С 25 по 30 апреля в Культурном Центре ДОМ пройдет шестой международный
фестиваль Сергея Курехина - СКИФ.
Фестиваль состоится при участии: Юджина Четборна (США), K.K.NULL
(Япония), Питера Бретцмана и
Хайнца-Эриха Гедеке (Германия), группы Coolhaven (Нидерланды), ансамблей
Fuckhead и Reform Art Unit (Австрия), Мишеля Донеда, Ли
Кван Ниня и Мишеля
Раджи (Франция), Харьковского Клезмер Бэнда (Украина),
Саксофонной Мафии
(Россия-Украина) и других.
По вашим просьбам мы публикуем программу фестиваля с комментариями.
25 апреля, четверг:
Юджин Четборн, группа Fuckhead (Австрия).
Первый музыкальный проект, в котором участвовал Юджин Четборн, назывался WMIC
(Western Music Improvisation Company). Было это в Калгари (Канада) еще в 1974
году. В то время он писал для одной важной ежедневной газеты. По работе
молодому журналисту и, по совместительству, музыканту приходилось общаться с
представителями звукозаписывающих лейблов. Так вышло, что первая демо-запись
группы понравилась людям c ECM и их пустили в студию. Правда, месяц спустя
сообщили, что им нужен "более мелодичный джаз". Этот отказ
спровоцировал распад группы, и Юджин стал играть один.
Услышав Юджина, Энтони
Брэкстон посоветовал сделать еще одну запись, на этот раз в одиночку, и
выпустить ее самому. Оказалось, что в Канаде такая музыка практически не может
пользоваться спросом - играть и записывать авангард и фри-джаз в этой стране
было очень тяжело. Юджину говорили: "Ты просто не умеешь играть! Это не
музыка!". Первая пластинка была выпущена только благодаря энтузиазму друзей
музыканта. Один приятель помог свести звук, другой - сделал дизайн, третий -
напечатал обложку, а собирали все это вместе дети из интерната для умственно
отсталых. Выпустив таким же образом вторую пластинку, Четборн все же решился
покинуть Канаду в поисках более подходящего места для своей музыки, и
направился в Нью-Йорк. За пять лет, проведенных в Нью-Йорке, Юджин
записал четырнадцать альбомов. Долгое время он выпускал свою музыку на
кассетах, распространяя записи по почте, копируя их у себя дома.
Постепенно, именно благодаря "кассетной" индустрии, аудитория музыканта росла и
расширялась. Сегодня Юджин Четборн, без сомнения, живой классик и самая
настоящая легенда новой импровизационной музыки.
Все о Ю. Четборне - на сайте http://wymple.gs.net/~aaswell/eugene.html
Fuckhead - проект из Австрии. Вот уже более 10 лет эти джентльмены пытаются
доказать, что за музыкой, которую они играют - будущее индустрии развлечений 21
века. "Плохие парни" из Fuckhead исполняют хаотичную, тяжелую индустриальную
музыку. Их выступления-перформансы пропитаны музыкальной агрессией и насилием,
их музыка вводит слушателей в экстатическое состояние.
Выдерживают далеко не все.
"Сочетание психического экстаза, агрессии и
интеллигентного концептуального
искусства делает Fuckhead уникальной группой",- говорит Крис Даллер
("Falter"). Общее настроение их музыки хорошо охарактеризовал Арнольд
Шварценегер: "Эта музыка не для сопливых!"
26 апреля, пятница:
Мишель Донеда, Ли
Кван Нинь и Мишель
Раджи (Франция)
Мишель Донеда родился в 1954 году на Юго-Западе Франции и, не получив музыкального
образования, тем не менее, стал замечательным саксофонистом. В 1980 году в
Тулузе он собрал трио Hic Et Nunc, исполняющее импровизационную музыку.
В то же
время Мишель Донеда совместно с музыкантами, танцорами и актерами, создал
Институт Взаимодействия Импровизационных Искусств (IREA - Institute of
exchanges between arts of improvisation). В последующие годы музыкант
участвовал в различных проектах и стал регулярным гостем Фестиваля в
Chantenay-Villedeu. Среди музыкантов, с которыми в разное время работал Донеда:
Фред Ван Хов (Fred Van Hove), Фил Вохсман (Phil Wachsmann), Макс
Истли (Max
Eastley), Стив Бересфорд (Steve Beresford), Джон Зорн (John
Zorn), Элиот Шарп
(Eliott Sharp), Элвин Джонс (Elvin Jones).
В 1985 году Донеда
записал свой
первый сольный альбом "Terra" (nato record). Тогда же он начал регулярно играть
с Ли Кван Нинь, (Le Quan Ninh), Дауником Лазро
(Daunik Lazro), Казуи Саваи (Kazue Sawai) и другими, много
работал и
гастролировал в Европе, Азии, Африки, Канаде. В 1992 году он основал
ассоциацию "La Filbuste. За 30 лет творческой работы на разных лейблах
Европы, Америки и Европы вышло более 30 его альбомов.
Официальный сайт - http://flibuste.fr.st
Ли Кван Нинь родился в Париже в 1961 году. Получив классическое музыкальное
образование, играл с самыми разными ансамблями, а также работал с
театральными и танцевальными коллективами.
Ли Кван Нинь - один из членов группы Quator Helios, исполняющей современную
музыку для ударных и электронных инструментов.
Как музыкант-импровизатор он участвует в многочисленных европейских и
американских проектах, соединяющих акустическую и электроакустическую музыку,
импровизацию, перформанс, танец, поэзию, экспериментальный кинематограф,
фотографию и видео.
Он работает с такими танцорами как Масаки Ивана (Masaki Iwana), Валери
Метивье (Valeire Metivier), Вероника Альбер (Veronique Albert) и
Анна Гариг
(Anna Garrigues). Ли Кван Нинь - один из участников проекта
Umwelt, отмеченного наградой на фестивале Musique Action Festival в
Вандевр-Ле-Нанси во Франции.
Официальный сайт - http://ninh.free.fr
Мишель Раджи родился в Касабланке (Марокко) в 1954 году. В 1966 году Мишель
переехал во Францию, а в 1975 году решил стать танцовщиком. Учился в
хореографических школах Парижа и Брюсселя. В 1981 году Мишель Раджи поселился в
Тулузе, где познакомился с Сержем Пейем (Serge Pey) - художником, поэтом,
артистом, который пригласил Мишеля участвовать в проекте, посвященном памяти
поэта Жана Бенассара (Jean Benassar). В 1985 году Раджи серьезно занялся
хореографией, а в 1999 году, решив обратиться к своим корням, вернулся в
Марокко, где поставил спектакль, посвященный Хорхе Луису Борхесу.
Кроме того, он участвовал в церемонии открытия года Марокко, проходившей в
Версале под патронажем короля Хассана II и президента Франции Жака Ширака.
Встреча с художником Сирилем Торресом
(Cyril Torres) привела к возникновению тройственного творческого союза:
Раджи, Пей, Торрес. Раджи неоднократно представлял свои работы во Франции,
Бельгии, Италии, Великобритании, Мексике, Греции, Марокко и Швейцарии.
27 апреля, суббота
Питер Бретцман (Германия), Саксофонная Мафия
(Москва-Петербург-Вологда-Львов).
Человек по имени Питер Бретцман, играющий на немыслимом количестве разных
инструментов, таких как саксофон, бас-саксофон, различные кларнеты, тарогато,
родился в Ремшайде, в Германии 6 марта 1941 года. Искусство появилось в жизни
Питера сначала в виде живописи - Питер заканчивает Художественную Академию в
Вуппертале. Однако ситуация с выставками в Германии того времени не устраивала
молодого артиста и он получает большее удовлетворение, играя с
полупрофессиональными музыкантами, не прекращая заниматься живописью (не
столько для того, чтобы не терять формы, сколько используя свое мастерство для
оформления собственных грампластинок).
Саксофонная мафия - это Сергей Летов, Эдуард Сивков, Николай Рубанов
и Юрий Яремчук. Их имена знакомы нам давно, но только в этом году они
впервые собрались вместе и попробовали внедрить в российский новый джаз
неведомый ему доселе жанр саксофонного квартета. Получилось. С самого первого
раза. Безоговорочно и бесповоротно. Видимо наша продвинутая публика давно ждала
такого шага от лучших фриджазовых саксофонистов страны. Она (публика),
наконец-то, дождалась рождения нового жанра на нашей сцене, они
(музыканты) получили радость сценического общения достойно оцененного залом.
На фестивале к российской Мафии присоединится отец-основатель европейского
свободного джаза Питер Бретцман.
28 апреля, воскресенье
Музыка группы Coolhaven (Hajo Doorn, Lukas Simonis, Peter
Fengler) основана на принципе нарушения баланса между
центробежной и центростремительной силами. Последнее о чем заботится группа это
то, как будет звучать их музыка. Это может быть свободная импровизация или
голландская полька в жутком исполнении. Единственное, что имеет значение это
настоящее. Им не нужна слава или уважение слушателей. Так как же звучит музыка
маргинальных голландцев? Это гремучая смесь электронной музыки, видео, фолка в
исполнении акустических инструментов, странных песенок, сопровождаемых
мини-перформансами и сюрреалистическми историями,
выжимающими у зрителя слезу сочувствия.
Лейбл Pop-grafika (владелец бренда Русский Слэм) и клуб "Проект
О.Г.И."представляют поэтический турнир "Русский слэм". В
сезоне 2001-2002 года 5 игр и суперфинал.
Турнир состоит из двух туров: первого и второго, а также суперфинала.
29 апреля, понедельник
Reform Art Unit - это Fritz Novotny, Sepp
Mitterbauer и ударники: Gunter Gafton, Fritz Kotrba, Marijan Pakar.
Участники образования под именем Харьковский Клезмер Бэнд - Станислав
Райко, Михаил Крупников, Геннадий Фомин, Валерий Полонский.
К сожалению, сегодня необходимо дорожить каждой возможностью услышать живой
клезмер - именно поэтому три года назад появился Харьковский Клезмер Бэнд.
Коллектив поставил целью возродить жанр клезмера как на Украине, так и за ее
пределами. Сейчас они являются участниками всех Харьковских мероприятий так или
иначе связанных с клезмером. Их музыка создает ту неповторимую еврейскую
атмосферу, которую невозможно ни с чем перепутать, и пробуждает неподдельный
интерес молодежи к истокам еврейской культуры как таковой. Несмотря на довольно
непродолжительный срок существования коллектива, на его счету уже впечатляющее
количество призов, наград и достижений, так, например, они стали призерами
Московского Фестиваля имени Соломона Михоэлса, заняли первое место на Первом
Региональном Фестивале Еврейской Культуры в Харькове, а на Первом Фестивале
Студенческих Художественных Ансамблей их назвали "Лучшим
Ансамблем Фестиваля".
Вт 30
K.K.Null (Япония), Хайнц-Эрих Гедеке (Германия)
K.K.Null - знаменитый на весь мир импровизатор, родился в Японии, в
городе Токио 13-го
сентября 1961 года. С 1981 года началась его сольная карьера, немедленно
принесшая ему мировое признание. Этому немало поспособствовало его
сотрудничество со студией "Май-Джуку" Мина Танаки и им самим организованное
"прогрессивное трио хардкора" Zeni Geva, работавшее со Стивом Альбини и
записавшее более 10 дисков в рамках проекта John Peel Session. На данный момент
на счету у артиста более трехсот живых перформансов в разных уголках
земного шара. K.K.Null - гость множества международных
фестивалей, среди которых "Hyperstrings" (Австрия), "What is music?"
(Австралия), "Beyond Barouque" (Лос-Анджелес), "Beyond Innocence" (Япония),
"Exiles" (Германия), "SONAR" (Испания), "International Sound & Art
Festival" (Мексика), "Batofar cherche... Tokyo" (Франция), "All Tomorrow's
Parties" (Великобритания).
Жизнь Хайнца-Эриха Гедеке на музыкальной сцене Германии началась в
восьмидесятые годы. За почти два десятка лет он расширил свой
инструментальный арсенал с одного тромбона, которым, кстати, владеет,
мастерски используя самые изощренные приемы игры: кольцевое дыхание,
расщепление тона и т.п., до диджериду - древнейшего инструмента
австралийских аборигенов, крайне популярного сегодня среди европейских
авангардистов. В его арсенале - тибетские горны, гонги, перкуссии, а также
успешно применяемые в сольных перформансах шумы коротковолнового радиоприемника
и предварительно записанной магнитофонной "подкладки".
Произведения Гедеке исполнялись и исполняются оркестрами разных стран. Кроме
того, он - организатор и участник многочисленных совместных проектов и
семинаров, игравший с такими выдающимися мастерами, как Сесил Тейлор, Энтони
Брэкстон, Петер Бретцман, Петер Ковальд, Конни Бауэр, Барри Гай, Луи Мохоло,
Джей Оливер, Фред ван Хоф, Владимир Тарасов. Помимо сотрудничества с
музыкантами, Гедеке вступает в творческие отношения даже с растениями. Один из
таких маргинальных проектов назывался <Субстанция> и демонстрировал
взаимодействие музыканта с маленькой плантацией, подключенной с помощью
датчиков к высокочувствительной усилительной аппаратуре и звучащей как
равноправный участник музыкального диалога, комментируя и дополняя игру на
тромбоне самого Гедеке.
Итак, это - более-менее полное изложение программы.
Будучи, по сути, кларнетистом-самоучкой,
он скоро начинает осваивать саксофоны и до встречи с Питером Ковальдом играет
традиционный джаз. В течение 62-63 годов Бретцман и Ковальд с разными
барабанщиками играют вариации на темы произведений Штокхаузена, Дэвида
Тюдора и
Джона Кейджа.
В середине 1960-х, он играл с американскими музыкантами, такими как Дон
Черри и
Стив Лэйси и, после пребывания в Париже с Доном Черри, возвращение в Германию
для его ознаменовало новую тему его творчества.
Трио Питера Бретцмана, Питера Ковальда и Свена-Аке Йохансона начало играть в
1965-66-м, и комбинация их и квинтета Шуф/Шлиппенбах первой стала называться
Glob Unity Orchester.
В 68-м году Питер собрал лучших музыкантов авангардного джаза и записал с ними
альбом "Machine gun", надолго определивший развитие европейской свободной
импровизационной музыки. Выпущенная гораздо позже концертная версия
Группа Coolhaven (Нидерланды), Русский Слэм 5 (Россия)
В турнире принимают участие поэты, выбранные Оргкомитетом. Участниками могут
быть как мужчины, так и женщины. Заявки на участие принимаются по адресу
slamrussian@pochtamt.ru . Заявка
включает в себя данные о поэте (в произвольной
форме), текст одного стихотворения (любого размера), характеристику поэтом
своей манеры чтения стихов. Участие в турнире 2001-2002 года -
бесплатное.
Под участием имеется в виду артистичное чтение собственных
стихов на любом
языке в одном либо в двух турах.
No probs!
Участник может использовать в своем выступлении только предметы, находящиеся на
сцене (стол, стулья, микрофон и т.д.). Он не имеет права пользоваться
принесенным с собой реквизитом, играть на музыкальных инструментах,
использовать аудиозапись и пр.
Победитель суперфинала получает $ 500. Участники второго тура получают по $ 100.
Если победителей турнира или суперфинала больше одного, призовой фонд
делится на всех победителей.
Reform Art Unit (Австрия), Харьковский Клезмер Бэнд (Украина)
В конце 50-х - начале 60-х гг. самые разные музыканты и художники начали
активно экспериментировать в поисках нового визуального и музыкального языка.
Эксперименты Тони Микльмайера (Tony Michlmayr) в области импровизационной
музыки привели к созданию Венской Школы Свободного Импровизирования (Viennese
School of Free Improvisation). В то же время в Вене начали работать Харун
Бараббас (Harun Barabbas) и Падхи Фриебергер (Padhi Friehberger), занимавшиеся
перформансом, а художник и музыкант Фриц Новотны (Fritz Novotny) вступил в
творческий союз с писателем Рольфом Швендтером (Rolf Schwendter). Еще одним
звеном в цепи независимых друг от друга попыток преобразовать художественную и
музыкальную реальность стало создание в 1961 году Трио Ричарда Ахмеда
Пикока. Все это привело к
рождению в 1963 году ансамбля
Masters of Unorthodox Jazz (MOUJ), участниками которого стали музыканты из
Граца Аладдин Адлернест (Alaeddin Adlernes), Вальтер Малли (Walter
Malli) и
артисты из Вены - Харун Бараббас, Тони Микльмайер и Ричард Ахмед Пикок.
А уже в
1965 году Фриц Новотны, игравший в MOUJ, собрал новую команду музыкантов, и
началась история легендарной группы Reform Art Unit.
В разное время RAU играли с Кентом Картером (Kent Karter), Доном Черри (Don
Cherry), Санни Мюррей (Sunny Murray), Рэмом Чандра (Ram Chandra), Саинхо
Намчылак и другими.
Начало концертов в 19:30
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)