МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Arovane, Rod Modell, Aythar, Datach'i и другие электронные новинки июля

Zahn / Hatami / McClure "Ypsilon" (n5MD)

Коллаборация IDM-классика Уве Цана (Uwe Zahn) aka Arovane и двух эмбиент-музыкантов с довольно экзотической пропиской. Даррен Макклюр (Darren McClure) родом из северной Ирландии, но живет в Японии, а Пория Хатами (Porya Hatami) иранец. Оба при этом в эмбиент-сообществе известны давно и хорошо: оба находятся в обойме лейблов …txt и Carpe Sonum, а Хатами еще и засветился на Time Released Sound. Судя по предыдущим релизам вместе и по-отдельности, от этого тройственного союза вполне можно было ожидать и препарированного фортепиано, и авангардной электроакустики, но на "Ypsilon" куда больше привычной, традиционной электроники, и это хорошо. Тут есть и гармоничные синтезаторные аккорды, и мелодичные соло (пусть они и спрятаны на задний план), и где-то вдалеке гулко постукивает неспешный ритм, т.е. технически альбом даже ближе не к эмбиенту, а к IDM, пусть и максимально тихому и интровертному – здесь вообще как будто нет передних планов. При этом и музыкальная глубина, и насыщенность, и степень проработки деталей просто запредельные. А главное – очень хорошо выдержан баланс между эмоцией и технической сложностью.

Rod Modell "Captagon" (Tresor)

Если у Цана, Макклюра и Хатами на альбоме передних планов почти нет, то у детройтского музыканта Рода Моделла их нет от слова совсем и никогда. Его музыка всегда как будто доносится из соседней комнаты, утопая в эхе и смешиваясь с окружающим шумом. И если на альбомах проекта Deepchord (т.е. в ситуации, когда Род играет почти эмбиент) это подача вполне привычная, то быстрое клубное техно (а чего еще ждать от релиза на Tresor) в таком антураже звучит непривычно. К середине альбома воображаемый оператор как будто наводит фокус и звук становится более четким и различимым, но не узнать за этим Рода всё равно невозможно. Надо сказать, что вкус Роду не изменяет – пластинка получилась яркая и содержательная, лучшего воплощения атмосферы индустриального ангара фестиваля Berlin Atonal просто не придумать.

Aythar "Cosmic Resonances" (Carpe Sonum)

Венгр Тамаш Карай (Tamás Károly) – адепт научно-фантастического космо-классицизма, его почти обязательные черты – это тёплый синтезаторный звук и пульсирующие секвенции, тонущие в эхе. Но на "Cosmic Resonances" Тамаш делает уверенный шаг от берлинской школы в сторону эмбиента. Это уже стопроцентные FAX и Rising High золотого периода – на ум приходят сравнения то с "Solitaire" Дэвида Муфанга (David Moufang), то с Dreamfish, то с Syzygy "Morphic Resonance", а то и вовсе с Тецу Иноэ (Tetsu Inoue). Музыка совершенно не из своего места и времени, но это её только красит.

Datach'I "Bones" (Timesig / Planet Mu)

Джозеф Фрайоли (Joseph Fraioli) обладает довольно редкой способностью записывать на модульных системах не авангардные саундскейпы, а самую что ни на есть музыку. Альбом "Bones" (второй после долгой паузы) – запись довольно разноплановая. Тут есть и игривый мелодичный IDM в духе "Richard James Album" ("Rhys", "Saiph"), и ретро-электроника в духе Катерины Барьери (Caterina Barbieri) ("Wand"), и минималистичная пьеса с плывущими синтезаторами под шестидесятые ("Antumalal"), и суетливая, но красиво звучащая трескотня в духе Autechre рубежа девяностых-нулевых ("Drone Maze"). А вот чего тут нет, так это навязших в зубах штампов современного брейнденса. Кажется, это и лучший его альбом, и одна из лучших пластинок 2019-го.

James Shinra "Signs" (Feel My Bicep)

Джеймс в последнее время постоянно стреляет релизами, все они неплохие, но до поры до времени его пластинки были выдержаны примерно в одном ключе и если не быть его персональным фанатом, прошлогодним альбомом вполне можно удовлетвориться. Но "Signs" – другой случай. Во-первых, Джеймс подписался на лейбл к Bicep и тем самым попал в совершенно другую тусовку, перейдя с орбиты "музыки для гиков" в сферу вполне себе клубного шоу-бизнеса. При этом Bicep в этом неуютном мире – однозначное добро, они ценят мягкий звук и хорошие мелодии и наследуют правильным традициям девяностых. Оригиналы (а на пластинке два оригинальных трека и три ремикса) в эту парадигму вполне вписывается – почти чикагский хаус-бит, арпелжио, пэды, всё сплошь по звуку аналоговое и ламповое, патентуем термин "спейс-хаус". Но еще отраднее то, что ремиксы-то не хуже (когда вы последний раз радовались синглу с ремиксами?). Benjamin Damage разгоняет "Arc" в этакое "мистическое техно", а Джон Белтран (John Beltran) наоборот еще дальше смягчает и замедляет "Signs" в балеарик-меланхолию.

Clark "Kiri Variations" (Throttle Records)

Эмбиент от Криса Кларка мы уже слышали, но вот в ипостаси композитора-неоклассика он нам является впервые. Ну то есть синтезаторов на "Kiri Variations" по-прежнему в избытке (за что Крису большое и человеческое спасибо), но вместе с ними звучат струнные (чаще в виде пиццикато), фортепиано, клавесин, арфа и вокализ. Целостное впечатление от пластинки, пожалуй, не складывается – "Kiri Variations" порой напоминает набор этюдов в совсем уж разных жанрах. Из "Simple Homecoming Loop" вполне мог бы получиться танцевальный боевик, "Primary Pluck" вписалась бы в альбом к позднему Oneohtrix Point Never, а "Tobi Thwarted" напоминает кинематографические экзерсизы Юхана Юхансона (Johann Johannson). Но каждая вещь сама по себе звучит небезынтересно, к тому же посмотреть на новую ипостась известного музыканта всегда любопытно.

Luke Vibert "Valvable" (I Love Acid)

Неугомонный Люк Вайберт возвращается с полуторачасовым (10 длинных треков) альбомом на самом ортодоксальном среди acid-revival лейблов. Традиционным набором "808-303" Люк не обходится, но за рамки X0X-линейки Roland, кажется, не выходит, всё выдержано строго по канону. Кое-где Вайберт даже "даёт Пластикмена", т.е. увлекается репетативными пьесами с минимальной драматургией – кажется, в этом и была изначальная задумка, но в какой-то момент он уже сам начинает скучать, включает фирменное чувство юмора и добавляет фанка и дурацких мелодий.

Lone "Abraxas EP" (Ancient Astronauts)

Еще одна трехтрековая ЕР, имеющая ценность на уровне хорошего альбома. Мэтт Катлер (Matt Cutler) уже давно ходит вокруг брейкбита и в этом преуспевает, но на этой пластинке ему удалось наконец поймать настроение недолго прожившего, но очень яркого микро-жанра под названием "арткор" – того, что играл, к примеру, T-Power. Только задумчивые пэды Мэтт кладет не на запутанные джангл-ритмы, а на хаус, смешанный со старорежимным брейкбитом примерно в пропорции один к двум, а сверху время от времени добавляет то маримбу, то TB-303. Получается прямо-таки здорово.

Baltra "Ted" (Baltra)

Американец Майкл Балтра (Michael Baltra) – фигура совершенно не примелькавшаяся, меж тем это уже второй его альбом (а есть еще целая серия ЕР), издается он в основном в Англии, да и гастрольный график у него более чем впечатляющий: от Нью-Йорка и Лос-Анджелеса через Лондон и Вену до Тбилиси. "Ted" – до жути эклектичная жанрово, но целостная по общему звучанию (слегка лоуйфайному) и настроению (вальяжно-расслабленному) всевозможной музыки из девяностых. Чиллаутный брейкбит, приджазованный дип-хаус, эмбиент-джангл и обновленческий эйсид-хаус а-ля Betonkust & Palmbomen II – всё это в его исполнении звучит стильно, с тонким пониманием того, как оно было и как быть должно. Балтра даже ухитряется не переборщить с ухудшайзерами, за что по нынешним временам нужно давать орден. Вопрос остается ровно один, почему его до сих пор не подписал лейбл Dekmantel?

Norken & _Nyquist "Imago / Track 11" (Móatún 7)

Ну и напоследок – семидюймовка с маленького лейбла из исландского города Талкнафьордур. За последнее время здесь вышло премного хорошей музыки, но "Imago" выделяется даже на этом фоне. Светлая, мягкая и мелодичная танцевальная электроника, а никакие жанровые тэги сюда и не прилепишь. Пока что без вариантов лучший трек года.

01.08.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: