ТЕХНИКА  5 трендов цифровой музыки

Download как новый очаг цифрового сопротивления, маркетинг впереди производства, рейвы в облаке и артисты-фантомы - а также много интересных цифр и фактов

Тенденции перераспределения цифрового рынка развлечений в сторону потокового онлайн-вещания в 2019 году превратились в данность: согласно новейшим исследованиям, стриминг видео и аудио занимает лидирующее положение среди цифровых сервисов, и к 2022 году составит 82% интернет-трафика. Для меломанов, у которых хорошая скорость интернета и нет ограничений по трафику, сеть стала настоящим кладезем возможностей – здесь можно смотреть концерты и слушать подкасты, скачать музыку бесплатно и даже попробовать себя в роли композитора. Распространение 4G и 5G сыграло важную роль в увеличении популярности потокового вещания. То же самое касается и улучшения качества видео - от его производства (да здравствуют дроны, Pixel и iPhone XI!) до доставки (стриминг-платформы и соцсети).
Статистика цифрового рынка отражает возрастающую роль стриминга, однако ситуация еще никогда не была так неоднозначна: ведь одновременно с ростом роста стриминг-сервисов изменилась и роль скачивания, и отношения между участниками музыкального рынка. Чтобы дать вам лучшее представление о том, как меняется ситуация, мы собрали для вас самые интересные тренды 2019 года.


Музыка стала видео


Драйвером рынка, как обычно, выступает видео: более 60% всего контента, который относится к развлечениям, поступает к пользователям именно в этом формате. YouTube, Apple, Amazon и Spotify - лидирующие стриминг-платформы, однако им на пятки активно наступают цифровые кинотеатры Netflix и Amazon, а также соцсети: Facebook, Telegram и ворвавшийся в высшую лигу TikTok. Важная тенденция года - важную часть онлайн-каталога занимают музыкальные фильмы, байопики и фильмы-концерты, которые сотнями производятся специально под новый формат. Онлайн-кинотеатры стали новыми мейджорами, и с ними приходится считаться даже жюри премии Emmy и Golden Globe: в прошлом году лидером по числу номинаций стал Netflix, в 2019-м - Amazon. А фильм "Богемская рапсодия" собрал главные награды года: "Оскар", "Golden Globe" и еще десяток премий. Причем, год от года музыкальные фильмы все чаще получают престижные награды: "Ла-Ла-Ленд" (2016), "Звезда родилась" (2018) - это явно лишь начало.

Музыканты быстро просекли фишку и начали выпускать альбомы в виде концептуальных мини-фильмов либо писать саундтреки, приглашая в соавторы именитых режиссеров: "Suspiria" и "Anima" Тома Йорка (Thom Yorke"), "I Am Easy To Find" The National, Land of the Free" The Killers "и "III" The Lumineers - это лишь самые популярные примеры.
И, конечно же, не забудем о кавер-видео: на платформе YouTube количество чудовищных каверов на несколько порядков превышает число оригинальных композиций. Огромное число музыкантов раскручиваются именно при помощи каверов: Джастин Бибер (Justin Bieber), Pomplamoose, Vazquez Sound, Алессия Кара ( Alessia Cara) и Карли Рэй Джепсен (Carly Rae Jepsen) начинали именно так. Редкая удача, если именно твое исполнение выберут из сотен тысяч.

Новый тренд, который начал набирать обороты в 2019 году, - стримы. С помощью таких гигантов, как Vimeo, Twitter и Facebook, технология потокового вещания развивается семимильными шагами: в 2019 году число стримов утроилось по сравнению с прошлым годом. Доля музыкальных стримов пока невелика, но она будет расти. Уже сейчас 70% владельцев смартфонов хотя бы раз воспользовались этой функцией. Кстати, забавный факт: в то время как зрители стримов - преимущественно пользователи Android, снимают видео-стримы в основном владельцы устройств Apple.
В 80-е клипы и MTV сделали поп-музыкантов миллионерами; интернет сделал их толпой.


Платформы - новые мейджоры


Музыкальные платформы-гиганты класса Spotify and Apple Music постепенно превращаются в монополистов и неповоротливых монстров. За 2018 год рост прослушиваний музыки on-demand составил 49%, а в 2019 году цифровые стриминг-платформы контролируют 75% музыкального рынка. Во втором квартале 2019 года у Spotify было 108 миллионов подписчиков по всему миру,что составляет более 30% процентов всех прослушиваний в мире. (Statista, 2019) В прошлом году Spotify вышел на биржу, а его амбассадор, рэпер Drake, стал первым артистом в истории, достигшим 50-миллиардной отметки стримов на всех платформах.

В 2019 году главным событием стало открытие Амазоном платформы Amazon Music HD, на которой музыка хранится и передается в формате lossless audio. Это сделало Амазон главным конкурентом Tidal на рынке музыки в высоком качестве.
Платформы стремятся развивать удобство для слушателей, одновременно ограничивая в удобстве музыкантов. И делают это неслучайно: никто не хочет делиться доходами. Spotify забирает 30% от стоимости каждого скачанного файла, но до артиста 70% никогда не доедут. Порядка 58% заберет себе агрегатор, который передает вашу музыку во все музыкальные магазины и платформы: Spotify, Apple Music, iTunes, Tidal, Amazon Music, Deezer, Napster, Google Music, Shazam и YouTube. На сегодняшний день эта агрегаторы - Amuse, Distrokid, CD Baby, Tunecore, Ditto, Record Union, Spinn Up, AWAL, United Masters - занимают важнейшее место в пищевой цепочке. После того, как свои доли получат продюсеры и владельцы смежных прав, на долю музыканта останется примерно 6%. Так что сейчас артисты воюют со Spotify.

Кстати, и этих денег артистов тоже стараются лишить. Почти все платформы активно инвестируют в технологии коммерческой музыки: например, AVL Digital Group, материнская компания CD Baby, сделала значительный шаг в расширении не только услуг, ориентированных на артистов, но и услуг B2B, приобретя AudioMicro и его подразделения AdRev и DashGo. Одна из этих компаний разрабатывает искусственный интеллект, который пишет музыку так, что ее невозможно отличить от авторской. Профит!


Download - новое подполье


Рост стриминга компенсировал падение рынка скачиваний на 21.2%. Помимо этого, он отобрал 10.1% рынка у физических носителей (данные взяты из отчета IFPI, 2019). В 2018 году число прослушиваний музыки на основных платформах составило 611 триллион (Neilsen Insights, 2018). При этом следует помнить, что и стриминг пока что не весь платный. Доля платного стриминга составляет всего 59.4% всех цифровых доходов (IFPI, 2019). Но хитрость в том, что 400 триллионов композиций, выложенные на платформы с бесплатным прослушиванием, заработали на рекламе лишь 8% дохода. А вот скачивания - целых 22% (RIAA, 2018). Просто потому, что они гораздо дороже.

Согласно данным Reuters, в феврале 2019 года Apple Music насчитывала 28 миллионов подписчиков, а Spotify - 26 миллионов платных пользователей. 41% пользователей сети слушают музыку онлайн (Deloitte, 2019). Функцией "скачать" и "слушать в оффлайне" пользуется примерно 10% пользователей этих платформ.
А что же происходит со скачиваниями вне платформ? - Из-за преследований p2p и подпольных фонотек они постепенно перетекают в мессенджеры и соцсети. И, разумеется, никакой публичной статистики там нет - если не считать аудитории популярных музыкальных каналов в Telegram или групп в ВК. Поэтому на вопрос "что же на самом деле происходит с рынком downloads" достоверного ответа нет. Но поверьте: это все еще ОЧЕНЬ МНОГО, и музыка там чаще всего редкая и совершенно не обязательно откуда-то украденная.

Так что довольно большая часть $8.9-миллиардной индустрии в 2018 осталась скрытой от бдительных глаз правообладателей и налоговых органов. (IFPI, 2019)


Алекса, выруби Алису


Вопрос удобства становится одним из важнейших факторов, определяющих, будут ли слушатели пользоваться сервисом. Согласно опросам, разнообразие музыки, доступной на платформе, является приоритетом для 81% слушателей, за которой следует низкая цена (80%), возможность прослушивания на нескольких устройствах (68%), понятный интерфейс (66%) и хороший алгоритм поиска музыки (58%). Другие важные функции включают в себя возможность сочетать собственную музыкальную фонотеку (то есть опять-таки скачанные файлы) с библиотекой стримин-сервиса (64%), возможность каста либо другого вида передачи на устройствах "умного дома" (57%), курируемых плейлистов (52%) и наличие эксклюзивных исполнителей (46%). (Statista, 2018-2019)
Обратите внимание, как часто пользователи упоминают разнообразные устройства: многоплатформенность - важный тренд.


Музыка невидимых людей


И, наконец, кто же все это пишет (кроме искусственного интеллекта и Дрейка)? - Важной тенденцией стало появление на мировой сцене артистов из стран второго и третьего мира. Интернет сделал музыку поистине глобальной. В течение долгого времени в мировой поп-культуре доминировала англоязычная музыка Великобритании и США, с несколькими сателлитами - типа Ирландии и Ямайки. Однако сейчас мы являемся свидетелями революции, подобной которой не было в современном мире: производство качественной музыки наконец стало доступно музыкантам из стран с меньшим интернет-покрытием, а ее дистрибуция - и подавно. Ждите новых артистов от Сибири до Сенегала: они уже начали сотрудничать и писать музыку дистанционно, пользуясь популярными плагинами. Самый популярный инструмент музыканта - Cubase pro и технология VST Transit, которая позволяет дистанционно записывать партии, находясь в другой студии.
Результатом новых коллабораций становятся удивительные работы на стыке жанров и стилей в режиме реалтайм. Диверсификация и гибридизация музыки - важнейший тренд сезона: прямо сегодня вы можете отправиться на рейв, на котором будет в режиме телеконференции выступать какой-нибудь состав из Куала-Лумпура, а видеоряд к нему запустит художник из Нью-Йорка.
И, конечно же, не забудьте про поющие голограммы великих мертвецов. Они начали свои мировые турне 3 года назад, а сейчас компании, которые производят поющих аватаров, становятся важными игроками рынка. Турне Уитни Хьюстон в 2020 году вполне может побить по посещаемости ее же концерты при жизни.


Это только самый общий обзор трендов в цифровой музыке. В него пока не входят подкасты (ожидается, что по итогам года индустрия подкастов покажет 42% рост, а рекламный доход в этом сегменте составит 659 миллионов долларов. (IAB, 2019). Однако доля музыкальных подкастов на рынке пока сравнительно невелика.
Мы также ничего не сказали о мейджор-лейблах (они продолжают терять молодых артистов и покупать независимые лейблы вместе с их каталогами) и о радио (его убивают стримы и подкасты). Все эти явления мы будем наблюдать в развитии уже в следующем году. Мир станет еще интереснее!

При подготовке материала использовались материалы Newmp3.name

15.11.2019, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: