 20 лет, за это время он успел выпустить около тысячи релизов (в том числе современных реаниматоров психоделик-рока The Black Angels) и завести отдельные подлейблы для наследия Бэтт Дэвис, Ли Хейзлвуда (включая пластинки его “шведского периода”, давно ставшие раритетами), Нэнси Синатры и Харуоми Хосоно. К недавнему Дню музыкального магазина LITA выкопал очередную диковину: не издававшиеся записи актера Джеффа Бриджеса.
Ключевые релизы: Lee Hazlewood “Requiem for an Almost Lady”, Serge Gainsbourg “Histoire de Melody Nelson”, “Native North America (Vol. 1): Aboriginal Folk, Rock, and Country 1966–1985”
Лейбл трех амстердамских энтузиастов сделал себе имя на переизданиях неочевидной электронной музыки 80-х и 90-х, в том числе записанной в неанглоязычном мире: Японии, Испании, Бразилии. Это их, во многом, стоит благодарить за возвращение к активной деятельности итальянского композитора и эмбиент-артиста Джиджи Мазина. Music From Memory взял такой темп, что быстро стало ясно: только разбором архивов они не ограничатся. Лейбл стал площадкой для релизов нового поколения электронщиков вроде Yu Su и Total Blue.
Ключевые релизы: “Virtual Dreams: Ambient Explorations In The House & Techno Age, 1993-1997”, “Heisei No Oto: Japanese Left-field Pop From The CD Age, 1989-1996”, Gigi Masin “Talk to The Sea”
Британские архивисты Strut выбрали сразу несколько магистральных направлений — и преуспели во всех. Афробит и афрофанк, андеграундное диско (в том числе с пропиской “итало”), ранний хип-хоп и музыка, взрывавшая танцполы чикагских и нью-йоркских клубов в 80-е — что бы ни попало в прицел лейбла, можно быть уверенным в том, что результат будет качественным, а буклеты переизданий полны фотографий и интересных исторических деталей.
Ключевые релизы: “Disco Not Disco”, “Nigeria 70: The Definitive Story of 1970's Funky Lagos”, “Hardcore Traxx: Dance Mania Records 1986-1997”
Свечной заводик Дэвида Бирна, начавшийся с интереса фронтмена Talking Heads к классике бразильской поп-музыки, боссановы, самбы и тропикалии, со временем превратился в рупор того, что по застарелой привычке зовут “world music”. География поиска Luaka Bop существенно расширилась, включив в себя Азию и Африку. А нигерийский самородок Уильям Оньеабор (бизнесмен, который в 70-е годы обзавелся синтезатором и начал записывать самобытный фанк) в середине 2010-х с подачи лейбла успел обзавестись полноценной легендой и новой фанбазой.
Ключевые релизы: “Brazil Classics 1: Beleza Tropical”, “Who is William Onyeabor?”, “World Spirituality Classics 1: The Ecstatic Music of Alice Coltrane Turiyasangitananda”
Death is Not the End — не только лейбл, но и ежемесячное шоу на NTS (https://www.nts.live/shows/death-is-not-the-end). От большинства архивных лейблов их отличает интерес не столько к музыке даже, сколько к голосам эпох, народов и субкультур, в первую очередь, исчезнувших, будь то шанхайская поп-сцена 1920-х (“шидайцюй”) или британские пиратские радиостанции, которые на рубеже 1980-х и 1990-х стали глашатаями рейва.
Ключевые релизы: “Making Records: Home Recordings c. 1890-1920”, “If I Had a Pair of Wings: Jamaican Doo Wop, Vol. 1, 2 and 3”, “London Pirate Radio Adverts 1984-1993, Vol. 1 and 2”
Всеядность Numero Group — а это даже не лейбл, а целый ворох тематических импринтов (“линий” в собственной терминологии основателей) — не идет в ущерб их вкусу. Они просто выпускают все, что им нравится, будь то редкие панковские семидюймовки, сборники соула и фанка, классика пост-рока и слоукора или артисты, “которых помнят только их друзья и родственники”.
