Zahn / Hatami / McClure "Ypsilon" (n5MD)
Коллаборация IDM-классика Уве Цана (Uwe Zahn) aka Arovane и двух эмбиент-музыкантов с довольно экзотической пропиской. Даррен Макклюр (Darren McClure) родом из северной Ирландии, но живет в Японии, а Пория Хатами (Porya Hatami) иранец. Оба при этом в эмбиент-сообществе известны давно и хорошо: оба находятся в обойме лейблов …txt и Carpe Sonum, а Хатами еще и засветился на Time Released Sound. Судя по предыдущим релизам вместе и по-отдельности, от этого тройственного союза вполне можно было ожидать и препарированного фортепиано, и авангардной электроакустики, но на "Ypsilon" куда больше привычной, традиционной электроники, и это хорошо. Тут есть и гармоничные синтезаторные аккорды, и мелодичные соло (пусть они и спрятаны на задний план), и где-то вдалеке гулко постукивает неспешный ритм, т.е. технически альбом даже ближе не к эмбиенту, а к IDM, пусть и максимально тихому и интровертному – здесь вообще как будто нет передних планов. При этом и музыкальная глубина, и насыщенность, и степень проработки деталей просто запредельные. А главное – очень хорошо выдержан баланс между эмоцией и технической сложностью.
Rod Modell "Captagon" (Tresor)
Если у Цана, Макклюра и Хатами на альбоме передних планов почти нет, то у детройтского музыканта Рода Моделла их нет от слова совсем и никогда. Его музыка всегда как будто доносится из соседней комнаты, утопая в эхе и смешиваясь с окружающим шумом. И если на альбомах проекта Deepchord (т.е. в ситуации, когда Род играет почти эмбиент) это подача вполне привычная, то быстрое клубное техно (а чего еще ждать от релиза на Tresor) в таком антураже звучит непривычно. К середине альбома воображаемый оператор как будто наводит фокус и звук становится более четким и различимым, но не узнать за этим Рода всё равно невозможно. Надо сказать, что вкус Роду не изменяет – пластинка получилась яркая и содержательная, лучшего воплощения атмосферы индустриального ангара фестиваля Berlin Atonal просто не придумать.
Aythar "Cosmic Resonances" (Carpe Sonum)
Венгр Тамаш Карай (Tamás Károly) – адепт научно-фантастического космо-классицизма, его почти обязательные черты – это тёплый синтезаторный звук и пульсирующие секвенции, тонущие в эхе. Но на "Cosmic Resonances" Тамаш делает уверенный шаг от берлинской школы в сторону эмбиента. Это уже стопроцентные FAX и Rising High золотого периода – на ум приходят сравнения то с "Solitaire" Дэвида Муфанга (David Moufang), то с Dreamfish, то с Syzygy "Morphic Resonance", а то и вовсе с Тецу Иноэ (Tetsu Inoue). Музыка совершенно не из своего места и времени, но это её только красит.
Datach'I "Bones" (Timesig / Planet Mu)
Джозеф Фрайоли (Joseph Fraioli) обладает довольно редкой способностью записывать на модульных системах не авангардные саундскейпы, а самую что ни на есть музыку. Альбом "Bones" (второй после долгой паузы) – запись довольно разноплановая. Тут есть и игривый мелодичный IDM в духе "Richard James Album" ("Rhys", "Saiph"), и ретро-электроника в духе Катерины Барьери (Caterina Barbieri) ("Wand"), и минималистичная пьеса с плывущими синтезаторами под шестидесятые ("Antumalal"), и суетливая, но красиво звучащая трескотня в духе Autechre рубежа девяностых-нулевых ("Drone Maze"). А вот чего тут нет, так это навязших в зубах штампов современного брейнденса. Кажется, это и лучший его альбом, и одна из лучших пластинок 2019-го.
