ТЕХНИКА  Тренды-2019

Цифровые технологии в онлайн-музыке: как они изменили музыку и то, как мы ее слушаем?

В борьбе "Stream vs Download" стриминг окончательно победил скачивание - к такому выводу пришла группа исследователей, изучавшая поведение пользователей Amazon, Spotify, Google Play и iTunes. Еще три года назад скачивание музыки составляло не менее 70% от общего числа цифровых продаж, однако сейчас музыка в сети может иллюстрировать знаменитый принцип Парето: 20% скачиваний соответствуют 80% прослушиваний. При этом общий рост стримов составил в 2018 году 42%, и в этом году рост продолжился. В общей сложности на популярных платформах было прослушано 534.6 миллиардов аудиофайлов. Предыдущий рекорд стримов был достигнут в 2017 году, и составил 376.9 миллиаров стримов.

На протяжении последних 20 лет Интернет менял наш способ потребления музыки: сначала на рубеже XXI века одноранговые файлообменные сайты типа Napster подготовили слушателя к идее ценности хранения музыки в цифровой форме; появление iPod в 2001 году помогло пользователям буквально разместить тысячи песен в кармане, фактически положив конец царству "физического" альбома как доминирующего формата популярной музыки. Десять лет спустя появление таких сервисов, как Spotify, которые позволяют потребителям слушать музыку по запросу без загрузки, привело к эре облаков и потоковой передачи. Рынок адаптировался к этому виду запросов, и новое поколение пользователей вообще не хранит музыку в копии - ни цифровой, ни на физическом носителе. Но прогресс и не думает останавливаться. Какие технологии определяют наше потребление сейчас?


Дополненная реальность

Сегодня Сеть – это возможность в мгновение ока обмениваться практически любым объемом данных, скачивать и загружать гигабайты информации. В тот момент, когда каждый провайдер начал предоставлять тарифы доступа без ограничений по трафику и с относительно высокой скоростью, пользователи получили доступ к буквально безграничному хранилищу треков. Теперь они могут слушать музыку онлайн или скачать бесплатно на компьютер, смартфон, плеер. А значит, им можно продать нечто большее, чем проосто набор треков.

Исследователи пришли к выводу, что технологии обмена файлами непосредственно влияют на производство музыки. И в первую очередь, они касаются симбиоза аудио - и видео.
Визуальные аспекты музыкального мира всегда были мощными инструментами для проодвижения исполнителей и монетизации музыки, которая, по сути, предназначена для того, чтобы ее услышали, а не увидели. Динамичные обложки альбомов, инновационные видеоролики, амбициозные сценические шоу и виртуальные дополнения к альбомам стали такими же важными элементами популярной музыки, как и собственно звук. В последние годы цифровой дизайн вышел на передний план, и альбомы без этого "дополнительного контента" уже воспринимаются как архаичные - они больше свойственны таким респектабельным жанрам, как джаз и академическая музыка.
Так что когда вы видите новость о том, что артисты издают альбом с огромным количеством рабочих записей, би-сайдов, лирик-видео, целых VR-перформансов или игр, - это как раз проявление подобного тренда.


Новая жизнь радио

Популярный тип ресурсов, который переживает ренессанс, – это онлайн радио. Как и эфирные аналоги, цифровые радиоресурсы транслируют передачи, интервью и музыку. Достаточно выбрать "волну", которая специализируется на любимом жанре, – и наслаждаться. Единственный минус – невозможность выбирать для прослушивания конкретные треки и обилие рекламы.
Зато в потоковом пространстве расцвели плейлисты и подкасты: например, на платформе Spotify подкастов уже несколько тысяч - по странам, тематике и виду (Юмор, Музыка и так далее). А режим "Radio" рядом с именем каждого музыканта позволяет прослушивать в ассоциативном режиме музыку других исполнителей, которые принадлежат к тому же жанру или течению, либо просто их часто слушают вместе другие пользователи.
Онлайн-радио - новый друг автомобилистов и домохозяек. Однако задумайтесь: велико ли разнообразие музыки на любой, даже самой хорошей, радиостанции? Из всего гигантского каталога выпущенной аудиопродукции 417 песен прослушали более, чем 100 миллионов раз. В 2017 году это было 383 песни, а в 2016-м - 226. Так что все эти милиарды стримов по-прежнему сосредоточены у горстки поп-исполнителей. Эй, погодите, я еще не сказала, что четыре песни прослушали более, чем 1 милиард раз: это 2 трека Дрейка (Drake) “God’s Plan” и “In My Feelings, композиция Juice WRLD “Lucid Dreams (Forget Me)” и вещь XXXtentacion “Sad”.


Embed-code как способ дистрибуции

Соцсети, не желая терять аудиторию, решили предоставлять своим пользователям возможность прослушивать и смотреть ролики прямо внутри сети. Поэтому особую ценность приобрели сервисы с интегрированными плеерами для онлайн-прослушивания. В отличие от радио, здесь вы можете выбирать, что слушать, а заодно получить ценную рекомендацию у друзей или в отдельной тематической группе - именно поэтому музыканты так любят соцсети и активно делятся со своей аудиторией новым материалом в своих аккаунтах. Базы лицензионной музыки у специализированных ресурсов, сотрудничающих с соцсетями, достаточно большие и постоянно пополняются. Отдельно стоит отметить видеоресурсы, которые загружают клипы и концерты для онлайн-просмотра.
Однако и они не лишены недостатков. Для доступа к контенту потребуется доступ к недорогому трафику, то есть на мобильном гаджете и в роуминге вы ничего не сможете послушать. К тому же, большинство ресурсов не размещают треки, нарушающие авторские права исполнителей.


Голосовой помощник как продавец-консультант

Растущая популярность интеллектуальных динамиков и виртуального помощника - Google Assistant, Apple Siri, Amazon Alexa, Яндекс.Алиса - связана, в числе прочего, с растущими запросами на фоновую музыку. По статистике, команда "Siri, сыграй мне такой-то хит" - один из самых популярных, регистрируемых системой запросов Google. Помимо прочего, это помогает существенно изменить рекомендательные системы музыкальных сайтов.

"Сохранив динамику, 2018 год не продемонстрировал никаких признаков замедления потребления музыки благодаря значительному увеличению потокового аудио: на 49% по сравнению с прошлым годом, - говорит Дэвид Бакула, вице-президент и глава Industry Insights в Nielsen Music. - Мы можем объяснить это расширением доступа к музыке благодаря новым интеллектуальным динамикам и подключенным устройствам, которые помогли потреблению достичь рекордных максимумов. В связи с появлением 5G мы ожидаем, что более быстрый коннект будет способствовать увеличению потребления на всех платформах и каналах, так что музыка останетсясь на переднем крае развлечений в 2019 году и далее". Саба Сингх, дизайнер пользовательских интерфейсов в Amazon Music, говорит, что задача ее сервиса - не только подбирать музыку, исходя из вкусов отдельных людей, и находить способы предложить музыку, которая отражает определенное время суток, местоположение пользователя, активность или даже тип погоды.
"В значительной степени мы говорим об ожиданиях и поведении людей, когда они слушают музыку. Как музыка поддерживает их активность? Как она усиливает ее?, - говорит Саба. - Часто, когда люди слушают, у них может быть определенное намерение или роль, которую они хотят, чтобы музыка исполняла. Поэтому мы думаем о том, как предложить вам подходящую музыку, в то время как вы танцуете или готовите. Мы не просто смотрим на приложение и анализируем его, но делаем много выводов из того, как люди разговаривают с Alexa. Они запрашивают музыку. Иногда запросы являются конкретными, но в других случаях, когда название песни неизвестно или пользователь хочет "что-то похожее на...", на искусственный интеллект возлагается обязанность угадывать, что вы имели в виду".
Грустная правда состоит в том, что "угадывать" система может только на основе big data - данных, полученных от гигантского количества пользователей. Она анализирует, что слушали люди, "похожие на вас", и выдает вам, по сути, чужие плей-листы, сформированные по рейтингу популярности. Таким образом, система создает для вас мейнстримовый "информационный пузырь".

Развитие цифровых технологий не только обогащает наш слушательский опыт, но и даёт творцу больше способов самовыражения и лучшие возможности для дистрибуции. Однако вместе с расширением ассортимента, мы теряем важное: глубину и качество переживания. Поэтому цените моменты "углубленного" слушания, ходите на живые концерты и поддерживайте музыкантов, создающих музыку, непохожую на другую.

Благодарим за помощь в подготовке материала https://zwooc.com/

30.07.2019, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации:

  • MusicPro - Мягкий звук, 30.08.2019
    Возможны ли аудиофильские наушники за 99 долларов? - высняем, тестируя FiiO FA-1 »»
  • MusicPro - Точка входа, 23.08.2019
    FiiO выпустили аудиофильский плеер/ЦАП с "неаудиофильским" ценником. Изучаем, что у них получилось »»
  • MusicPro - Пират разведёт дважды, 02.07.2019
    Вместе с пиратскими копиями дорогих музыкальных пакетов распространяется вредоносный криптомайнер »»