БРАВО  "Моя автобиография должна быть в жанре трагикомедии"

Евгений Хавтан о критике в адрес нового альбома "Навсегда", прошлых и нынешних авторах текстов песен Браво и о виниле.

В день своего 54-летия Евгений Хавтан выпустил новый, тринадцатый студийный альбом "Навсегда" главного дела своей жизни, группы Браво. Работа довела до логического завершения случившиеся за последние годы метаморфозы, начало которым положила пластинка "Мода". В "Навсегда" можно услышать и Браво в привычном для слушателя виде (например, "Блюз прошлого лета" легко бы дополнил диск "На перекрёстках весны", а "Ray Davies" не затерялся бы на "Стилягах из Москвы"), а также совсем новые для москвичей творческие решения, например, сделанный "под Motown" дуэт с Яной Блиндер "Земляничный дождь". На выходе же получилась самая, пожалуй, убедительная студийная работа Евгения Хавтана и ко за многие годы. Видимо, предчувствуя это, лидер группы, неоднократно подчеркивающий в интервью, что пластинка выдалась очень личной, впервые исполнил на ней все без исключения вокальные партии. Накануне презентации альбома в родной для группы Москве Звуки связались с Евгением и узнали, как он относится к критике в адрес нового диска, о работе с прежними и нынешними авторами текстов, а также о виниле.

Звуки: На днях у вас вышло совсем новое видео "Перемена мест", снятое на гастролях по Германии. Как пришла идея такого практически домашнего ролика? И какая была публика на немецких концертах?
Евгений: Гастроли прошли отлично, публика была "бравовская" - люди, которые в разное время уехали из нашей страны. Процентов 20, может быть, было немцев - мужья и жёны наших соотечественников, которые встретили там друг друга. Было несколько концертов и, по-моему, для первых гастролей в Германии всё прошло очень хорошо, песням все подпевали. Даже несмотря на то, что русский YouTube, из-за деятельности местной компании GEMA, там не работает. А идея видеоклипа родилась совершенно спонтанно - просто у нашего организатора тура Александра есть приятель Лео Рерих (Leo Rerich), который учится в Берлине в арт-колледже. Изначально нам нужен был фотограф, который нас поснимает, но выяснилось, что он хочет попробовать впервые сделать видео. Мне Берлин очень понравился, потому что он сильно отличается от всей Германии, и мы решили снять часть туристических мест, которые для меня лично, в принципе, не очень интересны, ну и часть отличного района Кройцберг, где живёт много неформальной молодёжи - студенты, музыканты, художники со всего мира. Кажется, на видео удалось передать его атмосферу.

Звуки: Вы обращаете внимание на критику? В официальной группе даже был устроен конкурс любительских рецензий на пластинку "Навсегда".
Евгений: Не могу сказать, что мне это безразлично. То, что напишут журналисты мне, в принципе, понятно. Это достаточно предсказуемо. А вот поклонники... Там есть рецензии, многие из которых дадут фору нашим отечественным журналистам, очень хорошо написанные. И некоторые из них достаточно критичны. Всё-таки нынешнее поколение слушателей Браво отличается от прошлого тем, что за словом в карман не полезет. Мне интересно было со всем этим ознакомиться - ввиду того, что мне надо было выбрать один текст-победитель, я прочёл все рецензии. Думаю, что никто подобного ещё не делал - как и во многих вещах, группа Браво была здесь первой.

Звуки: Я так понимаю, вы довольны получившимся в виде пластинки "Навсегда" результатом. А есть альбомы Браво, звучанием которых вы недовольны?
Евгений: Да, возможно, некоторые альбомы я бы сейчас сделал совсем по-другому... В большей степени это касается, наверное, "Хитов про любовь" и "Евгеники". Некоторые песни вообще бы не выпускал. Но это уже история, и просто так убрать из неё уже свершившееся не получится.

Звуки: "Париж" и "Блюз прошлого лета" перекочевали в пластинку "Навсегда" из проекта Микки Маус и Стилеты. Надо понимать, проект закрыт? Вы больше не экспериментируете дома с электроникой?
Евгений: Вряд ли я к этому вернусь. Я попробовал и, видимо, это оказалось не моё. Мне всё-таки ближе работа с живыми инструментами. С Браво эти песни объективно получились лучше. Я в один момент подумал: "А какого фига я буду делать это на стороне, это же всё равно мои песни, а мои песни - это и есть Браво". Поэтому пусть лучше эти композиции останутся в репертуаре группы.

Звуки: Вы говорите, что это очень личная работа - вы специально подбирали лирику к композициям, связанную с вашим мироощущением?
Евгений: На некоторых песнях альбома было по 3-4 варианта лирики, а иногда я сразу видел попадание в десятку. Как то было, например, с "Переменой мест" пера Вани Смирнова из Краснознамённой Дивизии Имени Моей Бабушки. Он немного поменял в итоге текст, потому что изначально он был совсем уж в духе КДИМБ, но и в первом варианте в нём было много того, что было искренне мне близким. В итоге мы сделали такой компромисс. Этой песни в альбоме вообще могло бы не быть, если бы не Ваня - мы её сыграли, но текста не было до самого последнего момента, я уже и не планировал её включать в пластинку. С Анжеем (Анжей Захарищев фон Брауш, лидер группы Оберманекен и автор многих текстов Браво на альбомах "Мода" и "Навсегда" - прим. Звуков) было чуть попроще, он уже довольно неплохо меня знает и принимает, какие-то идеи песен мы разрабатывали вместе. Например, "Ray Davies" - история реального человека, которого я знал в конце 90-х годов. Я рассказал её Анжею, а он передал её в виде лирики.

Звуки: На вашем личном сайте вам постоянно предлагают лирику для песен - что-то дельное приходило?
Евгений: Как правило, нет. Люди, увы, мыслят стандартно - тексты похожи на какие-то наши всем известные хиты, их переработки иными словами. Было всего два человека, с которыми я познакомился через интернет. Первый - Андрей Пищулов, автор "Теплого ветра", одной из самых, по-моему, сильных композиций нового диска. Он работает управляющим на кладбище, кстати, а познакомились мы на форуме, где объявили конкурс на тексты для мелодии Браво. Там же я узнал Евгения Козлова из Минеральных Вод, обладателя черного пояса по каратэ и собственной группы, хотя он непрофессиональный музыкант. Помимо текстов он пишет очень хорошие стихи.

Звуки: А вы не держите контактов с прежними авторами слов группы? Степанцов, Жуков?
Евгений: Я предлагал, но у нас что-то не сложилось. Видимо, время нас сильно меняет, и мы видим настоящее несколько по-разному. И в одну воду тут войти дважды уже не получится.

Звуки: Была информация, что во время "Хитов про любовь" у вас планировалась работа с Ильёй Кормильцевым?
Евгений: Да, было такое. Но я не очень люблю об этом говорить, что-то рассказывать, потому как Ильи сейчас с нами нет. Мы с ним встречались, пробовали работать, но тогда ничего не получилось, к сожалению. Хотя мне было бы, конечно, очень интересно.

Звуки: В iTunes вышло переиздание всего бэк-каталога - кажется, была информация о переиздании всех альбомов Браво на виниле. Стоит ли ждать виниловых релизов?
Евгений: Винил будет! В ближайшее время, через несколько месяцев выйдет пластинка "Навсегда", а дальше пойдёт переиздание прошлых альбомов. Например, "Дороги в облака", которая прежде на виниле не издавалась. Постепенно всё будет выходить, но подготовить издание на пластинке - довольно трудоёмкий процесс, не быстрый. Да и, несмотря на разговоры о виниловом ренессансе, пластинки всё равно выходят в таких количествах, что не являются для издателей бизнесом. Больше имиджевая история для группы. Хотя на Западе ситуация другая, там дельцы от шоу-бизнеса активно ищут и восстанавливают законсервированные заводы и станки. Мне про это рассказал наш инженер Эрик Буланже, делавший мастеринг на последних релизах Браво. Они вот где-то в Аризоне тоже нашли подобное оборудование 70-х годов и занимаются его восстановлением.

Звуки: А есть ли смысл покупать виниловые пластинки современных артистов, ввиду того, что они записаны на цифре, а не аналоговом оборудовании?
Евгений: Я думаю, что да. У пластмассы всё-таки есть физическое преимущество в плане звучания, и если пластинка хорошо сделана, она будет классно звучать даже при цифровых исходниках. Конечно, не могу сравнить современные прессы с изданиями 50-х, 60-х, 70-х и даже 80-х, которых у меня в коллекции достаточно. Там, во-первых, материал из которого делался винил был совсем иного качества, а во-вторых был продакшн, заточенный под пластинки, сделанный на плёнках. Эту разницу в звуке лично я слышу.

Звуки: Какие последние виниловые пластинки вы приобрели сами?
Евгений: Я постоянно что-то покупаю. Я купил недавно почти всё, что выходило у американского кантри-артиста Марти Роббинса (Marty Robbins), пятнадцать пластинок. В Шотландии удалось купить целую коробку с полным собранием Армстронга (Louis Armstrong) - коллекционер, довольно взрослый дяденька, продавал этот бокс буквально со слезами на глазах, но ему нужны были деньги. Ну и всякое инди, естественно. Последний Джонни Марр (Johnny Marr), The Black Keys, например, ну и дарят много чего. Очень разная, эклектичная коллекция.

Звуки: В большой серии о русских гитарных группах о вас вышла небольшая книга Алексея Певчева. Понравилась ли она вам? Как вам вообще идея написать о длительной и непростой истории группы большой фолиант?
Евгений: Лёша провел колоссальную работу, очень важную. Когда мы стали вспоминать историю, мы никак не могли сопоставить даты и время происходившего с нами. По газетным вырезкам и прочим источникам он это всё собрал, провёл кропотливую и сложную работу, как минимум, восстановив детальную хронологию событий. Мне не очень понравилось то, как были собраны фотографии в книге, какое у ней было сделано оформление. Но, я так понимаю, у всей серии там типовой дизайн, один на все издания. В ближайшее время выйдет книга, которая будет выглядеть именно так, как нам бы с Лёшей хотелось. Полноценный вариант с большим количеством фотографий и текстовой информации. Что касается лично меня, то выразиться в форме автобиографии я пока ещё не готов. Те биографии о русском рок-н-ролле, которые я читал, все, по большому счёту, не очень интересные. А высочайшей планкой, на мой взгляд, являются книги Кита Ричардса (Keith Richards) "Жизнь" и Ника Мэйсона (Nick Mason) "Вдоль и поперёк" - вот если я почувствую, что смогу хоть на чуть-чуть приблизиться к их уровню, сразу же примусь за рукопись. Я пока не нащупал, в первую очередь, нужный язык - должна получиться трагикомедия. Это достаточно сложный жанр.

Звуки: Понимаю, что лирический герой композиции другой человек, тем не менее. Что бы вы сказали Рэй Дэвису, если бы он действительно вам позвонил?
Евгений: (С улыбкой) Да то же самое бы и сказал. "It's fucking Ray Davies!"

Браво: презентация альбома "Навсегда"
Москва, YotaSpace
27 ноября, 20:00

25.11.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

БРАВО - свежие публикации:

  • Анонс - Я то, что надо, 20.12.2021
    Браво сыграет рождественский камерный концерт в центре Москвы »»
  • События - Два дебюта, 11.12.2020
    Два дебютных альбома Браво переизданы спустя 36 лет. Релиз представляет лидер группы Евгений Хавтан »»
  • Анонс - Браво, 2020!, 20.12.2019
    Главные московские стиляги выступят в столице прямо в новогоднюю ночь »»
Сайт: www.bravogroup.ru

БРАВО

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group...

Подробности из жизни:

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group Postscriptum, then led by Garik Sukachev. The musicians didn't really make any impression on Khavtan, and he didn't make any impression on them. The only person that interested Khavtan then was the drummer Pavel Kusin, who by that point already played "rather energetically and very masterfully." But the "union" still took place. Yevgenii tried to lead the group away from the style they had adopted: from one that combined art-rock and hard-rock to something that was, in his opinion, more progressive. Moreover, the new guitarist didn't like the bass player, and soon Sergei Britchenkov (author of the text for the song "I Believe") was replaced by bass-guitarist Karen Sarkisov, whom Khavtan had brought in himself. For a short time the new ensemble (Garik Sukachev, Yevgenii Khavtan,…

Далее... →