ФЕСТИВАЛЬ  Геометрическая прогрессия

Кого смотреть в Москве на "Геометрии настоящего", выбор Звуков.

В конце февраля в в Москве на новой площадке ГЭС-2 (переоборудованной электростанции неподалеку от "Красного Октября") пройдет фестиваль экспериментальной музыки "Геометрия настоящего" (сами организаторы предпочитают называть это "междисциплинарным выставочным проектом" и слова фестиваль стараются избегать, но нас интересует именно музыкальная программа, поэтому позволим себе эту неточность). Проект этот интересен прежде всего тем, что проходит по куратроской модели. На практике это означает, что среди участников мы увидим не тех артистов, что с весны по осень кочуют с одного фестиваля на другой (то есть выборку из обоймы крупных букинг-агентств), а тех, на кого пал выбор куратора (зачастую – тех, кто играет раз в год, а то и реже). По такой модели проходили, например, фестивали из серии All Tomorrow's Parties, где кураторами выступали Autechre, Mogwai, Portishead или MBV, а также лондонский Meltdown, среди кураторов которого были Джон Пил (John Peel), Дэвид Боуи (David Bowie) и Джеймс Лавель (James Lavelle). Куратором московской "Геометрии" станет британец Марк Фелл (Mark Fell) – музыкант, мультимедиа-художник, журналист, исследователь, в общем, человек с крайне широким кругом интересов.

Программа тоже не ограничивается концертами, в этом смысле, "Геометрия" — это и в самом деле не столько музыкальный фестиваль, сколько этакая конференция из области современного искусства. Днем и вечером здесь проходят воркшопы, лекции и инсталляции, а по мере приближения ночи другие виды искусства уступают место музыке. Поскольку нас в первую очередь занимает именно она, поговорим о некоторых музыкантах, чьи выступления можно будет посмотреть.

Ripatti (четверг, 23 февраля, ночь)

Финн Сасу Рипатти (Sasu Ripatti) известен в первую очередь проектами Luomo и Vladislav Delay. Под именем Luomo он записывал нежнейший вокальный микро-хаус, и этот проект стал одним из ярчайших явлений музыки нулевых, этакой поп-музыкой для эстетов, тонкой и ненавязчивой. Vladislav Delay начинался с глитча и даб-техно (Сасу даже выпустил альбом на лейбле Chain Reaction), но с годами его музыка становилась всё более разреженной и абстрактной, и в конце концов под этим именем финн стал выпускать максимально холодный, "лабораторный" эмбиент. Проект Ripatti раскрывает автора совсем с другой стороны. Это своего рода "клубная музыка здорового человека" – ритмичная, жесткая и порой даже агрессивная, но неизменно сложная и, простите за банальность, умная. По звучанию Ripatti расположился где-то на полпути между модными ломаными жанрами вроде джука и футворка с одной стороны и авангардным саунд-дизайном поздних Autechre с другой.

Anthony Shakir (четверг, 23 февраля, ночь)

Об Энтони "Шейке" Шакире достаточно сказать, что его трек "Seqence 10" вошел в сборник "Techno! The New Dance Sound Of Detroit" (1988). А пластинка эта положила начало новой эпохи и стала в музыкальной истории не менее важным артефактом, чем, к примеру, кассеты с лейбла Industrial Records. Потом Шакир несколько ушел в тень – вместо того, чтобы покорять Европу, как его детройтские коллеги, он остался в Мичигане и работал на лейбле Metroplex. Его собственная карьера по-настоящему стартовала лишь в конце 90-х, когда Шакир увлекся деконструкцией диско и соула. В тот момент казалось, что он противостоит тогдашней волне техно – жесткого, быстрого и механистичного. Однако по прошествии почти 20 лет он видится настоящим, бескомпромиссным техно-пуристом, сохранившим, подобно Мэд Майку (Mad Mike) из Underground Resistance, верность юношеским идеалам. Его тройной сборник "Frictonalisms" вполне заслуживает подзаголовка "Введение в техно-соул", трудно найти пластинку, более точно следующую заветам Деррика Мея (Derrick May) и Эдди "Флэшин" Фоулкса (Eddie "Flashin" Fawlkes).

Thomas Brinkmann (четверг, 23 февраля, ночь)

Немец Томас Бринкман одним из первых увидел в техно не только клубную музыку, но и концепт-арт, а минимал довел до такого уровня, что дальше была только тишина. Бринкманн, которому в этот момент было уже под 40, прославился в конце 90-х ремиксами (или "вариациями", как он называл их сам) композиций Studio 1 и Ричи Хоутина (Richie Hawtin). И хотя сами оригиналы были, мягко говоря, не перегружены событиями, на фоне вариаций Бринкмана они казались поп-музыкой. Следующим шагом стали пластинки, сделанные вообще без помощи музыкальных инструментов и компьютеров. Немец просто наносил лучевые царапины на матрицу, получая на отпечатанных пластинках ритмические конструкции из ровных щелчков в темпе 133 1/3 удара в минуту. С тех пор Бринкман изрядно вырос вширь – он записывал и в меру мелодичное техно, и статичные эмбиент-гуделки, и даже нью-вейв, подражая музыки своей молодости. Но всё это – неизменно с хитрой ухмылкой художника постмодерниста. Никогда не понимаешь, принимает ли он своё искусство всерьез, или проводит очередной социальный эксперимент над своей публикой.

Terre Thaemlitz Soulnessless (пятница, 24 февраля, вечер)

Если вы увлекались электроникой еще в девяностые, то имя Терре Теймлица наверняка ассоциируется у вас с чиллаутной эмбиент-техно сценой. Его треки, звучавшие комфортно и даже мелодично, мелькали на сборниках по соседству с The Orb, Solar Quest и Biosphere. Но в отличие от коллег ко эмбиент-сцене, Теймлиц настаивал: то, что он делает, есть современное искусство. Звуковой ряд в обязательном порядке сопровождается смысловой нагрузкой, видео или даже текстом. Параллельно с музыкой, Теймлиц занимался философией и социологией (в особенности, политикой идентичности), публиковал статьи и читал лекции, да и саму музыку зачастую исследовал как формальную дисциплину. Однако на фоне других звуковых концептуалистов, чьи сочинения было трудно воспринимать без "инструкции по применению", Теймлиц продолжал записывать пластинки, которые даже дилетанты порой могли назвать "красивыми". Спектр его интересов был чрезвычайно широк, от приджазованного дип-хауса под именем DJ Sprinkles (c этим он тоже выступает здесь в ночной программы пятницы) и фортепианных интерпретаций Kraftwerk до выхолощенного эмбиент-минимализма. На "Геометрию" он везет свой, наверное, самый радикальный проект "Soulnessless", произведение, выстроенное по всем законам современного искусства. Цифровое издание альбома включает 29-часовую композицию для фортепиано, набор "реинтерпретаций", детальный объяснительный текст и видеоряд. Как всё это будет выглядеть в живом исполнении – загадка.

RP Boo (пятница, 24 февраля, ночь)

Кавайн Спейс (Kavain Space), он же RP Boo вошёл в историю как первооткрыватель жанра footwork. Казалось бы, этот патент не должен был принести ему славы, в конце концов, футворк – не техно, и не хаус, жанры сегодня плодятся как грибы, к тому же футворк развился из джука, тот – из бути-хауса, и тут мы быстро сводим утверждение к набору аксиом, то бишь к чикагским хаус-пионерам. Но загадочным образом, футворк (а также его британский брат грайм) заполонили собой всё. Уже никто не помнит слова дабстеп, на футворк делают ставку передовые лейблы вроде Planet Mu, Warp и Ninja Tune, а пластинки в этом жанре выпускает не только юная шпана, но и мэтры вроде Machinedrum или Марка Притчарда (Mark Pritchard). Да и сам Чикаго уже воспринимается не только как родина Trax Records и Ларри Хёрда (Larry Heard), но и как Мекка новой музыки. Главное, пожалуй, достижение RP Boo – впрячь в одну телегу замысловатый электронный футуризм и "музыку улиц" с её энергией прямого действия.

Keith Fullerton Whitman (суббота, 25 февраля, вечер)

Путь из IDM в академический авангард довольно извилист, и пройти его удается единицам. Среди тех, кому совершил этот квантовый скачок известнее всего канадец Тим Хекер (Tim Hecker), но история уроженца Бостона Кита Уитмена не менее яркая. Во второй половине девяностых он устал заниматься музыкальной теорией, бросил учебу в Berkley College of Music и решил применять знания на практике. Под псевдонимом Hrvatski ("шел мимо посольства, увидел классное зубодробительное слово") он записывал разухабистый и drill'n'bass и водил дружбу с "компьютерными панками" с лейбла Tigerbeat6. Панковского юмора Уитмен и сам был не чужд – как еще воспринимать человека, чей дебютный альбом оформлен в виде компиляции "Внимание: котики", а все треки подписаны псевдонимами вроде Ди-джей Марципан. Роль юмориста-затейника, однако, Уитмену вскоре наскучила, и параллельно с хулиганским Hrvatski он принялся под собственным именем выпускать академический синтезаторный авангард и электроакустику. Вскоре чинный бородач-авангардист окончательно вытеснил из кадра панка-раздолбая. Эта дорожка привела Кита на лейблы Kranky и Editions Mego, а диджей-сеты в прокуренных клубах сменились чинными выступлениями в музеях и академических залах.

Adrian Sherwood (суббота, 25 февраля, ночь)

Как примерно все люди из мира даба (а для британского даба он сделал примерно столько же, сколько Ли Перри и Кинг Табби для ямайского), Адриан Шервуд известен в первую очередь не как композитор, а как звукоинженер, продюсер и автор ремиксов. В 1979-м он создал собственный лейбл On-U Sound, куда, во-первых подтягивал многочисленных музыкантов с ямайки, а во-вторых продвигал там собственную, британскую версию даба (многие группы, которые он издавал, не обходились и без его собственного участия). Даб в понимании Шервуда был тесно завязан с индастриалом. Типичный ремикс Шервуда (а ремиксов он записал великое множество – от Simply Red до Depeche Mode, Cabaret Voltaire и Nine Inch Nails, а особенно теплые отношения у него сложились с Primal Scream, чей ремикс-альбом "Echo Dek" – целиком его работа) звучал так: вокал отодвинуть подальше назад и утопить в эхе, а на передний план вывести лязг и размазывающий по стенам бас. В нулевые Шервуд наконец вышел из тени и стал записываться сольно, подписавшись к Питеру Гейбриелу (Peter Gabriel) на лейбл Real World. Сочиняет он, разумеется, даб, причем в его музыке слышно не только влияние Ямайки, но и элементы весьма новаторские, например, в альбоме "Never Trust A Hippy" (2003) можно найти корни будущего дабстепа.

Oren Ambarchi (четверг, 22 февраля, вечер; суббота, 25 февраля, ночь)

Австралийца Орена Амбарчи принято в первую очередь ассоциировать с "импров"-сценой. В его длинной дискографии и впрямь преобладают импровизационно-шумовые записи, сделанные в соавторстве с авангардистами широкого профиля, от шведского фри-джаз трио Fire! до Merzbow и участников группы Sonic Youth. Однако из десятка его альбомов резко выделяется один, "Audience of One" - пластинка на грани рока, авангардного джаза и академической неоклассики, записанная с живым составом (ударные, струнные, фортепиано, рожок и даже вокал). Альбом выстрелил далеко за пределами узкого круга любителей авангарда и впечатлил даже снобский Pitchfork. В последнее время Амбарчи тяготеет к более структурированной электронике, а его недавний диск "Hubris" – своего рода переосмысление краут-рока. С этим жанром у Орена отношения давние и теплые, настолько что он даже читает на эту тему специальный курс в университете.

Lee Scratch Perry and Dubblestandart (суббота, 25 февраля, ночь)

80-летний патриарх ямайского даба, пожалуй, менее всего в этой компании нуждается в представлении. Перри уже стал персонажем фольклора – за 50 лет он сделал столько всего, что даже тезисное перечисление вех займет слишком много (от работы с Бобом Марли и собственной группы The Upsetters до коллабораций с Адрианом Шервудом и The Orb). Куда проще вспомнить байки о том, как Перри сжигал собственную студию или закапывал плёнки в землю, чтобы вырастить "вайбс". Правда это или нет – неважно, но очевидно, что Скрэтч – едва ли не главный эксцентрик среди ныне живущих артистов. В Москве Перри выступит с австрийской группой Dubblestandart. Музыканты, которые сами годятся Перри в дети, уже тоже считаются даб-ветеранами, на их счету полтора десятка альбомов. Совместная пластинка с Перри "Nu School Of Planet Dub" датирована 2014-м и звучит и впрямь весьма современно. Если обычно Dubblestandart тяготеют к року и пост-панку, то на этом альбоме непривычно много модерновой электроники, даже без плавающих дабстеповых басов не обходится.

ГЕОМЕТРИЯ НАСТОЯЩЕГО
ГЭС-2 Москва
20—27 февраля 2017

27.01.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: