МУЗЫКА  Проверка пульса: январь

Ultramarine, Bendik Giske, Mira Calix, синти-поп проект BT и другие электронные новинки января

Ultramarine "Signals Into Space" (Les Disques Du Crépuscule)

На удивление удачный камбэк легендарной группы из девяностых. В России Ultrmarine известны в первую очередь как участники "Бритроники", в мире – как пионеры в области скрещивания фолк-традиции с лефтфилд-электроникой. В девяностые они выпустили несколько знаковых пластинок, затем на 15 лет исчезли с радаров, а в начале 2010-х, как и многие герои того времени, незаметно вернулись. Теперь группа еще и воссоединилиаь с бельгийским лейблом Les Disques Du Crépuscule, где британцы и начинали свой путь. На "Signals Into Space" группа по большому счету продолжает гнуть свою старую линию и исполняет на современный лад тот же затейливо аранжированную песенную лефтфилд-электронику, где мирно сосуществуют драм-машины, скуповатые клавиши, гитары, дабовое эхо, саксофон, живая перкуссия и вокал. Получается музыка, идейно близкая не то Херберту (Herbert) начала-середины нулевых, не то современным записям Марка Притчарда (Mark Pritchard). Как обычно, помимо двух постоянных участников коллектива, в записи участвуют приглашенные музыканты: вокалистка Анна Домино (Anna Domino), саксофонист Иэн Беллами (Iain Ballamy), известный по многочисленным джазовым проектам типа ансамбля Food, и перкуссионист Рик Элсворт (Ric Elsworth), работавший с Foals.

Bendik Giske "Surrender" (Smalltown Supersound)

Электронная музыка в широком смысле слова – это не только электронные инструменты, но и препарированные живые инструменты. В середине нулевых флагманами этого направления были люди с акустической гитарой и лаптопом, затем пришел черед красиво искорёженного фортепиано, то сейчас в фаворе препарированные духовые. Вслед за канадцем Джозефом Шабасоном (Joseph Shabason), тему раскрывает норвежский саксофонист Бендик Гиске, ранее известный по выступлениям с Келли Ли Оуэнс (Kelly Lee Owens). Структурно музыка Бендика – это минимализм, здесь всё строится на повторах и незначительных изменениях. Да и звуковая палитра намеренно лаконичная – щедро обработанный саксофон и чуточку перкуссии, источником которой может быть всё тот же сакс. Но со звуком норвежец делает что-то невообразимое. Низкие ноты вибрируют как диджериду, средние ревут как перепуганный слон, а наложенные друг на друга мелодические петли и щедрое использование ревера создают эффект ансамбля, играющего в греческом амфитеатре. Всё вместе звучит как джем Стива Райха, полинезийских перкуссионистов и кого-нибудь из адептов дроновой мракухи. Совершенно сногсшибательная штука.

36 "Fade to Grey" (A Strangely Isolated Place)

После трехлетней паузы Деннис Хаддлстон (Dennis Huddleston) возвращается на лейбл ASIP. И хотя два года назад британец даже завел себе сайд-проект SYNE для ритмичной музыки, Деннис всё же напрямую ассоциируется с эмбиентом, и здесь от этой канвы не отходит. Относительно его многочисленных селф-релизов "Fade to Grey" – запись более мелодичная и, если угодно, более нью-эйджевая. Вместо гудящих дроновых пэдов и неторопливых синтезаторных арпеджио – шумы природы, печальные струнные, задавленная обработкой гитара и тонущее в реверберации фортепиано. Музыка, полная одиночества и какой-то пронзительно-печальной ностальгии. Интересно, что в качестве цифрового бонуса к физическому изданию выдается альбом так называемых "реинтерпретаций", ремиксов на самого себя, сделанных в более традиционном для Денниса "глубоководном" стиле. И они, пожалуй, даже лучше оригиналов.

ASC "The Waves" (Silent Season)

Еще немного зимней музыки. Похожая по звуку и настроению пластинка гиперпродуктивного электронщика из Сан-Диего Джеймса Клементса (James Clements), успевшего поработать с Synkro, Bvdub и Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss). Здесь снова вязкий звук, из которого сложно выделить отдельные инструменты (этакий "оркестр из-под асфальта") и печальные аккорды, но Клементс, в отличие от Хаддлстона, не позволяет себе сентиментальности – здесь преобладают или холод даб-техно аккордов, оставшихся без ритмической подложки, или прямо-таки церковная торжественность, будто бы из-за стены доносится воскресная месса.

The Black Dog "Conspiracy Tapes RMX" (Dust Science Recordings)

Выжимка из многосерийного концептуального арт-проекта, где каждая серия представляла собой часовую эмбиент-импровизацию на фоне говорящих конспирологов. Каждый трек посвящен своей теме – тут есть и сторонники плоской земли, и анти-ваксеры, и даже экс-участник East17 Брайан Харви (Brian Harvey), рассказывающий, как его пять лет держали в заложниках. На сборнике каждый трек урезан до 12 минут (а также снабжен инструментальной версией), так что получается прекрасная и удивительная экскурсия в параллельные миры. Идея хороша и сама по себе, но пластинка поражает даже не концепцией, а тем, как всё это здорово звучит. Слушать "Conspiracy Tapes" можно в полном отрыве от текста, даже не понимая английского. Тут и музыка на редкость красивая, да и коллажи с акустической точки зрения абсолютно самодостаточны, голоса здесь отлично выполняют роль саунд-дизайна. Чем-то очень похожим в молодости занимался еще один эмбиент-концептуалист Scanner, но Кен Дауни (Ken Downie) сотоварищи, кажется, перенесли эту пранкаделию на новый уровень.

All Hail The Silence "‡" (KSS3TE Recordings)

Брайан Тронсо (Brian Transeau) в девяностые был одним из флагманов прогрессив-хаус сцены и системообразующим артистом лейбла Perfecto, а затем переключился на брейс, удачно интегрировав в танцевальную музыку песенный поп-формат. В 1999-м BT даже спродюсировал хит-сингл для N'Sync и какое-то время казалось, что еще год-другой и вся поп-музыка будет звучать так. Но вместо этого пришел Тимбаленд (Timbaland) и всё испортил. Исключение из поп-пантеона Брайана, кажется, не расстроило – он завел дружбу с Tiesto и выпустил за это время под два десятка альбомов в диапазоне от стадионного транса до эмбиента и саундтрековой неоклассики. Но как оказалось, есть еще куда расти вширь. Проект All Hail The Silence, задуманный несколько лет назад, но чуть было не ушедший в фазу долгостроя – дуэт с вокалистом Кристианом Бёрнсом (Christian Burns), которого мы знаем, как один из голосов Тиесто, Chicane и прочих адептов "танцев для масс". Вместе с BT они звучат как образцовая "попса восьмидесятых" в самом лучшем смысле слова. Вполне современно аранжированная, но насквозь пропитанная духом Cause & Effect, Erasure, Tears For Fears и еще сотни групп со сладкоголосыми мальчиками в роли фронтменов.

Mira Calix "utopia" (Warp Records)

Шанталь Пассамонте (Chantal Passamonte) в последнее время не злоупотребляет релизами – её последний альбом вышел более 10 лет назад, а предыдущая ЕР с одним 12-минутным треком датирована 2014-м. Здесь снова короткометражный формат – те же 12 минут, но треков уже четыре. Музыка Миры как обычно описывается одним словесным тэгом – она СТРАННАЯ. Это что-то вроде деконструированного до атомов и замедленного раза в два-три абстрактного хип-хопа (как если бы хип-хоп пластинку вздумал выпустить, например, Маркус Попп). "rightclick" отдает хип-хоп экспериментами Autechre/Gescom конца девяностых, "upper ups" смахивает на неправильно восстановленный из исходнников трек ди-джея Вадима (DJ Vadim) времен "USSR Repertoire", но всё это ассоциации очень условные. Всё звучит странно, коряво, аритмично и, главное, ни на кого не похоже, что уже само по себе большое достижение.

Mary Lattimore "Hundreds of Days Remixes" (Ghostly International)

Арфистка из Лос-Анджелеса Мэри Латтимор играет вполне себе традиционную музыку на стыке камерной неоклассики и неофолка, но входит при этом в условную инди-обойму: записывается с Тёрстоном Муром (Thurston Moore) и Куртом Вайлом (Kurt Vile) и издается на Thrill Jockey, Constellation Tatsu и даже совсем уж "хайповом" Ghostly International. Мэри – не тот музыкант, от которого ждешь альбома ремиксов (слишком уж трудно работать с её материалом), но к счастью, Ghostly подошли к задаче творчески, а не просто подключили к делу танцевальных продюсеров. Тут над треками Латтимор трудятся Джулиана Барвик (Julianna Barwick), King Britt, Стив Мур (Steve Moore) и целый выводок музыкантов (в основном исландских), в разной степени близких к Sigur Ros, ради которых, кажется, и затевался весь проект. Главная вещь на альбоме – 24-минутная эмбиент-сюита от Йонси (Jonsi), да и всё остальное вполне соответствует духу "главной исландской группы", который не рассеивает даже появляющийся то тут, то там прихрамывающий хаус-ритм.

Mikron "Severance" (Central Processing Unit)

Второй лонг-плей крайне непубличного дуэта, о котором известно по большому счету только то, что за именем Mikron стоят два брата, выросшие в Австралии и затем переехавшие в Ирландию. Музыка их держится на двух опорах – традиция аналогового электро и любовь к шипящему и лоу-фай звуку. Их первый альбом звучал как воображаемый джем Drexcia и Palmbomen II с легким привкусом IDM, теперь звук стал чуть почище, а ритмы помедленнее. Здесь по-прежнему не обходится без влияния электро-ортодоксов (правда в голову приходят скорее Transparent Sound или Scape One), но добрую половину пластинки составляют либо уж совсем расслабленные эмбиент-интерлюдии с теплыми и плывущими клавишами, либо треки с почти хип-хоповым битом. И если вам показалось, что это намёк на Boards Of Canada, то… вам не показалось.

Morphology "Collective Memory" (Analogical Force)

Финский дуэт Morphology неожиданно оказался на пересечении всех путей – их пластинки выпускают два самых ярких лейбла последнего времени. Год назад их альбом вышел на FireScope, а теперь четырехтрековая ЕР увидела свет на Analogical Force. Главное достоинство финнов – умение сочинять электро, не звучащее как очередной клон американской классики вроде Dopplereffekt. С одной стороны, здесь всё в порядке с басовым драйвом, и на танцполе эта музыка (в особенности трек "Leapfrog") будет отлично работать. С другой, Morphology не чураются мелодических ходов откуда-то из епархии intelligent techno – то Orbital вспомнятся (разве что сэмплированных брейков не хватает), то B12 с их фирменными клавишными рифами с коротким портаменто, то сборники "Artificial Intelligence".

01.02.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)