James Shinra "Signs" (Feel My Bicep)
Джеймс в последнее время постоянно стреляет релизами, все они неплохие, но до поры до времени его пластинки были выдержаны примерно в одном ключе и если не быть его персональным фанатом, прошлогодним альбомом вполне можно удовлетвориться. Но "Signs" – другой случай. Во-первых, Джеймс подписался на лейбл к Bicep и тем самым попал в совершенно другую тусовку, перейдя с орбиты "музыки для гиков" в сферу вполне себе клубного шоу-бизнеса. При этом Bicep в этом неуютном мире – однозначное добро, они ценят мягкий звук и хорошие мелодии и наследуют правильным традициям девяностых. Оригиналы (а на пластинке два оригинальных трека и три ремикса) в эту парадигму вполне вписывается – почти чикагский хаус-бит, арпелжио, пэды, всё сплошь по звуку аналоговое и ламповое, патентуем термин "спейс-хаус". Но еще отраднее то, что ремиксы-то не хуже (когда вы последний раз радовались синглу с ремиксами?). Benjamin Damage разгоняет "Arc" в этакое "мистическое техно", а Джон Белтран (John Beltran) наоборот еще дальше смягчает и замедляет "Signs" в балеарик-меланхолию.
Clark "Kiri Variations" (Throttle Records)
Эмбиент от Криса Кларка мы уже слышали, но вот в ипостаси композитора-неоклассика он нам является впервые. Ну то есть синтезаторов на "Kiri Variations" по-прежнему в избытке (за что Крису большое и человеческое спасибо), но вместе с ними звучат струнные (чаще в виде пиццикато), фортепиано, клавесин, арфа и вокализ. Целостное впечатление от пластинки, пожалуй, не складывается – "Kiri Variations" порой напоминает набор этюдов в совсем уж разных жанрах. Из "Simple Homecoming Loop" вполне мог бы получиться танцевальный боевик, "Primary Pluck" вписалась бы в альбом к позднему Oneohtrix Point Never, а "Tobi Thwarted" напоминает кинематографические экзерсизы Юхана Юхансона (Johann Johannson). Но каждая вещь сама по себе звучит небезынтересно, к тому же посмотреть на новую ипостась известного музыканта всегда любопытно.
Luke Vibert "Valvable" (I Love Acid)
Неугомонный Люк Вайберт возвращается с полуторачасовым (10 длинных треков) альбомом на самом ортодоксальном среди acid-revival лейблов. Традиционным набором "808-303" Люк не обходится, но за рамки X0X-линейки Roland, кажется, не выходит, всё выдержано строго по канону. Кое-где Вайберт даже "даёт Пластикмена", т.е. увлекается репетативными пьесами с минимальной драматургией – кажется, в этом и была изначальная задумка, но в какой-то момент он уже сам начинает скучать, включает фирменное чувство юмора и добавляет фанка и дурацких мелодий.
Lone "Abraxas EP" (Ancient Astronauts)
Еще одна трехтрековая ЕР, имеющая ценность на уровне хорошего альбома. Мэтт Катлер (Matt Cutler) уже давно ходит вокруг брейкбита и в этом преуспевает, но на этой пластинке ему удалось наконец поймать настроение недолго прожившего, но очень яркого микро-жанра под названием "арткор" – того, что играл, к примеру, T-Power. Только задумчивые пэды Мэтт кладет не на запутанные джангл-ритмы, а на хаус, смешанный со старорежимным брейкбитом примерно в пропорции один к двум, а сверху время от времени добавляет то маримбу, то TB-303. Получается прямо-таки здорово.
Baltra "Ted" (Baltra)
Американец Майкл Балтра (Michael Baltra) – фигура совершенно не примелькавшаяся, меж тем это уже второй его альбом (а есть еще целая серия ЕР), издается он в основном в Англии, да и гастрольный график у него более чем впечатляющий: от Нью-Йорка и Лос-Анджелеса через Лондон и Вену до Тбилиси. "Ted" – до жути эклектичная жанрово, но целостная по общему звучанию (слегка лоуйфайному) и настроению (вальяжно-расслабленному) всевозможной музыки из девяностых. Чиллаутный брейкбит, приджазованный дип-хаус, эмбиент-джангл и обновленческий эйсид-хаус а-ля Betonkust & Palmbomen II – всё это в его исполнении звучит стильно, с тонким пониманием того, как оно было и как быть должно. Балтра даже ухитряется не переборщить с ухудшайзерами, за что по нынешним временам нужно давать орден. Вопрос остается ровно один, почему его до сих пор не подписал лейбл Dekmantel?
Norken & _Nyquist "Imago / Track 11" (Móatún 7)
Ну и напоследок – семидюймовка с маленького лейбла из исландского города Талкнафьордур. За последнее время здесь вышло премного хорошей музыки, но "Imago" выделяется даже на этом фоне. Светлая, мягкая и мелодичная танцевальная электроника, а никакие жанровые тэги сюда и не прилепишь. Пока что без вариантов лучший трек года.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)