"Многие из нынешних тяжелых групп ведут себя слишком серьезно, а после их концертов публика часто сохраняет агрессивный настрой, - считает Элис Купер (Alice Cooper, - Мы стараемся этого избежать. Мои музыкальные вкусы формировались в эпоху Beatles, а настроение их музыки было светлым и невинным. Шоу, которое мы представляем, базируется на трех китах. Это: ужасы, комедия и рок-н-ролл..."
На пресс-конференции Купер терпеливо ответил на все в тысяча веселый раз
заданные стереотипные вопросы.
В который раз рассказал о том, что нынче для него и его группы пришло время
тягаться силами со звездами ню-метал; что Marilyn Manson вряд ли могут
являться его последователями ("Сомневаюсь, что у этих парней есть равное
нашему чувство юмора..."); что телесериала "Семейка Куперов" вслед за
"Семейкой Осборнов", скорее всего, не предвидится ("Я не готов выставлять
свою жизнь напоказ..."); что самым большим поклонником его группы был
Сальвадор Дали ("...потому что он считал нас сюрреалистами...");
и что, наконец, случай с курицей, растерзанной инвалидами-колясочниками в
партере на благотворительном концерте, действительно имел место. Правда, на сей
раз уточнил время, место и обстоятельства: 1969 год, выступление в Торонто,
между Джоном Ленноном и Doors. Вот это действительно ценная для
знатоков информация.
Потом Куперу пришлось отвечать на не менее затертые вопросы о своем религиозном
воспитании и международном положении: "Не ищите дьявола в рок-музыке, ищите
его в политике. Политикам не нужен драйв, им нужна власть. А вообще - пускай
лучше на такие вопросы отвечает Боно. Я человек довольно
аполитичный". И заново рассказывать, в чем суть его представлений: "Нам
просто хотелось наполнить жизнью пространство сцены и заставить все это
работать..." А заодно - напоминать, что он сам, и его сценический образ -
два совершенно разных человека: "В того, который поет, я превращусь завтра
вечером".
На вопрос, отличается как-то российская часть его выступлений от программы тура
в целом, артист отреагировал так: "По-моему, во всех странах понятно, что
такое виселица или гильотина. Зачем чего-то менять?" А лет эдак на пять
запоздавшую идею: "Россия - последний приют для рок-динозавров" просто отверг:
"И Роберт Плант, и Black Sabbath по-прежнему востребованы
публикой по всему миру и собирают большие залы. На покой уходят лишь те, кому
действительно нечего больше сказать".
Вообще, где-то к десятой минуте действа создалось впечатление, что никто из собравшихся в пресс-центре репортеров не только не помнит того, о чем рассказывал музыкант в позапрошлом году, но и даже не удосужились пролистать "МК-Бульвар" от 28 октября 2002 года. Где, кстати, вероятно, для "забивки" разворота, были тупо повторены два-три абзаца, уже опубликованных в том же "МК-Бульваре" 31 июля 2000 года.
Впрочем, прибавочная информация все же была. Выяснилось, к примеру, что работа над новым альбомом Купера начнется в январе 2003 года. Это будет завершающая часть трилогии, начатой "Brutal Planet" и "Dragontown". А также то, что группа Купера, которую с момента выхода "Muscle Of Love" (1974) терзали смены состава, похоже, потихоньку стабилизируется. Примечательно, что присутствуя на пресс-конференции в единственном числе, Элис тем не менее, довольно часто говорил "мы", имея в виду всю свою группу. По сравнению с 2000 годом состав ее практически не изменился. Лишь один музыкант не смог отправиться в нынешний тур: жена недавно родила.
Пришедших в Лужники ровно к семи несколько шокировал вид практически пустых трибун и не очень-то полного партера. Ларчик, однако, открывался просто: с таким хэдлайнером разогрев публике просто не нужен, и основная часть зрителей решила подгрести через часок. Похоже, специально для опоздавших концерт начался лишь через час. Правда, вместо заявленных в программе штатских L.A. Guns концерт открывали некие Face X из Петрограда. В общем, киви манго не кислее. Металл. Играли. Старались. Наворачивали. Все равно скучно.
Наконец "ледяной" разогрев отзвучал. Отшуршал непонятками народа на заполненных
наконец-то трибунах антракт. Свет потух. На сцене, на вершине неразличимых до
этого из-за намеренно ближнего света декораций появилась какая-то зловещая
фигура. По залу разнеслось знакомое многим скандирование "Hey-hey-hey-hey!"
Вы, кажется, ждали "Hey Stoopid!"? Увы! Сцена осветилась. Ударившая в гонг
зловещая фигура кубарем скатилась по навороченным декорациям, представлявшим
собой странную смесь некоего восточного храма, кладовой кукольного театра им.
К. Барабаса и самой фешенебельной помойки Детройта. Гитаристы, занявшие свои
места у микрофонов, равно, как и окопавшиеся в тылах клавишник с ударником,
резко сменили темп, а рядом с гонгом возник сам главарь банды с шашкой наголо.
Концерт открылся ядреной сцепкой из двух новейших хитов группы - "Sex, Death &
Money" и "Dragontown". Главная интрига заключалась уже в том, что две песни
были сплетены аранжировкой одна с другой так, что и бульдозером не растащишь.
Позже, по ходу концерта этот прием применялся еще несколько раз. Не
злоупотребляя растянутыми импровизациями в рамках одной песни, и тем более, не
играя тупо свои номера "один в один", группа Купера то и дело сплетала всем,
казалось бы известные мотивы в неожиданные звуковые коллажи. Не самый типичный
подход к музыкальному материалу.
Программа концерта представляла из себя удачную смесь старого и нового
материала. Приятно, что обновляя даже старые хиты вроде "I'm Eighteen", Купер
не выкинул из их аранжировки ни одной удачной старой находки. А ведь многие
старички грешат подчас именно этим. И хотя в составе группы Элиса давно уже нет
виртуоза Дэнни Дануэя, чье влияние на школу роковой бас-гитары
сопоставимо, пожалуй, лишь со вкладом покйного Джона Энтуистла,
реактивные проигрыши из "Is It My Boby" или "Billion Dollar Babies" в
исполнении нового басиста Чака Райта звучат не менее убедительно.
Кроме того, нынешний состав Alice Cooper - действительно полноценная
группа. Все музыканты, включая дюжего бородатого органиста Терри Зиг-Зага,
а также барабанщика Эрика Сингера, помимо довольно долгого сотрудничества с
Купером прославленного работой с Kiss и Брайаном Мэем, были под
стать вокалисту облачены в сумасшедшие футуристические наряды, мощно пели, где
надо, хором, и вовсю делали шоу. Особенно торчал от собственного отвяза
гитарист Эрик Долвер, похожий своей абсурдной мимикой и пластикой на
Джима Керри периода "The Mask", а удивительно вкусной манерой игры на
акустической и электрической гитарах - ни на кого больше. При этом тяжестью и
композиционной сложностью старый добрый хард-рок Alice Cooper на сцене не
уступает самым ядреным образцам нынешнего металла. Квадриофонические стуки,
шепоты и шорохи, периодически вылетавшие из самых темных углов концертного
зала, отлично работают на создание атмосферы нескончаемого абсурдного ужастика.
("Я очень люблю именно плохие фильмы ужасов, вроде модного сейчас фильма про
пауков, - признавался Купер на пресс-конференции, - Это такой отдельный
жанр искусства, и он меня очень вдохновляет"). И, кстати, постановочная
часть никак не мешает исполнительской. Все неразрывно скручено в тугую и
опасную спираль.
Во время исполнения легендарной "Welcome To My Nightmare" на сцене возникала
кроткая японочка с веером, тут же превращавшаяся в смертельно опасную куноити с
мечом. Вдоволь пожонглировав мечом в продолжении душераздирающего гитарного
соло, эта дама, однако, обламывала свое железо об стальную шею Купера,
бессмертного, аки Кащей, и повергалась в царящий за сценой мрак под непростые
ритмы "Goes To Hell". Возгордившись собственной крутизной, вокалист в припадке
мании величия одевал армейскую фуражку, в то время, как гитаристы вышагивали за
его спиной на манер охранников Мавзолея. После чего припадочного под звуки
сирен "скорой помощи" уводили со сцены санитары.
Далее по программе следовали: художественное разрывание цепей и смирительной
рубашки, извлечение из детской коляски кусачего младенца-мутанта с двумя
головами, одна из которых - собачья, расправа с этим младенцем при помощи
очередной сабельки (под блок из "Dead Babies" и "Steven"), и наконец -
долгожданная гильотина. Снеся под барабанную дробь непутевую башку рок-монстра,
палач еще некоторое время расхаживал по сцене, ласкательно заглядывая в мертвые
глаза и лобызая окровавленные губы - пока его не прогнали пинками со сцены
гитаристы. Замес из "Black Widow" и "Devil's Food" исполнялся в интрументале:
типа, все ребята, кончился наш Купер.
После барабанного соло, в котором, кстати, приняли участие не только Эрик, ни и
Терри, на сцене объявилась окровавленная дочка Элиса с папиной головой в руках.
Побегав по сцене, как на новогоднем утреннике ("Эй, пипл, что с башкой делать,
а?"), она в конце концов запихнула многострадальную часть тела в притулившуюся
возле электрооргана барокамеру. Откуда в клубах дыма и вылез воскрессший герой
вечеринки в ослепительном костюме, белизну которого портил лишь след чьей-то
губной помады в области ширинки. "Гэндальф, но ты белый теперь!" - ахнул кто-то
в партере. После устроенного дочке за все хорошее нагоняя, шоу продолжилось.
Акустические баллады "I'm Never Cry" и "Only Women Bleed"; гротесковые "Trash",
"Lost In America" и "Feed My Frankenstein"; разумеется, любимый FM-диапазоном
"Poison"; и, наконец, девочки и мальчики - "School's Out"! Предваряя этот
номер, Эрик Сингер перебросил Куперу сперва тросточку, а потом - цилиндр,
который Купер на тросточку и поймал. Черт возьми, кто еще из нынешних рок-звезд
возьмется репетировать подобую репризу? В партер были выпущены гигантские
воздушные шары, при разрыве каждого из которых на публику сыпалось нечто,
подозрительно напоминающее баксы. В финале песни Купер вернул Сингеру цилиндр
(пойманный барабанщиком на палочку), и вся команда удалилась со сцены. С тем,
чтобы вскоре вернуться для финального исполнения таких грандиозных хитов, как
"Elected", "Under My Wheels", "No More Mr. Nice Guy" и, конечно же, "Department
Of Youth".
В разгар громыхающей всеми инструментами коды неожиданно зазвучала попсовая
фанера, и на сцену, виляя бедрами, вылетела некая среднеарифметическая певичка
с рекламы "Пепси-Колы". С фирменным клеймом на юбке и банкой диетического пойла
в руке. Отведав предложенного напитка, офигевший от такого авангардизма Купер
тут же возмущенно прыснул газировкой в лицо несчастной, и схватив свою дежурную
секиру, прогнал дамочку за сцену, откуда миг спустя возник, гордо держа за
волосы очередную отрубленную голову. Столь вызывающе неполиткорректный финал
шоу был с восторгом принят рокерской братией.
Одно жаль - молодежи на концерте было не слишком много. Ибо в последние несколько лет отечественная тяжелая сцена производит предельно жалкое впечатление (и "разогревавшая" Alice Cooper команда - очередное этому печальному факту подтверждение). А у таких бодрых стариков, как Элис, по-прежнему есть, чему поучиться.
Дата рождения:
4 февраля 1948
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)