ФЕСТИВАЛЬ  СКИФ-2002 проходит под патронажем ДОМа

Мы публикуем программу фестиваля Сергея Курехина с комментариями организаторов...

С 25 по 30 апреля в Культурном Центре ДОМ пройдет шестой международный фестиваль Сергея Курехина - СКИФ.
Фестиваль состоится при участии: Юджина Четборна (США), K.K.NULL (Япония), Питера Бретцмана и Хайнца-Эриха Гедеке (Германия), группы Coolhaven (Нидерланды), ансамблей Fuckhead и Reform Art Unit (Австрия), Мишеля Донеда, Ли Кван Ниня и Мишеля Раджи (Франция), Харьковского Клезмер Бэнда (Украина), Саксофонной Мафии (Россия-Украина) и других.
По вашим просьбам мы публикуем программу фестиваля с комментариями.

25 апреля, четверг:
Юджин Четборн, группа Fuckhead (Австрия).

Первый музыкальный проект, в котором участвовал Юджин Четборн, назывался WMIC (Western Music Improvisation Company). Было это в Калгари (Канада) еще в 1974 году. В то время он писал для одной важной ежедневной газеты. По работе молодому журналисту и, по совместительству, музыканту приходилось общаться с представителями звукозаписывающих лейблов. Так вышло, что первая демо-запись группы понравилась людям c ECM и их пустили в студию. Правда, месяц спустя сообщили, что им нужен "более мелодичный джаз". Этот отказ спровоцировал распад группы, и Юджин стал играть один.
Услышав Юджина, Энтони Брэкстон посоветовал сделать еще одну запись, на этот раз в одиночку, и выпустить ее самому. Оказалось, что в Канаде такая музыка практически не может пользоваться спросом - играть и записывать авангард и фри-джаз в этой стране было очень тяжело. Юджину говорили: "Ты просто не умеешь играть! Это не музыка!". Первая пластинка была выпущена только благодаря энтузиазму друзей музыканта. Один приятель помог свести звук, другой - сделал дизайн, третий - напечатал обложку, а собирали все это вместе дети из интерната для умственно отсталых. Выпустив таким же образом вторую пластинку, Четборн все же решился покинуть Канаду в поисках более подходящего места для своей музыки, и направился в Нью-Йорк. За пять лет, проведенных в Нью-Йорке, Юджин записал четырнадцать альбомов. Долгое время он выпускал свою музыку на кассетах, распространяя записи по почте, копируя их у себя дома. Постепенно, именно благодаря "кассетной" индустрии, аудитория музыканта росла и расширялась. Сегодня Юджин Четборн, без сомнения, живой классик и самая настоящая легенда новой импровизационной музыки.
Все о Ю. Четборне - на сайте http://wymple.gs.net/~aaswell/eugene.html

Fuckhead - проект из Австрии. Вот уже более 10 лет эти джентльмены пытаются доказать, что за музыкой, которую они играют - будущее индустрии развлечений 21 века. "Плохие парни" из Fuckhead исполняют хаотичную, тяжелую индустриальную музыку. Их выступления-перформансы пропитаны музыкальной агрессией и насилием, их музыка вводит слушателей в экстатическое состояние. Выдерживают далеко не все.
"Сочетание психического экстаза, агрессии и интеллигентного концептуального искусства делает Fuckhead уникальной группой",- говорит Крис Даллер ("Falter"). Общее настроение их музыки хорошо охарактеризовал Арнольд Шварценегер: "Эта музыка не для сопливых!"

26 апреля, пятница:
Мишель Донеда, Ли Кван Нинь и Мишель Раджи (Франция)

Мишель Донеда родился в 1954 году на Юго-Западе Франции и, не получив музыкального образования, тем не менее, стал замечательным саксофонистом. В 1980 году в Тулузе он собрал трио Hic Et Nunc, исполняющее импровизационную музыку. В то же время Мишель Донеда совместно с музыкантами, танцорами и актерами, создал Институт Взаимодействия Импровизационных Искусств (IREA - Institute of exchanges between arts of improvisation). В последующие годы музыкант участвовал в различных проектах и стал регулярным гостем Фестиваля в Chantenay-Villedeu. Среди музыкантов, с которыми в разное время работал Донеда: Фред Ван Хов (Fred Van Hove), Фил Вохсман (Phil Wachsmann), Макс Истли (Max Eastley), Стив Бересфорд (Steve Beresford), Джон Зорн (John Zorn), Элиот Шарп (Eliott Sharp), Элвин Джонс (Elvin Jones).
В 1985 году Донеда записал свой первый сольный альбом "Terra" (nato record). Тогда же он начал регулярно играть с Ли Кван Нинь, (Le Quan Ninh), Дауником Лазро (Daunik Lazro), Казуи Саваи (Kazue Sawai) и другими, много работал и гастролировал в Европе, Азии, Африки, Канаде. В 1992 году он основал ассоциацию "La Filbuste. За 30 лет творческой работы на разных лейблах Европы, Америки и Европы вышло более 30 его альбомов. Официальный сайт - http://flibuste.fr.st

Ли Кван Нинь родился в Париже в 1961 году. Получив классическое музыкальное образование, играл с самыми разными ансамблями, а также работал с театральными и танцевальными коллективами. Ли Кван Нинь - один из членов группы Quator Helios, исполняющей современную музыку для ударных и электронных инструментов. Как музыкант-импровизатор он участвует в многочисленных европейских и американских проектах, соединяющих акустическую и электроакустическую музыку, импровизацию, перформанс, танец, поэзию, экспериментальный кинематограф, фотографию и видео.
Он работает с такими танцорами как Масаки Ивана (Masaki Iwana), