ФЕСТИВАЛЬ  Тонет, тонет… не потонет!

Дождь, холод и грязь не смогли испортить три дня музыки, любви и свободы на Дикой Мяте.

За пару дней до "Дикой Мяты" стало понятно: "регата не совсем под угрозой срыва", но всех нас – посетителей, музыкантов, и, главное, организаторов - ждут приключения и испытания. Дожди и похолодание к пятнице только усилились. Отец-основатель фестиваля Андрей Клюкин писал в соцсетях о борьбе с отвратительной погодой: на фестивальном поле появились дополнительные душевые с горячей водой, навесы, точки, где можно было добыть кипяток. Финальным объявление прилетело в ночь с четверга на пятницу - на фестиваль заказали еще 100 тонн гравия, чтобы засыпать становившееся грязной лужей поле.

Оговорюсь сразу - гравия не хватило. К утру субботы поле напоминало о великом потопе "Дикой Мяты"-2015, поэтому все выходные продолжали завозить и разбрасывать песок, чтобы как-то справиться с грязью. Что-то получилось, что-то нет, но организаторы сделали максимум возможного, за что им большое спасибо. Как и за то, что Клюкин и Ко вновь учли все пожелания и жалобы предыдущего года и справились с проблемой многочасовой очереди на входе. А еще запустили "Дикомятный экспресс" - в Москву от станции Тарусская вечером воскресенья шла отдельная электричка, арендованная для посетителей феста. Про привычный уже из года в год комфорт – удобные места под кемпинг, более 20 фудтраков, портативные батареи для телефонов и прочее – можно не упоминать.

Единственное, на что действительно повлияла погода – возможность увидеть больше выступлений на открытых сценах. Иногда приходилось идти в крытый ангар сцены Willie Boys Club просто чтобы погреться и просохнуть. Но там тоже было, кого послушать. Итак, коротко по порядку.

Всего на "Дикой Мяте" выступило 75 групп и музыкантов из разных стран. Тематика фестиваля – космос. В прошлом году символом "Мяты" стала развеселая русалка, поэтому главную открытую сцену назвали Sirena, а две других получили именной честь магических русалок - Merrow и Мамивата. Sirena вписалась в космическую тематику этого года, а Merrow переименовали в Titana. В 2018 днем там звучали этно, регги и джаз, а теперь стало больше инди и хип-хопа и электронной музыки. Ночные рейсы на второй сцене стали традиций, которая сохранилась и в этом году. Третья сцена - крытый ангар Willy Boys Band на 5000 человек. Здесь одновременно можно было погреться, перекусить и послушать группы 18+. Наконец, была еще одна площадка — детская рок-сцена Ариэль. Здесь, как и на других площадках, весь день шли концерты, только музыкантам было 8-9 лет. Это не первый год, когда на Мяте выступают юные рокеры, но на этот раз ребята выходили на настоящую большую сцену.

Мы успели почти к самому началу – первый фестивальный день начался с выступления команды барабанщиков Vasiliev Groove. Это единственный в стране drumline band, который выступает на международных мероприятиях – например, на закрытии FIFA в 2018 году.

Продолжила вечернюю программу певица, композитор, виолончелист Мария Шерер. Мне доводилось видеть Хаву-Марию зимой 2015 года в клубе FAQ, и вот она уже выступает на главной сцене "Дикой Мяты". То, что делает Мария Шерер, сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Это смесь рока, джазового вокала и электронной акустики, где солирует виолончель.

Персональное открытие пятницы – группа "Заточка". Которая ни в коем случае не пропагандирует употребление алкоголя и игру на банджо. Говорят, что если к рэпу добавить гитару, то получится альтернатива. Но иногда получается кантри. Если вместе собираются гитарист группы Anacondaz Илья Погребняк, в арсенале которого появились губная гармошка и банджо, и Юрий (Юрец), бывший участник группы Новокаин. Результат этой встречи - самобытный кантри-рэп, который заставляет чувствовать, что ты попал одновременно в салун, негритянское гетто в Нью-Йорке и какое-нибудь московское Гольяново. Ребята запомнились задорной музыкой и остроумными текстами — от байки про стрелу в стиле 90-х годов до актуального сегодня обращения к полицейскому "я свои права знаю – я ничего не репостил!", от сатирического рассказа о новом шерифе в маленьком криминальном городишке до загадочной истории про Джона МакКлейна и его сумасшедшего двойника из Москвы. Добавьте к этому бешеную энергию, профессионализм и обещанное "здесь банджо звучит, ритм бодрит" – и вам тоже будет жаль, что у дуэта пока вышел всего один альбом, "Грязное дельце".

Хедлайнеры пятницы – шотландцы Primal Scream. Настала пора надеть 3Д очки, которые выдавали при входе на фестиваль – вечерняя программа сопровождалась специальным световым шоу. Первый восторг вызвал костюм Бобби Гиллеспи – рубашка, брюки и пиджак упоительного розового оттенка. А дальше с криком "motherfuckerzzz!" шотландцы устроили психоделический ураган и даже – по слухам- не собирались уходить со сцены. Главные хиты - Swastika Eyes, Kawalsky, Rocks, etc. - заставляли танцевать даже утопая в грязи под дождем.

После Primal Scream на сцену выходит Баста. Удивительно, но факт: в воскресенье мы услышали байку о том, что "это был не настоящий Баста!" Вряд ли кому-то удастся подделать Василия. Как писали на сайте фестиваля – "Баста представит уникальную живую программу и десяток живых музыкантов". Так и было. Добавлю, что выступление, кажется, затянулось дольше положенного, и рэпер постоянно обращался к публике с вопросом "Не устали? Еще одну песню? А то скажите сейчас – вот, приехал пожилой человек, достал своей музыкой, совести у него нет!". "Пожилого" Басту отпустили только по причине фестивального регламента.

Увы, остаться у главной сцены на концерт Zventa Sventana сил не хватило – мы пошли греться в крытый ангар Willy Boys Club и ждать премьеру – презентацию нового альбома главных кельтов страны, группы Tintal. Честно скажу, увидев анонс выступления скромного фолк-рок ВИА бессменного ведущего главной "Мятной" сцены Федора Воскресенского – мы протерли глаза. Потому что последний на моей памяти альбом группы вышел в 2007 году. А о выступлениях ничего не было слышно последние лет пять. И вот — премьера. Ребята собрали материал, который раньше играли только на концертах, и выпустили пластинку. Возвращение после долгого молчания вышло удачным — на "Диком танце" есть ирландские баллады, блюз, бешеные шотландские пляски и даже одна лирическая шотландская колыбельная. Все происходящее на сцене соответствовало теме "дикого танца". Волынки, барабаны, безумная скрипка Аси Соршневой и по-прежнему отличный вокал Воскресенского. Кроме песен с нового альбома, Tintal сыграли классические "Оду к радости" и "Pipes not dead". Завершая презентацию в 4 утра, фронтмен группы объявил: "Сегодня, здесь, на Дикой Мяте, наш новый альбом – "Дикие травы!".... Где-то в мире в 4 утра, возможно, икнула одна Хелависа. И сидевший в тот момент за ударными на сцене барабанщик "Мельницы" Дмитрий "Фрол" Фролов. Дикая Мята, дикие травы и танцы. Дикое все. Хочется верить, что следующего альбома не придется ждать еще 10 с лишним лет.

Суббота для нас начинается с группы "Комсомольск". Беловолосая девушка в зеленом и зеленоволосая девушка в белом, Дарья и Арина, играют, на мой взгляд, все же не поп-музыку, а альтернативу. Хотя весьма романтичную, мелодичную и обаятельную. Добавим ироничные тексты, щепотку шестидесятых и немного советской эстетики – и получим интересный проект. У девушек вышло 4 мини-альбома, а их дебютное видео "Где мы сейчас?" вызвало восторженную реакцию и многочисленные комменты в духе "огонь!" и "почему так круто?"

После "Комсомольска" на Сирену выходят "Альянс". Увы! – без Инны Желанной, хотя изначально заявлялось, что на сцене соберется весь состав, который участвовал в записи пластинки "Сделано в белом". В фестивальный сет вошли песни со всех альбомов группы за всю ее историю, включая хит "На заре". С этой песней связана история – она была записана в 1987 году, но клип появился только сейчас, 32 года спустя, когда группа объявила о реюнионе.

Из персональных открытий субботы отмечу два коллектива.

Во-первых, Messer Chups.. До этого момента мне как-то удавалось избегать встреч с этим проектом Олега Гитаркина ("Нож для Фрау Мюллер") , а зря. Группа играет хоррор-серф-рок - эдакую смесь рок-н-ролла, серфа, пин-апа и рокабилли, сопровождаемую трешевым видерядом 50-60 годов. Фактически это сценическое воплощение фильмов Тарантино. Музыканты, судя по всему, больше известны за пределами России - они гастролируют по США и Европе, а их записи также вышли в Австралии и Японии.

Во-вторых, молодая певица Эрика Лундмоен, выступление которой на Титане мы застали случайно, да так и задержались. Эрика родилась в Осло, но выросла в России. Певица экспериментирует с роком и хип-хопом, что у нее получается успешно и интересно. Дебютная работа Эрики "Оторваться от земли" поднялась на 2 место в чарте Shazam, а композиция "Яд" находится в топе музыкальных сервисов ВК, Apple и Google play.

Вечером субботы выступают два очень разных и одинаково важных хедлайнера.

На главной сцене фестиваля — душа "Дикой Мяте", Борис Гребенщиков и "Аквариум". Музыканты играли на фесте в 2015 году и вот, вернулись 5 лет спустя. Про "Аквариум" трудно сказать что-то новое. Остановлюсь на новом в программе. Много лет спустя БГ снова поет "Рок-н-ролл мертв". Вступление и финал композиции заметно "потяжелели", что дополняется световыми эффектами — резкий, холодный мерцающий свет накладывается на переходящий в какофонию звук. Скорее всего, увидеть и услышать новую аранжировку шанс еще будет, поскольку после Мяты группа точно также исполнила эту композицию на Большом летнем концерте "Аквариума" в ДК Горбунова.

В связке теперь идут "Слова растамана" и новая, в буквальном смысле огненная (смотрите клип) песня "Баста, раста".

Антивоенную и, в целом, политическую тематику продолжает "Новая песня". После была в полном смысле шаманская "Соль" — с бубном, классические "Не пей вина, Гертруда!", "Ну-ка, мечи стаканы на стол", "Серебро господа моего" и много-многое другое. Что характерно: в ходе концерта БГ строго посмотрел на небо, сделал какие-то жесты руками и дождь прекратился. Пусть временно, до следующего дня, но мы успели просохнуть и даже утром позагорать.

После БГ мы отправились на сцену Titana - там, впервые на "Дикой Мяте", должен был выступить Дельфин. На самом деле, его сет оказался таким же мощным и завораживающим по силе воздействия, как и концерт "Аквариума". Другой была тональность - более жесткой, агрессивной и взрывной. Стихи Андрея, особенно с альбома 442, временами было физически больно слушать, настолько точно подобраны слова и настолько лаконично, но сильно во воздействию оформлены композиции.

"Мятное" выступление Дельфина ничуть не уступало качеству клубных концертов - тот же стильный холодный свет, математическая точно исполнения, сквозь которую прорывается шквал эмоций и поразительная, какая-то космическая пластика - ломаная и текучая одновременно. Надо признаться - выдержать сет до конца не хватило моральных сил, хотя очень хотелось остаться.

В воскресенье часть времени отняли сборы и вернувшийся дождь, поэтому успели только на главную сцену, с сожалением пропустив сет Alai Oli.

Открывали последний день на Сирене мои прошлогодние любимцы — группа из Владивостока Марлины. Солнечное регги и фанк под "мятным" дождем. Солнце добыть не получилось, море внутри и вокруг продолжалось, но в мире заметно возрос уровень радости и позитива.

Помимо прошлогодних хитов хочу отметить остросоциальную "В одной африканской стране", где с грустной иронией подчеркнуто, что люди рады уже тому, что "диктатор у власти почти двадцать лет, народу он кажется меньшей из бед, спасибо за то, что хоть не людоед". И новую песню "Я не хочу умирать", которую ребята посвятили Кириллу Толмацкому (Децл).

Еще одно норвежское открытие -гаражная рок-группа Death by Unga Bunga. Веселые парни в тельняшках - музыкальный аналог Монти Пайтон. Это не столько панк-рок, сколько комедийное шоу. Разухабисто, бодро, для любителей хорошего стеба.

The Hatters. Безумные шляпники. В воскресенье все ждали "Мумий Тролля", а я — Шляпников, с которыми познакомилась здесь же, три года назад. Вы считаете, что безумны Gogol Bordello или Dubioiza Kolektiv? Вы правы, но The Hatters безумны беспредельно. Сами "шляпники" называют свой музыкальный театр "русско-цыганским уличным народным алкохардкором на душевных инструментах". Все так и есть. Добавьте сюда индейские перья, стихи и разухабистый маскарадный кордебалет.

Закрывал фестиваль "Мумий Тролль". Отец, мать и основатель-продолжатель брит-попа в России Илья Лагутенко появился на сцене весь в белом. Включая сумасшедшую широкополую белую шляпу. Дети в толпе интересовались у родителей, а настоящий ли дядя. Мы, впрочем, тоже, потому что было полное ощущение путешествия во времени на дцать лет назад, поскольку прозвучали все главные хиты.

Немного итогов.

Про организацию - на мой взгляд, команда отлично справились с неприятным погодным сюрпризом и старалась по максимуму обеспечить гостей всем необходимым. Про звук - да, не все было идеально, в том числе и не главной сцене, но в целом к качеству звука претензий нет. Про лайн-ап - все великолепно и очень жаль, что дождь и холод помешали услышать и увидеть больше, но тут все жалобы исключительно в небесную канцелярию. Про слухи - говорят, что в следующем году Андрей Клюкин планирует провести несколько фестивалей. Да будет так!

03.07.2019, Юлия ЦИРУЛЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: