ТЕХНИКА  Запуск Apple App Store и Google Android Market

Мобильные приложения из забавы превращаются в серьёзные инструменты.

К 2008 году Apple уже занимает доминирующую позицию на рынке цифровой музыки - в первую очередь, благодаря iTunes Store, "главному" онлайновому музыкальному магазину. Все конкуренты разбиты в пух и прах, клиент iTunes давно уже доступен на Windows, а не только на Mac OS X, и к 2007 году уже даже обязательный DRM канул в лету.

10 июля 2008 года вместе с обновлением для iTunes запускается iPhone App Store - магазин приложений изначально для iPhone, а позднее и для всех остальных устройств на базе Apple iOS, включая планшеты. Вдогонку бросился и Google: в октябре того же года он открывает свой собственный магазин приложений для устройств на базе Android - Android Market, который постепенно мутирует в Google Play.

Довольно быстро, а после появления планшетов так и вовсе стремительно Apple App Store и Google Play начали заполняться приложениями, ориентированными на музыкантов. Особенно это касается магазина Apple.

Сейчас диапазон приложений огромен: от лапидарных рекордеров и эмуляторов гитарной обработки до навороченных виртуальных синтезаторов и полноценных DAW - пакетов звукозаписи. Apple портировала свой пакет GarageBand на iOS в 2011 году, причём он совместим как с любыми версиями iPad, так и с iPhone, начиная с модели 3GS. Steinberg выпустил упрощённую версию Cubase под iOS - Cubasis, - и продолжает её активно обновлять и по сей день. Появилась даже такая экзотика, как VividTracker - трекерный пакет, позволяющий загружать и экспортировать модули допотопной программы Protracker, написанной ещё для компьютеров Amiga - что, называется, для ценителей.

Что касается синтезаторов, то здесь царит, в хорошем смысле, беспредел: Korg перевёл на iOS почти всю свою Legacy Collection, набор программных эмуляторов аппаратных инструментов - iMS-20 (MS-20), iPolysix (Polysix), iM1 (M1), но по какой-то загадочной причине оставил за бортом Wavestation. Arturia портировала под iOS эмуляторы Minimoog (под названием iMini) и Oberheim SEM (iSEM). Даже сами Moog Music отметились, причём не эмулятором, а специально для мобильных устройств написанной программой Animoog (внезапно представляющей собой wavetable-синтезатор). Наконец, главной, пожалуй, историей успеха стал Waldorf Nave, синтезатор, написанный под iOS, но получивший такую популярность, что в итоге Waldorf портировал его на PC/Mac в виде VST-плагина.

Android повезло с музыкальными приложениями значительно меньше: с "громкими именами" там всё довольно печально. Но не пусто. Например, Image-Line выпустили FL Studio Mobile специально под Android, причём проекты, созданные в мобильной версии, можно затем открывать и на PC. Wizdom Music портировали на Android знаменитое приложение MorphWiz (в разработке которого участвовал клавишник Dream Theatre Джордан Рудесс). n-Track выпустили n-Track Studio 8 Pro под Android, - одну из немногих попыток сделать полноценную DAW на устройствах под операционной системой от Google.

Совершенно отдельная история - это целая индустрия аппаратных аксессуаров для мобильных устройств и музыкальных приложений. Наиболее известна компания IK Multimedia, прочно "оседлавшая" мобильную сферу: эта фирма производит микрофоны, вокальные и инструментальные, MIDI-интерфейсы, гитарные переходники, даже мониторы для использования с iOS-устройствами (это не говоря уж про множество приложений). Android тоже не обойдён вниманием: мониторы, микрофоны и интерфейсы продаются и для устройств на базе этой ОС.

Самым известным музыкантом, заявившим, что он использует iPad непосредственно для написания музыки, является Деймон Олбарн (Damon Albarn). Он записал весь альбом Gorillaz "The Fall" (2010) на своём iPad (по ссылке перечисляются все использовавшиеся приложения). Однако сведение производилось на студии Studio 13, а мастеринг - так и вовсе на студии Abbey Road.

На практике большое количество музыкантов используют смартфоны и особенно планшеты не столько для непосредственного музицирования или звукозаписи, сколько в качестве вспомогательных аксессуаров - для чтения текстов и нот, для хранения черновых наработок, или в качестве "второго экрана" или дополнительного контроллера в студии, благо приложений, позволяющих удалённо управлять студийными программами на компьютере, видимо-невидимо.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: