ФЕСТИВАЛЬ  Flow-2018. День 1: Под властью стихии

В Хельсинки завершился трехдневный Flow Festival, впечатливший своим лайн-апом не только местных меломанов, но и любителей музыки из ближнего зарубежья.

В Хельсинки завершился трехдневный фестиваль Flow Festival, впечатливший своим лайн-апом не только местных меломанов, но и любителей музыки из ближнего зарубежья. В этом году событие посетили 84000 зрителей, среди которых около 30% оказались русскоговорящими из Санкт-Петербурга, Москвы, Прибалтики и западной Европы.
14-й по счету Flow Festival традиционно проходил в джентрифицированном районе Сувилахти, где сохранились здания бывшего газгольдера и электростанции. Здесь на 9 площадках выступили более ста артистов. Половина из них - зарубежные группы и исполнители, включая хедлайнеров Kendrick Lamar, Patti Smith, Arctic Monkeys, Fleet Foxes, Bonobo, Charlotte Gainsbourg - и не только. По своему масштабу Flow считается одним из наиболее крупных фестивалей в Скандинавии и самым ближайшим к России зарубежным open air. Не случайно русскую речь на площадке можно было услышать так же часто, как и финскую.

В отличие от ожидаемого сценария, по которому интенсивность фестиваля нагнетается к последнему дню события, лайн-ап первого дня Flow оказался наиболее насыщенным и сложным в плане выбора. Кроме четырех зарубежных хедлайнеров, выступающих на двух сценах, в пятничной программе также оказались наиболее ожидаемые финские артисты Paavoharju, Joensuu 1685, Karina, Paperi T. Чтобы увидеть все запланированное, приходилось перемещаться короткими перебежками.

Одним из первых заявленных в расписании пятницы коллективов оказался финский состав Karina, исполняющий зачаровывающий инди-фолк. Участники группы, одетые в красное в контраст пасмурной погоде, погрузили зрителей в свой сказочный мир. Главный “рассказчик” - вокалистка Карин Мякираннан (Karin Mäkirannan) - мягко перебирает аккорды на маломензурной гитаре Martin и нежно поет на финском. Постепенно одиночное звучание девичьей песни заручается поддержкой всего бэнда, и тут вспоминаются латыши Carnival Youth и ранний Sufjan Stevens, которым тема вечной юности также близка.

Неосознанно подхватывая мотив вечной молодости, Терри Райли (Terry Riley) залихватски играет на сцене The Other Sound в компании с сыном - гитаристом Джианом Райли (Gyan Riley). Виртуозные соло на рояле в исполнении Райли старшего плавно переходят из джазовых импровизаций в индийские раги. Дуэт Терри и Джиана - в хорошем смысле творческий семейный поединок. Стараясь не уступать отцу в мастерстве импровизации, Джиан отвечает витиеватыми гитарными фразами. Впрочем, его улыбка дает понять, что это не так-то просто.

В это время на главной сцене фестиваля готовились выступать завсегдатаи летних фестивалей Fleet Foxes, которые на радость поклонникам начали свой сет со старых песен. Публика заметно оживилась при первых аккордах White Winter Hymnal, а услышав Ragged Wood, восторженно заликовала. Та же реакция сопровождала хит Mykonos. Однако его регулярное исполнение группе несколько наскучило. Во всяком случае, глядя на гитариста Скайлера Скелсета (Skyler Skjelset), мне вспомнилось выражение лица Джонни Гринвуда, когда Radiohead играли Creep во время фестиваля Secret Solstice в Рейкьявике.

Вместе с настроением группы, сменилась и погода - начался ливень, из-за чего зрители без дождевиков и зонтов, в том числе и автор статьи, были вынуждены переместиться в сторону площадок под тентом. На одной из них - Lapin Kulta Red Arena - уже готовился к выступлению британский электронщик Mura Masa. То ли дождь застал врасплох посетителей, вынужденных спрятаться здесь, то ли сам автор проекта Алекс Кроссан (Alex Crossan) стал причиной массового скопления, но внутри огромного шатра, рассчитанного минимум на пять тысяч человек, яблоку негде было упасть. Наблюдать за выступлением Mura Masa можно было только издалека и преимущественно рассматривая видеоряд, который чем-то по формату напоминал страницы из книги японских комиксов, правда, с монохромными фотографиями Алекса вместо привычных пестрых рисунков. Возможно, что ассоциации с мангой возникают не случайно, ведь название Mura Masa является отсылкой к японскому кузнецу Сенго Мурамаса, создававшего отменные мечи для самураев в начале XVI века.

Словно улучив подходящий момент, Патти Смит (Patti Smith) вышла на главную сцену, когда тучи уже успели рассеяться. Ее фирменные седые косы, строгий пиджак и странные танцы отвлекли внимание зрителей от белой перевязки на левой руке. Однако после третьей песни Смит поделилась, что за несколько дней до выступления получила травму. Впрочем, это, конечно же, не помешало ей раззадорить публику, с упоением подпевавшую Because the Night.

Ближе к позднему вечеру на Red Arena появился британский музыкант и ди-джей Саймон Грин (Simon Green), более известный под псевдонимом Bonobo. Мастерски сочетая электронное звучание и живые инструменты (в концертном составе была как духовая, так и полноценная ритм-секция), группа под чутким руководством Грина обрушила на зал мощную волну звука, где каждый чувствовал себя как рыба в воде. Умиротворение в эту стихию вносил пластичный голос вокалистки Жардин (Szjerdene), которая появлялась на сцене так же неожиданно, как и исчезала.

Пока Bonobo раскачивали своих многочисленных зрителей на волнах даунтемпо, украинский композитор и пианист Любомир Мельник (Lubomyr Melnyk) исследовал мощь музыки как стихии, используя минимум средств, - рояль, бесподобную технику игры и акустику площадки The Other Sound. Порой казалось, что от тишины в паузах между произведениями звенело в ушах - настолько публика растворялась в этих клавишных переливах. Способность этого музыканта возводить нерушимую стену из непрерывных арпеджио оказывает магическое воздействие.

Одним из завершающих и долгожданных сетов первого дня Flow Festival стало выступление финской команды Joensuu 1685 - проекта братьев Микко и Маркуса Йоэнсуу (Mikko and Markus Joensuu), а также их однофамильца и друга Ристо Йоэнсуу (Risto Joensuu). В композициях группы, вдохновленных ранними Jesus and Mary Chain, чудесным образом сочетаются бунтарский шум и гармонии из духовной музыки. Такое противостояние в определенной степени отражает суть неоднозначной человеческой натуры.

01.09.2018, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)