ФЕСТИВАЛЬ  XXI Jazz Fest Sarajevo: больше экспериментов!

В столице Боснии и Герцеговины прошел XXI джазовый фестиваль под патронажем Джона Зорна. Репортаж Звуков

Что мы знаем о Сараево (бывшая Югославия, ныне Босния и Герцеговина)? Кто-то постарше помнит, что в 1984-м здесь была зимняя Олимпиада, и ее талисманом был волчонок Вучко, кто-то помоложе - что здесь была жестокая война, следы которой до сих пор можно встретить в Сараево практически на каждом шагу.
Через 2 года после подписания соглашения о прекращении огня, положившего конец гражданской войне на этой земле, возник Jazz Fest Sarajevo, ежегодный музыкальный фестиваль современной и импровизационной музыки, основателем и бессменным арт-директором которого является Эдин Зубщевич (Edin Zubčević). За годы существования в этом, крупнейшем на Балканах, фестивале приняли участие более 770 музыкантов, которые представили слушателям 270 групп и проектов. Среди них - Дэвид Гилмор (David Gilmore), Джон Маклафлин (John McLaughlin), Эл Ди Меола (Al Di Meola), Даянн Ривз (Dianne Reeves), Taksim Trio, Джон Патитуччи (/John Patitucci), Стив Колман (Steve Coleman) и множество других исполнителей и коллективов из разных стран мира.

С 31 октября по 5 ноября в столице Боснии и Герцеговине проходил XXI Jazz Fest Sarajevo, ключевым гостем которого стал Зорн (John Zorn), так что мы решили познакомиться с этим мероприятием поближе.

Джаз занимает в Сараево особое место. Таксист, везший меня из аэропорта, сказал, что эту музыку у них любят немногие, "всего процентов 25 людей". Представляете? Каждый четвертый! Джаз действительно звучал во всех общественных местах, где мне довелось побывать за время фестиваля, - за исключением, пожалуй, церкви. Похоже, что после войны он стал музыкой примирения для жителей этих мест.

Главная особенность Jazz Festival Sarajevo – его аудитория. Фестиваль адресован не столько широкому кругу меломанов, сколько молодым музыкантам и учащимся музыкальных училищ со всей Восточной Европы. Для них приглашенные звезды проводят мастер-классы и лекции, с ними делятся профессиональными приемами и наработками, они участвуют в совместных джем-сейшнах.

В нынешнем году Джон Зорн привез в Сараево команду из 30 музыкантов и европейскую премьеру программы "Music and Magic", состоящую из 11 концертов и документального фильма. Вместе с ним на фестиваль приехали как всемирно известные постоянные участники его проектов Masada, The Dreamers, Bagatelles и Nova Express: барабанщик и виброфонист Кенни Воллесен (Kenny Wollesen), клавишник Джон Медески (John Medeski), басист Тревор Данн (Trevor Dunn), электронщица Икью Мори (Ikue Mori), пианисты Брайан Марселла (Brian Marsella) и Стив Гослинг (Steve Gosling), виолончелист Эрик Фридландер (Eric Friedlander), барабанщик Джой Бэрон (Joey Baron), так и молодые дарования – виолончелист Джей Кэмпбел (Jay Campbell), барабанщик Кенни Гроховски (Kenny Grohovsky), вибрафонист Алекс Липовски (Alex Lipovski), женский хор проекта Madrigals,- и многие другие.
Звукорежиссером концертов стал пятикратный номинант и трехкратный призер Грэмми Марк Урселли (Marc Urselli).

Фестиваль открылся открытым интервью Джона Зорна Эдину Зубщевичу, в котором мэтр представил свою программу "Музыка и магия" и рассказал, как он видит свою роль в современной музыке. То, что делает Зорн, по его мысли, предназначено не для досужих слушателей или музыкальных критиков. Его усилия адресованы прежде всего музыкантам и музыкальному сообществу. Музыкант в его системе координат первичен: сначала появляется музыкант, а потом для него пишется музыка. Главная задача Зорна, как он ее видит, – сделать так, чтобы участники его проектов постоянно совершенствовали свое исполнительское мастерство, учились превосходить самих себя. Его роль – роль коммьюнити-менеджера для музыкантов, которых он вовлекает в свои проекты, для которых пишет музыку, а музыканты обмениваются своими идеями, вносят каждый свое видение и талант в его произведения. В результате этого взаимодействия одно и то же произведение может приобретать разное звучание в разных проектах, музыканты могут замещать друг друга, а проекты получают новое направление развития.
Эти идеи были воплощены на сцене в последующие дни фестиваля, - например, когда произведения, ранее записанные Nova Express, прозвучали в исполнении акустического гитарного дуэта Джулиана Лейджа (Julian Lage) и Джаэна Рили (Gyan Riley) и электронщицы Икью Мори, а Кенни Воллесен с успехом заменил за барабанной установкой задержавшегося в Берлине Джоя Бэрона.

Еще одно важное направление усилий Зорна – формирование экосистемы музыкального коммьюнити, расширение его границ, привлечение к сотрудничеству молодых музыкантов. Поиск и привлечение молодых талантов – одна из причин интереса Зорна к фестивалю в Сараево. Он с гордостью представил ключевого музыканта своих новых проектов Chamber Music и Jack Quartet 28-летнего виолончелиста Джея Кембелла.
Помимо Кэмпбелла, они объединили других молодых музыкантов – виброфониста Алекса Липовски (Alex Lipowski), знакомого зрителям по прошлогоднему фестивалю, в котором он еще не был частью команды Зорна, контрабасиста Шанира Эзру Блюменкранца (Shanir Ezra Blumenkranz) и скрипач Остин Вуллиман (Austin Wulliman). Еще одним представителем нового поколения стал гитарист Мэтт Холленберг (Matt Hollenberg), блестяще показавший себя в проекте Simulacrum.


Жанровое и стилистическое разнообразие музыки, с которой работает Зорн, поражает. Здесь и мелодичный джаз, и клезмер, и камерная музыка, и прог, и женский хор акапелла, и ambient-саундтреки к кинофильмам. Композиторский дар Зорна можно по праву назвать безграничным. Все эти направления были представлены в разных проектах в Сараево.

Первый концерт фестиваля стал бенефисом нью-йоркского клуба The Stone, в котором Зорн работает арт-директором. Клуб сейчас переживает переломный момент – он переезжает на новую площадку. Прежняя изжила себя: помещение обветшало, коммуникации выходят из строя, там текут трубы и бегают крысы, а владельцы помещения сделали ставку на общепит – жареные ребрышки и выпивку, - требуя от музыкантов наполнения зала и стабильных сборов. Эта концепция противоречит намерению Зорна создать клуб для музыкантов, куда каждый желающий может прийти и сыграть любую музыку, какую захочет, и, даже если в зале будет всего один слушатель, концерт состоится. The Stone, по мнению Зорна, - это не конкретный зал и не точка на карте, это – идея и те музыканты, которые ее воплощают, поэтому в тот вечер The Stone открыл свои двери в Сараево и представил зрителям короткие сеты дуэтов, трио и квартетов завсегдатаев нью-йоркской сцены. В бенефисе приняли участие: гитаристы Джулиан Лейдж, Джаэн Рили и Мэтт Холленберг (Matt Hollenberg), виолончелист Джей Кэмпбелл, басист Тревор Данн, клавишники Джон Медески и Брайан Марселла, вибрафонист и барабанщик Кенни Воллесен, Барабанщик Кенни Гроховски, электронщица Икью Мори и, конечно же, сам Зорн со своим легендарным альт-саксофоном.
Закрывал первый фестивальный день показ документального фильма Zorn 2010 – 2017 французского режиссера Мэтью Альмарика (Mathieu Amalric). В фильме показаны основные моменты, дающие представление о Зорне-композиторе, исполнителе, продюсере и арт-директоре, основных проектах, задействованных в них музыкантах и о том, как достигается идеальный звук. Сам режиссер во вступительном слове рассказал, что фильм еще не окончен, он ведет съемки на концертах и в студии, и пообещал, что будет добавлять новый материал по мере его появления.

Во второй вечер были сыграны четыре разных концерта: Chamber Music, Essential Cinema, Music With Rhythm Section и Jack Quartet.

Chamber Music – это камерный проект, объединяющий скрипача Криса Отто (Chris Otto), молодого виолончелиста Джея Кэмпбелла и пианиста Стива Гослинга. Зорн презентовал этот проект как "место экстаза и боли", которое музыканты продемонстрировали фантастическим богатством звуковых и эмоциональных оттенков, создавая напряжение через широкие динамические диапазоны и атональные манипуляции.
Мне особенно запомнилось произведение, созданное Зорном под впечатлением от пломбировки зубного канала без анастезии. Во время его исполнения мои зубы солидарно откликнулись испытанной боли.

Essential Cinema – сюрреалистические мультфильмы Харри Смита (Harry Smith) и Уолласа Бермана (Wallace Berman), представленные в сопровождении музыки Зорна из разных проектов: The Dreamers, электронных экспериментов Икью Мори, стилизованных импровизаций в восточном стиле, а заключительная – самая динамичная, эмоциональная и импульсивная часть была живьем сыграна квартетом в составе Джона Зорна, Тревора Данна, Икью Мори и Кенни Воллесена.

Третья часть фестивального вечера – Music With Rhythm Section – широкое пространство импровизации, свободы творчества молодых участников музыкального сообщества. В этом концерте вместе с давним членом коммьюнити пианистом Стивом Гослингом на сцене были: виолончелист Джей Кэмпбелл, виброфонист Алекс Липовски, контрабасист Шанир Эзра Блюменкранц и барабанщик Кенни Гроховски.

