ФЕСТИВАЛЬ  Tallinn Music Week: Путешествие во времени

Один из главных шоукейсов Северной Европы бросает вызов вечности/реальности/материи

Один из крупнейших шоукейсов в Северной Европе приятно впечатлил переменами, сохраняя аутентичность.
За 11 лет формат Tallinn Music Week неоднократно менялся, постепенно обрастая новыми площадками и расширяя программу в пользу дизайна и урбанистики. В этом году музыкальный фестиваль окончательно сменил романтичные крепости Старого города на деревянную архитектуру и бывшие заводские помещения в районе Каламая.

Каламая - самый старый из средневековых пригородов Таллина, который вплоть до начала XIX века был населен эстонскими и шведскими рыбаками. Деревянные постройки этого района уникальны. В некоторых зданиях угадываются элементы модерна в виде башенок и изящной резьбы. В других домах деревянная основа сочетается с каменной кладкой торцевых стен - такой тип строительства был связан с противопожарными мерами. Гуляя по этому району, осознаешь, что история и культура этого места неисчерпаемы. Ты словно существуешь в нескольких измерениях сразу, перемещаясь из позапрошлого столетия в бывшие промышленные корпуса середины XX века. Условной границей, напоминающей о статусе пригорода, являются железнодорожные пути станции Balti Jaam, за которой открывается вид на крепостные средневековые стены. Однако стоит повернуться на 180 градусов, и эта панорама снова сменится отреставрированными заводскими постройками творческого кластера Telliskivi.

По словам организаторов, выбор Telliskivi в качестве главной площадки для шоукейса был связан не только с удобной навигацией, но и c завершением строительства друх культурных объектов - Эстонской академии художеств (EKA) и порта Ноблесснера. Новое здание академии в прошлом было одним из цехов чулочной фабрики. В архитектурном облике угадываются черты экспрессионизма и советского модернизма.

На открытии конференции Tallinn Music Week в EKA директор фестиваля Хелен Силдна (Helen Sildna) отметила значение академии в культурной жизни страны: "EKA - это эпицентр творчества, где зарождались эстетические каноны, определяющие искусство Эстонии. Академия сыграла неоценимую роль в формировании дизайна и музыкальной сцены. Очень многие представители андеграунда связаны с этим местом". Так, один из пионеров эстонского андеграунда Рауль Саараметс - хаус-продюсер, ди-джей и барабанщик легендарной группы Röövel Ööbik,- курировал музыкальную программу в баре Kauplus Aasia.

Однако не только культурная политика определила характер шоукейса. На открытии фестиваля английский дизайнер Малкольм Гарретт (Malcolm Garrett) рассказал о том, как искусство может влиять на политические события. Его листовки со слоганом “Brexit is Over! If You Want It”, вдохновленным миролюбивым протестом Джонна Леннона и Йоко Оно, развешивались на улицах Лондона в течение года. Вполне возможно, что в том числе и усилиями Малкольма около миллиона британцев вышли на улицы Лондона, чтобы выразить протест против выхода из ЕС.

Взаимодействуя с широким сообществом артистов, Tallinn Music Week транслирует идеи единения. География участников в этом году охватила 28 стран с преобрадающим числом групп и делегатов из Скандинавии. Еще до того, как ООН официально объявил Эстонию одной из стран Северной Европы, здесь ощущалось стремление к ценностям, важным для всего региона, - свободе творческого самовыражения и равенства вне зависимости от социальных факторов.

По разнобразию жанров и интенсивности музыкальной жизни Эстония очень напоминает Исландию. Но, в отличие от того же Iceland Airwaves, сосредоточенном на прогрессивных жанрах, эстонский шоукейс всегда делал акцент на музыкальные традиции. Как и прежде, отдельная программа фестиваля была посвящена финно-угорской музыке. Эстонский ансамбль Triskele загипнотизировал зал руническими песнями, а ижевская исполнительница Мария Корепанова заманила слушателей в таинственные леса Удмуртии. Пока звуки птиц и шелест трав, плавно переходящие в ритм с легкой руки Виктора Сологуба (Странные игры, Поп-механика, Deadушки), вводили публику в транс, голос Марии поведал истории на языке бесермян. Культурных барьеров в этой музыке не существует. Это язык сердца, на котором говорим мы все.

Другую грань эстонской фолк-музыки можно было увидеть на площадке Vaba Lava, где выступали группы и артисты, представляющие лайн-ап летнего фестиваля Viljandi Folk Music. Эстонская аккордеонистка Тууликки Бартосик (Tuulikki Bartosik) открыла программу сольным сетом. Постепенно заполняя пространство полифонией, эта музыка повествует одновренно о вечном и мимолетном. В звуковых колебаниях аккордеона улавливаются интонации древних вырумских песнопений и переменчивые мотивы в духе неоклассических произведений Эрика Сати. Возможно, такое ощущение связано с источником вдохновения автора. Между композициями Тууликки говорит, что ее произведения перманентно связаны с родным регионом Выру, но также напитаны впечатлениями от новых встреч и мест.

Еще одно имя, ассоциирующееся с Вырумаа и эстонской фолк-музыкой, - Мари Калкун (Mari Kalkun). В творческом тандеме с Александрой Кременецки (Aleksandra Kremenetski) за перкуссией и в компании традиционного эстонского инструмента каннель, Мари исполнила композиции с последнего LP Ilmamõtsan. Эта работа была названа одним из лучших лонгплеев в жанре world music критиками The Guardian и альбомом 2018 года по мнению The Arts Desk.

Российской инди-сцене на фестивале всегда уделяли особое внимание. В этом году количество музыкантов из России было на втором месте после Эстонии. Русский язык в песнях и между ними часто звучал и от эстонских групп. Молодая команда Triptofan, не задумываясь о возможных трудностях перевода, представляла все песни и общалась с англоязычным залом исключительно по-русски. Вполне возможно, что такой подход одобрил бы Леха Никонов из группы ПТВП, влияние которой угадывается в крепких словесных оборотах и нарочито смазанных гитарных партиях. Впрочем, прически участников Triptofan больше напоминали ранний период The Beatles, отчего в зале возникла дискуссия о париках.

Triptofan, как и другие молодые представители андеграунда, выступали на площадке Sveta Bar, по незамысловатому оформлению и мрачной атмосфере напоминающей петербургскую Ионотеку. Открытая несколько лет назад английским экспатом, площадка быстро стала эпицентром альтернативной музыкальной сцены. Сами организаторы назвали Sveta Bar новым театром Von Krahl - в прошлом главной фестивальной площадкой, ассоциирующейся с панком и более тяжелыми жанрами.

В целом, индустриальная атмосфера Telliskivi кажется идеальным местом для панк-рок и метал концертов. Программу Metal Stage открыли эстонцы Kannabinõid. Оживляющий грохот этого трио способен пробудить мертвецов. Пульсирующие басовые партии звучат словно из под толщи воды, как если бы вы находились на глубине Марианской впадины. Возможно, это самое лучшее место, которое можно представить, если тяжелая музыка не совсем ваша стихия. Однако мощь Kannabinõid кажется интровертной, когда видишь наблюдаешь такие группы, как MØL. Харизматичный фронтмен датской группы запрыгивал на колонки и фирменно взмахивал руками, словно выступал перед огромным стадионом.

В более камерной атмосфере гастробара Kivi Paber Käärid финны Too Slow пробуждали в публике ностальгию по 60-м и 90-м одновременно. Гармонии The Byrds, помноженные на мягкий гитарный шум Teenage Fanclub, вызывали зачарованные улыбки и желание держать за руку стоящего рядом такого же потерянного во времени человека, как и ты. Похожее ощущение было на концерте шведов Melby c их непредсказуемыми гармониями в духе французской группы A.S. Dragon и мягким шумом, ассоциирующимся со скандиновской прог-сценой начала 70-х .

Беспрепятственное перемещение во времени на Tallinn Music Week побуждает усомниться в том, что у музыкальной материи есть свойство исчезать. Взаимодействие с разными культурами и людьми разных эпох через музыку - опыт, который каждый из нас способен испытать и оценить. Этот опыт не зависит от национальности, возраста и пола. Фестиваль в Таллине тому отличное подтверждение.

10.04.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: