МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов мая

Том и Джонни, Florence + the Machine, возвращение Короля и прощание с одной из лучших групп 2010-х - в обзоре главных пластинок месяца

"Тебе нравится музыка?" - спросил герой одного хорошего фильма его героиню. "Тебе нравится дышать?" - парировала она. В эти смутные и страшные времена странно и сложно думать и тем более писать о музыке, но не слушать ее - в том числе, новую - и вовсе невозможно. Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова (телеграм-канал "вольности перевода") рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Kendrick Lamar "Mr. Morale & the Big Steppers"

Пятый альбом главного рэпера наших дней ждали два года назад, когда Кендрик был заявлен хедлайнером ряда летних фестивалей; чаще других звучала версия, что это его "рок-альбом". На самом деле, его рок-альбомом, по-видимому, стоит считать "DAMN." - тот, что принес Ламару единственную в историю популярной музыки Пулитцеровскую премию и чьего сиквела в итоге пришлось ждать 1855 дней (о чем сам Кендрик любезно сообщает в первом же треке). На смену гостям калибра U2 и Рианны пришла куда более идиосинкратическая компания, где выделяются актриса Тейлор Пейдж (Taylour Paige), вступающая с Кендриком в жестокую, в жанре "пленных не брать", перепалку в треке "We Cry Together", и солистка Portishead Бет Гиббонс (Beth Gibbons), добавляющая огня в и без того душераздирающую "Mother I Sober". В любом случае, в центре всего происходящего за эти 74 минуты находится Король Кендрик - поэт, музыкант и человек, превративший "Mr. Morale & the Big Steppers" в пронзительную, непредсказуемую исповедь. Эту не стесняющуюся собственных противоречий пластинку можно не полюбить, но ее автор вызывает все более неподдельное уважение.


The Smile "A Light for Attracting Attention"

Надо признать, что дебютный альбом новой группы Тома Йорка (Thom Yorke) и Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood), к которым присоединился барабанщик Sons of Kemet Том Скиннер (Tom Skinner), не производит впечатление такого уж нового: каждую из этих 13 песен The Smile сыграли во время лондонских концертов-лайвстримов аж в январе, больше половины из них были обнародованы до выхода альбома. Но это, пожалуй, единственный (и то спорный) недостаток пластинки - лучшей, с отрывом, из записанных Томом и Джонни вне Radiohead. Гадать о том, почему это не пластинка Radiohead, можно долго - но, как бы то ни было, в этом ужатом до пауэр-трио составе Йорк впервые за долгое время (со времен "In Rainbows"?) так часто снисходит до олдскульных рок-песен и душеспасительных медляков, включая два явных хайлайта, доводившиеся до ума с позапрошлой декады "Open the Floodgates" и "Skrting on the Surface". Не альбом года и даже, как выясняется, не альбом месяца, но по-своему великая вещь - и живьем эти песни хочется услышать как можно скорее.


Liam Gallagher "C'mon You Know"

Многие знают, что Лиам Г. в моей персональной иерархии рок-идолов - величина, прямо противоположная Тому с Джонни: что-то вроде "Манчестер Сити" по сравнению с "Манчестер Юнайтед". Но, как говорится, credit where credit is due: найдя общий язык со сверхпродюсером Грегом Керстином (Greg Kurstin) и выпустив пару сольных бестселлеров, Галлахер-младший перестал казаться бледной и вредной копией брата - и готов дважды собрать Небуорт, остающийся самой яркой иллюстрацией пика славы Oasis. Одним из главных украшений этих вечеров обречено стать исполнение "Everything's Electric" - написанного Лиамом в соавторстве с Керстином и Дейвом Гролом (Dave Grohl) рок-н-ролльного гимна, которых в наши дни больше не делают. Другие 13 песен до его уровня не дотягивают, но диапазоном - от даба ("I'm Free") до биг-бита ("Better Days") до других выдумок The Beatles эры "Revolver" (половина трек-листа) - худо-бедно щеголяют.


Florence + the Machine "Dance Fever"

Прыгнув выше головы на третьем альбоме "How Big, How Blue, How Beautiful" и дослужившись до статуса серийного фестивального хедлайнера, Флоренс Уэлч (Florence Welch) перестала казаться наследницей Кейт Буш (Kate Bush) и всерьез занялась трансформацией в поп-звезду. Пятая пластинка Florence + the Machine - кульминация этих усилий: начав работу над альбомом в компании Doveman (ее соавтора в сочинении мюзикла по "Великому Гэтсби") и вездесущего Джека Антонофф (Jack Antonoff), закончила ее Флоренс на пару с фронтменом Glass Animals Дейвом Бэйли (Dave Bayley). Итог - увлекательный, но неровный (и не особо мейнстримовый) альбом, выходящий на пик ближе к концовке, благодаря лаконичной, но доходчивой "Heaven Is Here" (ее видео снималось в довоенном Киеве), барабанной дроби в "Daffodil" и синглу "My Love".


Warpaint "Radiate Like This"

Многое указывает на то, что участницам калифорнийского квартета Warpaint в последнее время немного не до него: барабанщица Стела Мозгава (Stella Mozgawa) спродюсировала прошлогодний альбом Кортни Барнетт (Courney Barnett) и затеяла сайд-проект с электронщиком Boom Bip, басистка только что выпустила неплохую сольную пластинку под вывеской jennylee, а с момента выхода последнего альбома Warpaint прошло меж тем шесть лет. Что ж, четвертый LP группы вновь напоминает, что всюду успевают те, кто никуда не торопится: это тишайшая (настолько, что ее категорически не выходит слушать фоном) и самая расслабленная запись Warpaint, чья версия дрим-попа при этом умудряется выделяться в океане пластинок с пометкой "сделано в Калифорнии".


Mary Lattimore & Paul Sukeena "West Kensington"

В Калифорнии был сделан и этот альбом - коллаборация американской арфистки Мэри Латтимор и ее соседа по локдауну в Лос-Анджелесе, гитариста Пола Сукина из группы Эйнджел Олсен (Angel Olsen), которая одолжила паре свой меллотрон. Охотнее всего этот альбом будут сравнивать с записями Брайана Ино (Brian Eno), но еще более фундаментальным источником вдохновения "West Kensington" кажется его серийный напарник Даниэль Лануа (Daniel Lanois) - праотец расцветшей за время пандемии эмбиент-американы: электрогитара Пола для инструментальных пейзажей под могваевскими заголовками в духе "Hunder Dollar Hoagie" или "This Time Juliane Landed Softly" важна не меньше, чем арфа Мэри.


Red Snapper "Everybody Is Somebody"

Мимо всех возможных радаров промахнулся первый за 11 лет (если вынести за скобки "Hyena" - 8-летней давности саундтрек к сенегальскому роуд-муви "Туки-Буки") альбом Red Snapper - всякий гугл-поиск новостей о группе неизбежно приводит к рецептам приготовления одноименной рыбы. Работаем над чужими ошибками: украшение каталога Warp 1990-х и клубной Москвы нулевых, британское трио, может, и погорячилось, рекламируя "Everybody Is Somebody" как "самый действенный" их альбом со времен "Prince Blimey", но это в основном потому, что действеннее "Prince Blimey" в их пропущенном через фильтр бристольского саунда "fuck-off-джазе" только пластинка "Making Bones". Заставляя вспомнить как классику самих Red Snapper (от здешнего контрабаса, как и прежде, можно прикуривать), так и недавние подвиги Шабаки Хатчингса (Shabaka Hutchings), новый альбом существует в двух версиях, и если цифровая может показаться затянутой и расфокусированной, то 45-минутная пластинка лупит наотмашь.


Daniel Villarreal "Panamá 77"

Очередная большая удача чикагского лейбла International Anthem, который все чаще занимает в этой рубрике место, пару лет назад принадлежавшее новому джазу из Лондона. "Panamá 77" - это тоже, за неимением более подходящей ему магазинной полки, джаз в исполнении рожденного в Панаме, живущего в Чикаго и играющего в полудюжине тамошних групп барабанщика и диджея, для которого это первый альбом под собственным именем. К его записи приложили руку другие звезды лейбла во главе с гитаристом Джеффом Паркером (Jeff Parker) и включая альтистку Марту Софию Хонер (Marta Sofia Honer) (см. мартовский выпуск "Прослушки"), но за главного тут, конечно, Вильярреал, жонглирующий жанрами - фанк, фолк, кумбия, реггетон - с таким энтузиазмом и такой эрудицией, что на ум поминутно приходит аксиома из орденоносного мюзикла "Гамильтон": immigrants, we get the job done.


Kikagaku Moyo "Kumoyo Island"

Японцы Kikagaku Moyo в ответе за один из лучших концертов моего года (то есть, по сути трех), и это лишь одна из причин, по которой их скорый распад вызывает недоумение: на подобном пике формы и в столь молодом (группе 10 лет) возрасте с благодарной публикой прощался разве что футболист Эрик Кантона. Другая такая причина - пятый и, получается, последний полнометражный альбом Kikagaku Moyo, любящих и умеющих звучать так, как будто на дворе конец 1960-х. Их бренд психоделического рока отличается от других редкой комбинацией аутентичности (словно и наркотики они употребляют те же самые, что тогда - The 13th Floor Elevators) и невозмутимости (словно у них никогда не бывает плохих трипов). К слову, пандемия заставила Kikagaku Moyo вернуться из Амстердама, где они базировались много лет и основали лейбл Guruguru Brain, в родной Токио. Именно в тамошней студии, где записывались их ранние альбомы, Kikagaku Moyo довели до ума 11 песен, осваивающих диапазон от анатолийского рока с солирующим ситаром до вдохновленного краутроком эмбиента и дающих 11 исчерпывающих ответов на вопрос, почему группа поспешила с уходом.


Альбом месяца
Arcade Fire "WE"

Но самую убедительную, без оговорок, пластинку месяца выпустили не Kikagaku Moyo, не The Smile и даже не Кендрик, а мои выдающиеся односельчане, записавшие тревожный и обнадеживающий альбом в духе своих первых записей, когда-то сделавших их главной рок-группой моложе Radiohead. Иногда кажется, что с тех пор прошла вечность, но на самом деле в дискографии Arcade Fire есть всего один посредственный альбом (предыдущий "Everything Now"), поэтому "WE" для них - не столько возвращение в форму, сколько коррекция курса. Вдохновили ее одноименная, на бис предвосхитившая время антиутопия Евгения Замятина и все обычные подозреваемые, от Боуи до Босса (а также, что чуть более неожиданно, великая пластинка "The Sophtware Slump" группы Grandaddy). Ах да, сопродюсером альбома стал бессменный рулевой звука Radiohead Найджел Годрич (Nigel Godrich), а во второй половине предпоследней песни поет Питер Гэбриел (Peter Gabriel). Песен тут, строго говоря, всего пять, но зрелый продакшн и свойственный Arcade Fire размах - гаранты того, что из "WE" вышел альбом-монолит, звучащий ровно столько, сколько (и именно так, как) нужно.


01.06.2022, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: