ШКЛОВСКИЙ  "В нашем распоряжении - только растерянность и плохие предчувствия"

Премьера! Лидеры группы Шкловский представляют на Звуках дебютный альбом и рассказывают историю его создания.

У группы с литературным названием Шкловский выходит дебютный альбом, и сегодня - его официальная премьера на Звуках. Свои ожидания он оправдывает: едкий, полный саркастических бытовых зарисовок и мощных социальных посланий, "Рычаг" - пожалуй, лучшее, что происходит сейчас в авторской рок-песне. По сути, этот альбом одним махом реабилитировал деградировавший жанр; даром что участники группы - люди сколь профессиональные, столь и разносторонние. Лидер группы Михаил Местецкий не только успешный киносценарист и режиссер, но занимался фортепиано и баяном, вокалист Сергей Корнихин закончил курс джазового вокала в школе им. Гершвина. А все остальные - из Гнесинки.

Выстрелив в прошлом году на волне протестных акций шикарным роликом "ОГПУ" про раненого чекиста, который фантастическим образом попал в наше мрачное настоящее ("заморозим тебя в спецгробу, проснешься в 2015 году"), музыканты интуитивно нашли верную интонацию, которая как-то особенно хорошо легла на тревожные ощущения, витавшие в воздухе. Последовавшая за ней "13 лет" дезориентировала любителей махновщины, но порадовала фанатов интеллектуального рока - в источниках вдохновения явно прослеживались Вежливый Отказ и Ваб-БанкЪ.

Как показывает альбом, группа на самом деле и не думала определяться с авторским подходом, и в процессе записи музыканты порой и сами не знали, куда их понесёт дальше. Поэтому неудивительно, что интонации дебютника остались очень человеческими, а идей все еще больше, чем материала. Лидеры группы, впрочем, обещают продолжение - фактически, вместо одного LP слушатели в ближайшее время получат два EP.


Звуки.Ru: - Друзья, чем объясняется такой формат? Вы решили сразу избежать "синдрома второго альбома"?
Михаил Местецкий: К сожалению, мы не успеваем записать целый альбом, а сил держать при себе все треки уже нет. Поэтому пришлось его располовинить: часть выпускаем сейчас, а часть – осенью. Иными словами, туловище сейчас, а человек потом.

Звуки.Ru: - Вы уже придумали название для осеннего альбома?
Михаил: "Туловище", кстати, хорошее название.
Сергей Корнихин: Не коротковато?
Михаил: "Коротковато" - тоже, кстати, неплохо. Но для мини-альбома.
Сергей: В общем, мы ещё не определились.

Звуки.Ru: - Запись шла тяжело? Альбома от вас ждут давно...
Сергей: Вы знаете, мы же с Мишей параллельно занимаемся кино, и каждый раз должны двигать всю эту неподъёмную махину кинопроизводства. Всё это долго и трудно: подготовка, съемки, потом постпродакшн. А в музыке можно высказаться стремительно и, как говорится, "в один удар". Иными словами, путь от зарождения высказывания в группе до слушателя очень короткий. И это нас, конечно, вдохновляет.
Михаил: Да, абсолютно верно. Как будто пишешь диссертацию, пишешь-пишешь, много месяцев, а потом просто вдруг выходишь и бьёшь какого-нибудь прохожего по лицу. Это как бы иного типа высказывание. Контраст очень бодрит.

Звуки.Ru: - Два года назад, когда вы появились с клипом о несгибаемой карательной системе - вы поверили бы, если бы вам сказали, что дело обстоит именно так, и вы ни фига не гиперболизируете, а визуализируете ситуацию?
Михаил: От себя скажу, что амплуа мрачных предсказателей многих хороших ребят вывело в люди. Жанр ещё с Нострадамуса беспроигрышный. Но, конечно, мы не рассчитывали на такое буквальное воплощение наших бредовых фантазий. На альбоме, кстати, есть антиутопическая песенка про современную гражданскую войну, очень спешим её выпустить, пока это окончательно не превратилось в репортаж с реального места событий.


Сергей: Я бы добавил, что буквальное воплощение отдельных наших песен даже откровенно страшно представлять - у нас есть трек, в котором лирический герой "гибнет" от чар несовершеннолетней девушки.

Звуки.Ru: - Интересно, с каким ощущением вы вышли из студии, завершив работу?
Михаил: Если честно, мы с Серёжей вышли из студии, толком не устав. Устал наш барабанщик и аранжировщик Кирилл Белоруссов, который в течение месяцев дотачивал аранжировки, делал превизы песен перед записью, наполнял всё это жизнью и всякими музыкальными аттракционами. Ну и, конечно, наши музыкальный продюсер Павло Шевчук и звукорежиссер Боря Истомин. Им тоже досталось (они нами между Земфирой и Вечерним Ургантом занимались, а это, скажу вам, огненные тиски). Мы даже в какой-то момент хотели назвать альбом "Паше понравилось" - настолько мы сакрализировали фигуру музыкального продюсера!

Звуки.Ru: - Ваша песня "Могуч" - это какой-то манифест Апокалипсиса. Уже морально готова дать вам звание самой депрессивной группой Вселенной - после Silenced.

Сергей: Ну, это же вымышленная история, альтернативная история - как раз чтобы в реальности предотвратить даже намек на подобный сценарий.

Звуки.Ru: - У вас хорошо получается визуализировать антиутопии.
Сергей: Скорее, звуколизировать. Послушайте "Люсю" - она веселая, лирическая. То есть мы отнюдь не специализируемся на антиутопиях - мы вообще жизнерадостные парни, может как раз поэтому и можем себе позволить иногда суровые треки, вроде "Могуч".

Звуки.Ru: - Вы когда-то водили всех за нос, утверждая, что вам плевать на политику. Но у вас ведь действительно бытописательные песенки получаются куда хуже "социалки".
Сергей: Так это просто сама "социалка" куда ярче любой бытовой истории в текущем моменте. На самом деле мы как-то не смотрели на трек-лист в этом разрезе. Дело в том, что у нас есть еще как минимум 7 песен, которые весьма разнообразны и по настроению, и по жанру, но мы их не успели записать, планируем выпустить осенью. А вот в этих семи треках как будто и правда можно усмотреть какой-то антиутопический вектор, но это не было нашей целью - мы больше на музыкальную составляющую ориентировались.

Звуки.Ru: - Вы поете "Девяностые не вернутся никогда" - да они уже вернулись, и само по себе появление вашей авторской песни в стиле протестных бардов 89-90-х - самый что ни на есть яркий сиптом. Положим, вы добавите в свои агитки разных эффектов и сэмплов - но суть-то остается.
Михаил: Соня, мы чувствуем себя совершенно свободно сейчас и от какого-либо амплуа, и от каких-то жанров и так далее. Есть песни сурово-политизированные, есть полная ахинея для того, чтоб, как говорил Федор Чистяков, крыша завернулась, а потом развернулась. Слово "агитки" вообще, мне кажется, мимо ворот. Если бы я знал, за что агитировать, - о, как я бы разогнался! Это был бы новый Эрнст Тельман! Но, к сожалению, в нашем распоряжении - только растерянность и плохие предчувствия.

Звуки.Ru: - Каких сюжетов нам ожидать осенью - чтобы знать, что запасать: крупу, сахар, противогазы?..
Михаил: Вы же сейчас в Фейсбуке? Так вот, на осень запасайте книжки.
Сергей: А я бы рекомендовал сменное белье еще запасать. Там будет несколько ударных, лихих треков - их сейчас пока можно только на концертах услышать.
Михаил: Понимаете, проект "Шкловский" - в мечтах - это такой кино-музыкально-поэтический субботник. Где сливается всё, чем хочется заниматься человеку без нормальной профессии. Причем, в субботнике важнее всего - кураж и относительная бессмысленность.

Звуки.Ru: - Михаил, это Ваша мечта, или коллективная?
Сергей: Да-да, мы мечтаем жить единой анархо-коммуной. Но только в пространстве соцсетей. Чтобы все аккаунты - общие!

Звуки.Ru: - Раньше вы говорили, что в вашей группе за тексты отвечает Михаил, а за музыку - все остальные. Это разделение труда все еще существует, или объединение аккаунтов настигло и авторство песен?
Михаил: У нас есть песня "90-е", написанная на стихи Владимира Никритина, отличного поэта. Всё остальное - коллективный труд, в котором кто-то подбирает рифму, кто-то идёт за кока-колой, а кто-то в этот момент вообще в другом месте просто сидит на стуле. И неизвестно ещё, что важнее для группы.


Слушать и качать альбом "Рычаг"


Шкловский
Презентация дебютного EP
Клуб "16 тонн"
25 мая, начало в 22.00

23.05.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ШКЛОВСКИЙ - свежие публикации: