ФЕСТИВАЛЬ  Единство хаоса и порядка

Фестиваль "Джаз осенью" завершится концертами Perlonex и кёльнского трио Питера Эванса.

Фестиваль Гёте Института "Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка" перевалил экватор, но впереди еще два отличных концерта. Оба они характеризуются тотальным смешением двух течений – электроакустики (т.е. музыки, имеющей скорее академическую, композиционную природу) и свободного джаза (т.е. музыки импровизационной). И здесь уместна параллель с виноделием, где существует красное и белое вино, а также розовое (сделанное из красного винограда по технологии белого) и оранжевое – из белого по технологии красного. В данном случае, белое есть композиционная музыка, красное – импровизационная, а розовое и оранжевое – импровизационная электроакустика (авангард по технологии джаза) и "композиторский джаз" (джаз по технологии академической музыки).

19 октября в Москве выступит трио Perlonex, чью музыку проще всего охарактеризовать как электроакустическую импровизацию или даже импровизационный дроун. Роль лидера и, если угодно, художественного руководителя проекта ансамбля выполняет барабанщик и перкуссионист Буркхард Байнс (Burkhard Beins). Байнс, которого журнал The Wire называет одним из самых необычных перкуссионистов современной авангардной сцены, принадлежит сразу к нескольким музыкальным мирам. С одной стороны, Буркхард – видная фигура в новоджазовой сцене. Он выступает и записывается с Джоном Бутчером (John Butcher), Лотте Анкер (Lotte Anker) и другими звездами современного фри-джаза. С другой (и это, пожалуй, родная для него среда обитания) Байнс работает на стыке свободной импровизации и электроакустики. Помимо ударных, на которых он, разумеется, играет максимально нестандартным образом, Буркхард активно использует электронику. В 2014-м Байнс даже получил резиденцию в "святая святых" европейской электроакустической музыки, шведской студии EMS, где презирают 12-тоновый строй и любят модульные синтезаторы Дона Буклы.

В Perlonex компанию Байнсу составляют гитарист Йорг Мария Ценер (Jörg Maria Zeger) и тёрнтейблист (т.е. исполнитель на диджейской вертушке) Игнац Шик (Ignaz Schick), о котором стоит рассказать отдельно. Его первым инструментом был саксофон, а музыкальная карьера его начиналась во всевозможных джазовых и авант-роковых коллективах. Однако, чем дальше, тем сильнее Шика увлекали манипуляции с записанным звуком – пленочные петли, пластинки, полевые записи, деструктивные эффекты и тому подобное. Увлечение довольно быстро привело его в "берлинскую новую волну". С одноименным жанром это течение не имеет ничего общего и идеологически представляет собой еще более радикальное продолжение kosmische-сцены конца шестидесятых. Здесь соединились разные по форме, но сходные по идеологии течения – академический авангард, musique concrete, экспериментальная электроника, фри-джаз, авант-панк, нойз и театральный перформанс. Вскоре участники этого творческого сообщества предложили более точный термин – "музыка реального времени". Для таких перформансов Игнац даже собрал собственный инструмент, состоящий из множества вращающихся поверхностей из разного материала (дерева, металла, бумаги и так далее), звук с которых снимается микрофоном, а затем подвергается всевозможным преобразованиям.

Четвертым и заключительным концертом фестиваля станет выступление "кёльнского квартета" под руководством американского трубача Питера Эванса (Peter Evans). Среди всех участников этого фестиваля Эванс, пожалуй, ближе всего к традиционному пониманию слова "джаз", хотя принадлежит конечно же к современной и неконсервативной, если не сказать радикальной его ветви, да в общем и академической, композиционной музыки совсем не чурается. Московской публике Эванс известен по выступлению вместе с Барри Гаем (Barry Guy) и Агусти Фернандесом (Agusti Fernandez) в рамках Free Radicals Residence. Эванс – один из системообразующих персонажей в авангардной сцене Нью-Йорка. Его "граф связей" охватывает очень широкий спектр музыкантов от виолончелистки Оккьюнг Ли (Okkyung Lee) и Джона Зорна (John Zorn) до Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), Матса Густафсона (Mats Gustafsson) или Эвана Паркера (Evan Parker).

В Москву Эванс везет квартет, созданный два года назад во время резиденции в Кёльне. Затевая этот проект, Эванс поставил два условия: во-первых, все участники должны быть местными музыкантами, незнакомыми ему ранее. Во-вторых, обязательным было участие струнных инструментов. В результате, в квартет вошли виолончелистка Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux), скрипачка Сабин Акико Арендт (Sabine Akiko Ahrendt) и Флориан Цвисслер (Florian Zwissler), играющий на аналоговом синтезаторе. Так что, хотите или нет, но и этот составе не обойдется без очень заметной электронной составляющей. А будет ли это фри-джаз, электроакустика или какая-то из производных академического авангарда нам удастся выяснить только уже во время выступления музыкантов, в реальном времени.

Фестиваль Гёте Института "Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка"
Москва, КЦ "Дом"

19 октября, 20:00
Perlonex

3 ноября, 20:00
Peter Evans Koln Quartet

15.10.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)