ФЕСТИВАЛЬ  Какая боль!

Как фестиваль "Боль" стал главным приключением лета

В столице завершился фестиваль "Боль" - новое "главное приключение лета", переосмысленная "комфортная городская среда" для тех, кто не ищет комфорта. Формат open air - экспериментальные и нишевые команды. Путь многим из них на большую сцену заказан, но в пространстве "Боли" они могут оторваться по-полной, будучи сосредоточенным только на музыке: формат "Боли" не предполагает побочных развлечений.

Тон задает место проведения – старый советский комплекс ДК ЗИЛ с доживающими век постройками и бюстом Ленина, взирающего на всех с ледяным спокойствием.

Невероятно, но факт: "Боль" в этом году может претендовать на звание лучшего российского фестиваля - как по уровню организации, так и по лайн-апу. Продуманная навигация, доброжелательная охрана, отличная задумка с арендой стаканов для напитков, в результате чего мусора на поле практически нет, приятная и интересная публика. Добавьте к этому грамотно выстроенную музыкальную программу на большом количестве площадок, которая позволила и послушать авторитетных хедлайнеров, и открыть много новых имен, - получите практически идеальное мероприятие.

Авторы Звуков делятся своими highlights Фестиваля Боль. Читайте и слушайте!

Поехали лучше не только слушать, но и смотреть. Все, что происходит на сцене, более смахивает на сюреалистическую театральную постановку: странный набор декораций из геометрических фигур, английской телефонной будки, гроба с окном и так далее; периодически на сцене появляются люди с не менее странными диалогами без начала и конца; все действо исполнено в эстетике 90-х, а реализация всего задуманного изобразительными средствами доцифровой эпохи добавляет всему происходящему юмора.
Звучание "Поехали" - дикая смесь из экспериментального психоделик-рока и еще черт знает чего с текстами о вампирах, и тут же - бытовых проблемах и разборках. Наверное, ближе всего "Поехали" в своей эстетике и звучании приблизились к незабвенным классикам советского рока Звуки Му.

Отечественное прочтение классического британского инди от Severnee можно считать весьма удачным. Здесь все на своих местах – и гитарные, и клавишные партии и даже тексты; причем такие, что позволяют в большей степени сосредоточиться на музыке, но в то же время довольно легко воспринимающиеся за счет хороших вокальных данных солистки. Наверное, Severnee легко бы влились и в лайн-ап какого-нибудь европейского фестиваля.

Британцы Yak показали настоящий олдскульный рок-н-ролл. Звучание Yak - аутентичное с настоящим, живым, непластмассовым драйвом. И даже декорации и традиционный визуальной ряд этим ребятам не нужны – сурового советского ДК с соответствующим светом вполне достаточно, чтобы создать нужное настроение.

Знаете, как могли бы звучать взрослые версии детских песенок для строевого шага? I.H.N.A.B.T.B. вам подскажет:

Музыку Black Midiсложно, да и не стоит, снабжать ярлыками и эпитетами. Кажется, что британцы в своем эксперименте ушли во все тяжкие и останавливаться не намерены. Очень сильный и по-настоящему драйвовый сет из индастриала, нойза и математического рока. Живьем мы такого точно давно не слышали.

Хедлайнерами "Боли" для меня, да и для всех, стали британцы The Good, the Bad and the Queen – супергруппа Дэймона Албарна, Пола Саймона, Саймона Тонга и Тони Аллена – ударные.

Группа отыграла полуторачасовой сет - расширенную версию концерта, который команда показала неделю назад на Фестивале Glastonbury. Здесь нашлось место всему: и музыке и общению: Деймон много говорил, делился эмоциями, радовался отсутствию дождя (ха, еще бы не радоваться), коммуницировал с аудиторией – по крайней мере, первые ряды точно ушли с порцией персонального внимания. Возможно, из-за отсутствия коммерческого налета (по крайней мере в той степени, который присущ Blur и Gorillaz), сет получился очень камерным. И немноголюдным.

Ольга Богунова

Словосочетание "русский мэдчестер" звучит практически как оксюморон, но именно так можно охарактеризовать центральную линию творчества группы аминь. Несмотря на то, что этому околомосковскому коллективу достался не самый удачный временной слот (в 18:00 в пятницу явно многие еще могут быть на работе), их отличная смесь из гитар, драм-машины и синтезаторов в момент раскачала публику, пустившуюся в пляс. Казалось, что еще чуть-чуть, и зал превратится в площадку легендарного манчестерского клуба Haçienda, тем более что вокалист коллектива Максим Козлов мало того, что был одет как классический манкунианский модник, так и вел себя на сцене как Шон Райдер (Shaun Ryder) и Без (Bez) из Happy Mondays одновременно. В общем, получился отличный старт для трехдневного фестиваля.

Одним из самых внезапных и крутых открытий "Боли" стало выступление американцев Algiers. Смешайте панк, госпел, индастриал, блюз, нойз, добавьте бешеную энергетику - вот рецепт их лайва. Солист использует свой голос как музыкальный инструмент, накладывая на него различные фильтры, остальные музыканты не стоят на месте и даже меняются инструментами, зал втягивается в это представление и охотно подпевает, шумит в нужных местах, а также послушно, где надо, топает и хлопает в бит. Однозначный must-have, на который стоит ходить.

Вообще, приятных впечатлений и открытий было крайне много, поэтому ,возможно,стоит рассказать о них в немного телеграфном стиле. Масло черного тмина - готовый артист для больших фестивалей. На "Боли" была околоджазовая программа с неожиданно приятным саксофоном, которую легко представить, например, в лайнапе "Усадьбы Jazz". Solo Operator с, опять же, саксофоном, загипнотизировал публику не хуже чем Каа бандерлогов. Аигел, несмотря на концертную формулу "синтезатор + вокал", в момент раскачали толпу перед главной сценой. Молчат дома и Super Besse - настоящие короли белорусского синти-попа и танцевального пост-панка, под которые сложно устоять на месте, а Death Grips вживую выглядят абсолютно эффектно.

Владимир Басков

Идеально подходящего мне фестиваля в городе быть не может — разве что фестиваль к 20-летию КЦ "Дом", но это совсем другая история. "Боль", тем не менее, оказалась ближе и роднее многих, главным образом, по причине довольно непривычного отсутствия какой-либо буржуазности — всего этого "сделаем селфи на фоне арт-объекта" и "а здесь у нас коктейли с финтифлюшками" (этот буржуазный подход, разумеется, распространяется и на музыку — и кажется несовместимым, например, с выступлением группы uSSSy, которое на мой вкус оказалось сегодня одним из самых сильных). в меня такие штуки явным образом не метят — и, соответственно, не попадают; granted, тестостероновая энергетика "Боли" это тоже не совсем ко мне (и перед Death Grips я вдруг понял, что очень устал, и ушёл домой), но она хотя бы правдива — а не только красива.

Что касается музыки — в той или иной степени понравилось ВСЁ, что я смог сколько-нибудь вдумчиво послушать, а именно, в хронологическом порядке: ГШ - моя любимая русская группа, неровен час созрею ходить на их сольные концерты; The Good The Bad & The Queen - чудесно и духоподъёмно — даже песни с второго альбома, который мне не зашёл; Fontaines D.C. - запальчивый молодецкий постпанк, внятно и уверенно; uSSSy -(востоковедческий построк, давно их люблю); Black Midi - вполне вдохновенный мат-рок с монструозным чёрным барабанщиком); Kikagaku Moyo - как пятеро Дамо Судзуки; Shortparis - real deal, не лохотрон. Субботу, увы, пришлось пропустить, но и без того впечатлений достаточно. буду ждать "Боль" в 2020-м.

Лев Ганкин

"Боль-2017" показала неуёмный рост российской независимой сцены и заинтересованность в этом публики, "Боль-2018" показала, что даже в пересыщенной мероприятиями Москве ещё есть, чем приятно удивить, "Боль-2019" стала абсолютом соотношения времени, места и содержания. Уверен, этот фестиваль в отечественной концертной и музыкальной истории по уровню важности и легендарности встанет наряду с Подольском-1987, Нашествием-2000 и первыми Пикниками Афиши.

Из выступлений, о которых не упомянули коллеги, хочется сказать про вымоленный основателем фестиваля Степаном Казарьяном первый за десятилетия концерт легенды отечественного андерграунда НИИ Косметики, одной из любимых групп, например, Эриэла Пинка (Ariel Pink). Происходящее на сцене по отдельно взятым частям (видеоряд, поведение лидера группы Мефодия, шоу-элементы и т.п.) могло вызвать недоумение, но в общем и целом это была феерия абсурда, сюр и макабр, от которых оторваться было совершенно невозможно. И это, пожалуй, самый лучший вариант того, чего стоило ждать от этого выступления.

Нельзя отдельно не сказать про Fontanes D.C., чья пластинка "Dogrel" очевидно возглавит все мировые чарты гитарной рок-музыки по итогам года (за проницательность в плане подбора иностранного лайн-апа организаторам особый респект) - живьём группа выглядит максимально флегматично, и это им невероятно идёт. В сочетании с абсолютно самобытным вайбом их шероховатые гитарные боевики превратились в практически лучший момент фестиваля. Жаль только, что они сыграли на 10 минут меньше указанного в расписании времен. Но при этом выглядел их уход со сцены раньше времени абсолютно соответствующим их образу.

Многие также ответили дуплет из коллективов Хадн Дадн и Созвездие Отрезок, в которых блистала дива новой инди-музыки Варя Краминова. Первые совершенно не потерялись на большой сцене, и их прямолинейный и обаятельный авант-поп очевидно готов "качать" любые фестивали, а вторые показали мощный отечественный ответ поздним The Knife с ощутимым влиянием национальной идентичности (и стимуляторов естественного просхождения). И вновь, как и годом ранее, блистали на сцене "Боли" мурманские Деревянные Киты, достойнейше отыгравшие перед самой большой, кажется, публикой в своей истории.

Помимо этого запомнилась бескомпромиссная "блэкуха" от Supruga, экспрессивный массовый замес и слэм под ещё одних сверх-ожидаемых гастролёров Cloud Nothings, честный молодецкий задор со смешными, но честными и цепляющими текстами группы Мусор, чувственная искренность в виде экспериментального пост-r'n'b от NOA, перспективный женский поп-дуэт theabc, тёплый народный приём певицы Dakooka, и много-много-много чего ещё. В общем, после успеха, разнообразия и крутости прошедшего фестиваля, "Боль"-2020 - очевидно главное музыкальное событие Москвы следующего года.

Сергей Мудрик

08.07.2019, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: