Сегодня группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом - и мы вновь собираемся с двумя лидерами команды, чтобы обсудить их новую работу. Сергей Корнихин и Михаил Местецкий - не только музыканты: они - одни из наиболее успешных молодых кинематографистов, так что следить за их творчеством интересно сразу во многих областях.
Звуки: Привет, друзья! Мы не общались три года. Давайте начнем с того, как вы их провели. Что произошло после выхода дебютного альбома и фильма - и чем эти три года были заняты вы и команда?
Михаил Местецкий: Соня, приветствую. Ну, сказать по правде, с окончания фильма прошло 2 года (премьера "Тряпсоюза" была на Кинотавре 2015-го). Один год, разумеется, нужно было отъездить по фестивалям, - это тяжелый крест любого артхаусного кинематографиста. Нужно жрать икру, получать статуэтки и постепенно доходить до той степени отупения и отчаяния, в какой только и возможно решиться на следующий проект. А параллельно мы писали песни, готовили клипы, выбрасывали всё приготовленное в помойное ведро, начинали заново. Мы же люди серьёзные, - нам важно, чтоб не получилось!
Звуки: Но ведь в фильме уже используются как минимум 2 песни с нового альбома - "Культура" и, если не ошибаюсь, "Брат". То есть уже было что-то готово и записано, когда началась суматоха с фильмом?
Михаил: Да, было соло из "Брата". Ну, долго всё это делается, так есть.
Сейчас вроде как придумали систему, по которой, может, получится быстрее работать. Мы ж всё-таки вездеходы. Я за это время 3 сценария написал, вышли фильмы. Серега тоже работает на кинематограф русский, как вол. Баянист наш Леша Смирнов поставил несколько опер, в том числе в Мариинке... Ну, и не забывайте обычную хандру, депрессию, прокрастинацию, - на это тоже нужно время. Похрипеть от тоски, забухать. Всё это дела не быстрые.
В ютьюбе ролики опять же. Мальчик крутит белку. Лучшие голы Ибрагимовича.
Звуки:
Потрясающая продуктивность! От группы все волей-неволей ожидают, что она будет концертировать, как это принято говорить, "в поддержку нового альбома". А у вас как с этим дела обстоят?
Михаил:
Поддерживать альбом, боюсь, будем, в основном, в Москве. У меня вот-вот должен сын родиться. И он передал, что Иркутск не канает. Типа, сиди дома.
Звуки: После вашего сурового дебюта от группы можно было бы ожидать более глубокой проработки социальной антиутопической тематики, но вы выдали нечто совершенно аполитичное. Почему?
Михаил: Хаха, узнаю Соню и её тип интервью!
Чтоб интервьюируемый не расслаблялся особо. То улыбочка, а то в печень.
Сергей Корнихин:
Соня, ну совсем аполитичным я бы наш альбом не назвал.
Михаил:
В общем, политики много в альбоме, - взять хоть песню "Принцесса" или "Листовки". Но для нас есть оскорбительный термин: публицистика. Вот от чего мы постоянно пытаемся убежать. И если политика - то пусть она будет немножко теософией, немножко театром абсурда и так далее. Такую политику мы готовы жрать.
Звуки: А культуру? Вы там Ленинграда обожрались, что ли?
Сергей:
В некотором смысле тренд ты уловила точно. Мы переслушали, например, "Листовки", которые чуть-чуть не успели в первый альбом, и поняли, что они предельно серьезно звучат: памфлет, марш, - и решили найти другую тональность высказывания. Более того, последние несколько лет, - а альбом писался до 26-го марта в основном, - вести серьезные речи о политике было просто странно.
Звуки: "Пойдем отсюда, Архип" ("Могуч") - звучало весело и страшно. "Брат" и "Культура" - звучат нестрашно и невесело.
Сергей: Ну, в каком-то смысле "Культура" звучит для меня не менее страшно и весело, просто диалог ведется чуть на другом уровне.
Михаил:
В том-то и дело, что "Жрать культуру" - это никакой не Ленинград, не гопак для миллионов и совсем не весёлая песня. Точнее, она пытается быть весёлой посреди совершенно отчаянного положения. Это вопль человека, который бежит "в Рудомино", в культуру, в текст, потому что если он остановится - его зарежут. Вот и вся наша политика.
Звуки: Что вы таким образом хотели высказать?
Сергей: Высказать мы хотели следующее, как я это для себя формулирую - что не стоит впрямую вести разговоры о каких-то фактах реальности. Это задача новостных сайтов. Интереснее подметить столкновение тектонических плит и рассказать о них не со звериной серьезностью документального кино, а с некоторой иронией и разухабистостью группы Ноль. Этот референс мне куда ближе Ленинграда, и для меня второй альбом - он об этом.
Мы больше не говорим "в каждом доме притаились какие-то суки", не говорим "Дети, не связывайтесь с гопниками, это может плохо для вас закончиться", - мы предлагаем посмотреть на столкновение с гопниками в ироничном ключе, и предлагаем какое-то неочевидное, дзэн-буддийское решение попробовать. Так я для себя интерпретирую "Жрать Культуру".
У нас, кстати, в этом смысле образуется интересный момент. Поскольку тексты пишет Миша, а некоторые из них я пою - я становлюсь первой линией обороны зрителя - я уже как-то интерпретирую текст и не всегда так, как Миша это задумывал.
Так что "мнение одного из фронтменов может не совпадать с мнением Шкловского".
Звуки: Смотрите, что получается: вы сделали сильное высказывание - оно вызвало мощный резонанс - и вы вдруг говорите: о, наверно, мы не про это вообще, у нас другая роль.
Сергей:
Тут важно понять, что песни первого альбома писались Мишей, начиная так с середины 2000-ых годов. И это были такие разухабистые песни, не имевшие никакого отношения к реальности, чистые поэтические выверты.
И каково же было наше удивление, когда в момент записи и выпуска этих песен вокруг стали происходить события, которые из пространства художественного высказывания потащили нас прямо на первые полосы газет! В этом не было задумки - так, скорее, совпало.
Звуки: Да, мы это обсуждали, помнится.
Сергей: И, когда мы подошли ко второму альбому, мы уже должны были как -то отрефлексировать это совпадение.И понять - нам самим какое высказывание интересно, чего нам хочется исполнять со сцены и из наушников?
Звуки:
Но сейчас, когда вы видите, какую силу воздействия имеют ваши песни, - у вас, наверно, и ощущение своей ответственности изменилось?
Сергей:
Ну, вроде того. Хотя, я бы не стал переоценивать наше чувство ответственности. Наши музыканты вообще считают, что мы чудом каждый раз собираем кого-то в клубах - что нас никто не слушает, по большому счету.
Я бы говорил не о чувстве ответственности, а просто о том, что мы поняли, что мы не просто поем какие-то песни для друзей на кухне, и хорошо бы учитывать еще и контекст.
Звуки: А вы вообще боитесь "эффекта второго альбома"?
Сергей: Вот это отличный вопрос! Эффекта второго альбома мы не боимся, у нас есть еще 13 песен, которые мы хотим стремительно писать в третий, сразу после того, как презентуем "Это не вам". А вот боязнь второго клипа у нас налицо. Поэтому, если второй будет не очень удачный - мы его быстренько прикроем третьим. А вот с клипами сложнее.
Миша уверяет нас, что "Тряпичный союз" - это и есть наш второй клип. Но ему не верят уже даже вахтерши на нашей репбазе.
При том, что это же была моя продюсерская ставка! Чего лучше - у тебя сразу есть в обойме режиссер, который может строчить клип за клипом.
Более того - у нас придумано по клипу на каждую песню с предыдущего альбома!
Звуки: Тряпичный союз в итоге получил кучу призов и отличную прессу, так что ты кокетничаешь.
Сергей:
Я не кокетничаю - фильм всего этого заслужил, я в этом уверен. Вопрос только в том, что для "Шкловского" все это работает опосредованно. А клип и правда нужен. Вот мы переключились теперь на второй альбом.
Уже придуманы клипы на три песни.
Звуки: Мне, напротив, показалось, что это Шкловский опосредованно работает на задачи кино - достаточно услышать "Вперед, Местечкис". Это же чистая авторефлексия!
Сергей:
Ну да, это самый старый трек группы. Как мы шутим - все мы титры в фильме Местецкого.
Звуки: Кино художественно обогащает группу, и наоборот?
Сергей: Кинопроцесс в разы медленнее музыкального. Поэтому, конечно, нам всем приятнее думать, что музыка Шкловского обогащает кино
Звуки: О музыке: на первом альбоме вы активно работали с размерами и ритмом, сейчас все стало чуть более прямолинейным, ритм-секция такая... дохдчивая. С чем это связано?
Сергей:
Как минимум со сменой барабанщика. Но это, скорее, шутка. На самом деле, если бы ты послушала другие треки, из тех 13-ти, которые мы приберегли для третьего альбома, ты бы увидела, что там как раз мы двигаемся в сторону более хитрого звучания.
одна из таких песен "Диктатор" не успела войти в альбом ровно потому, что Кирилл Белоруссов (наш ударник и композитор) задумал там целую симфонию и мы ее просто не успели собрать на студии; поэтому данный альбом скорее случайно получается таким более "прямым".
Михаил: Если говорить в целом об альбоме, то я чётко вижу в нём развитие всех наших любимых тем: это и эскейпизм, - уползание в норы, куда-то к метрополитену, к библиотекам, "по щёлочкам, по пулевым отверстиям"... Это и мечта о банде, об отряде, о том, чтоб когда-нибудь с кем-нибудь почувствовать общность. Непрерывный "крик о победе посреди тотального и очевидного поражения", как говорил Летов. Ни на секунду не сомневаюсь, что с музыкальной точки зрения новый альбом - как дипломная работа против вступительной. Он сложнее предыдущего в тысячу раз. Новые инструменты, новые отношения с компьютером, какая-то алхимия, которую вытягивает из эфира наш аранжировщик Кирилл Белоруссов, - в общем, я вообще не согласен, что хоть что-то упростилось.
Но. Я и в кино, и в музыке ненавижу невнятицу. И мы пытаемся делать и то, и другое сложным, но внятным, ясным.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)