Ключевые релизы: “Eccentric Northern Soul”, “Technicolor Paradise: Rhum Rhapsodies & Other Exotic Delights”, Hüsker Dü “Savage Young Dü”
Рынок переизданий, в общем, не страдает от дефицита африканской музыки 70-х, но “Аналоговая Африка” сумела отличиться даже на этом поле. Богатые сборники лейбла — то, с чего можно смело начинать знакомство с конголезской румбой, камерунской макоссой и сомалийским диско. Под стать музыке и истории, нередко полумифические: например, о том, как к берегам Кабо-Верде пристал груз с пропавшими в 1968 году синтезаторами Rhodes, Korg и Hammond — местные жители, хоть и были явно огорчены тем, что в контейнерах не оказалось что-то более ценное, пустили инструменты в дело.
Ключевые релизы: “African Scream Contest: Raw & Psychedelic Sounds From Benin & Togo 70s”, “Congo Funk! Sound Madness from the Shores of the Mighty Congo River”, “Super Disco Pirata: De Tepito Para El Mundo 1965–1980”
Лейбл из Сан-Франциско, сфокусировавшийся на издании редкого панка и пост-панка, авангардной электронной музыки, джаза и нойза, берет не столько количеством, сколько качеством и глубиной погружения. Это они не совсем ясно где выкопали записи культовой группы Screamers (которая фигурирует в любой истории американского панка, но при жизни, яркой, но короткой, не успела выпустить ничего). Это они переиздали саундтрек Эдуарда Артемьева к “Солярису” Тарковского. Это они вытащили из забвения классику нью-йоркского ноу-вейва (от Contortions до Гленна Бранки).
Ключевые релизы: Contortions “Buy”, Phill Niblock “Niblock For Celli / Celli Plays Niblock”, Screamers “Screamers Demo Hollywood 1977”
Портлендский культурный хаб (не только лейбл, но и магазин пластинок, который делит крышу с кафе, ремонтной мастерской и музеем современного искусства) начинал с переизданий корневой американской музыки, в том числе восстановленной с отживших свой век носителей вроде шеллачных пластинок на 78 оборотов. С годами каталог Mississippi Records расширился за счет редких записей из самых разных уголков мира и давно избегает четкой категоризации: выходили на лейбле и выступления сподвижницы Льва Термена Клары Рокмор, и блюзы эфиопской монахини Эмахой, и греческая ребетика (что-то вроде маргинального городского фолка, интерес к которой вспыхнул в 1960-х и 1970-х годах).
Ключевые релизы: “Root Hog Or Die: 100 Songs, 100 Years, An Alan Lomax Centennial Tribute”, “Last Kind Words (1926-1953)”, Emahoy Tsege Mariam Gebru “Souvenirs”
Почти все лейблы в этом списке сильно моложе той музыки, которую они переиздают — но не Cherry Red, которые начинали в эпоху панк-самиздата и которые скоро разменяют полувековой юбилей. В отличие от многих своих ровесников они не только выжили, но и активно пользуются своими же накоплениями (альбомами Felt, The Monochrome Set, Everything But the Girl и другими сокровищами британского инди), расширяя каталог за счет переизданий, в качестве и полноте которых можно не сомневаться.
Ключевые релизы: “Various Artists: Still In A Dream — A Story Of Shoegaze 1988-1995”, “Musik Music Musique - 1980: The Dawn Of Synth Pop”, “Electric Junk - Deutsche Rock, Psych and Kosmische 1970-1978”
1979 – В 1979 Элтон Джон открыл концертом в Ленинграде свой первый тур в СССР. Он стал первым западным рок-музыкантом, выступившим в Советском Союзе »»
Henry GLOVER (1921)
Bill HOLMAN (1927)
Ronald ISLEY (1941)
Bill CHAMPLIN (1947)
Leo SAYER (1948)
Arthur RUSSELL (1951)
Mutya BUENA (1985)
KATY B (1989)