Завершил второй день Jack Quartet в составе скрипачей Криса Отто, Остина Вуллимана и Джона Пикфорда Ричардса (John Pickford Richards), виолончелиста Джея Кэмпбелла и пианиста Стива Гослинга. Их прозвали супергероями нового музыкального мира за бескомпромиссность и безупречность интерпретаций современных музыкальных произведений. Вместе они представили три произведения, в том числе мировую премьеру "Necronomicon".

Третий, заключительный день программы Music and Magic of John Zorn состоял из 6 частей. Сначала на сцену вышел виолончелист Эрик Фридландер с фрагментами из Masada, его сменил акустический гитарный дуэт Джулиана Лейджа и Джаэна Рили, исполнивший музыку из альбома Midsummer Moon, который выйдет через месяц на лейбле Tzadic. Затем пианист-виртуоз Брайан Марселла сыграл несколько частей из цикла Bagatelles. Его сменил квартет Nova Express в составе: Кенни Воллесена (вибрафон), Джона Медески (клавиши), Тревора Данна (контабас) и Джоя Бэрона (ударные).
Nova Express представили обновленную программу из произведений, не звучавших ранее на концертных площадках. После небольшой паузы концерт продолжили ангельские голоса женского камерного хора проекта Madrigals – одного из самых чувственных циклов Зорна, вдохновленного романтической поэзией Шелли.

Завершающим аккордом трехдневной программы "Музыка и магия Джона Зорна" в Сараево стал Simulacrum – оглушительный и тревожный сет, сплав минимализма, нойза и джаза, – специально написанный Зорном для Джона Медески. По признанию Зорна, этой музыки никогда бы не существовало, если ли бы они с Медески не познакомились. Партнерами Медески по проекту стали гитарист Мэтт Холленберг и барабанщик Кенни Гроховский, которого за неистовую энергию и экспрессию зрители прозвали "диким" (wild).

Три дня музыки Зорна пролетели на одном дыхании, а наутро вся команда отправилась в Голландию на November Music Festival, а фестиваль в Сараево продолжился. Гостями четвертого дня стали шведский саксофонист-экспериментатор Мэтс Густафсон (Mats Gustafsson), барабанщик и перкуссионист Хамид Дрейк (Hamid Drake), бельгийско-французское трио Эрмиа-Цеккальди-Даррифурк (Hermia-Ceccaldi-Darrifourcq) и австрийская группа Kompost 3.

Мэтс Густавсон, которого считают шведским королем импровизации, новатор звуковой трансформации, проводник новых смыслов в свободной импровизации, продемонстрировал уникальные приемы игры на саксофоне сначала сольно, затем в дуэте с барабанщиком Хамидом Дрейком.

Жемчужиной четвертого дня стало выступление трио Hermia-Ceccaldi-Darrifourcq. Их эксперименты с мелодикой и гармонией уничтожают привычные представления о музыкальных горизонтах, а осязаемость исполняемой ими музыки поразительна. Об одном из членов этого трио – французском барабанщике Сильвэне Дэррифурке Звуки уже писали.

Завершающая вечер австрийская группа Kompost 3 выглядела бледно на фоне коллег, а их музыкальные идеи, почерпнутые из фанка, диско и хард-рока, казались устаревшими еще в прошлом веке. Их сет казался самым длинным, и зрители "голосовали ногами", покидая концертный зал.

Пятый день Jazz Fest Sarajevo дневным концертом открыла группа En El Amor, добавив в музыкальный калейдоскоп этнические мотивы – переосмысленную сефардскую, испанскую и боснийскую народную лирику, а вечером зрители увидели выступление аккордеониста-минималиста Марио Батковича (Mario Batcović), трио Thumbscrew с участием гитаристки Мэри Халворсон (Mary Halvorson), басиста Майкла Фроманека (Michael Fromanek), барабанщика Томаса Фудживары (Tomas Fujiwara), и представителя корневого блюза из дельты Миссисипи Джеймса Блада Улмера (James Blood Ulmer).

Пока дорогая редакция летела домой, фестиваль завершился концертом Камерного хора музыкальной академии Восточного Сараево и был оглашен состав участников следующего, XXII Jazz Fest Sarajevo 2018.
В следующем году на фестиваль приедет… па-бам! Джон Зорн, - на этот раз с командой из более чем 40 музыкантов, среди которых заявлены: сам Джон Зорн, Дейв Ломбардо (Dave Lombardo), почтенный гитарист Билл Фризелл (Bill Frisell), Кенни Воллесен, Кенни Гроховски, Чез Смит (Ches Smith), Джулиан Лейдж, София Рей (Sofia Rei), Тревор Данн, Сиро Баптиста (Cyro Baptista), Мэтт Холленберг и многие другие. Планируются выступления групп: Blade Runner, The Holy Visions, Gnostic Trio, Secret Chiefs 3, Banquet of the Spirits, Cleric, Zion 80, а также большой Masada Marathon.
Фестиваль пройдет с 31 октября по 3 ноября 2018 года - и поверьте, вам стоит включить его в свои планы!

13.11.2017, Илона СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: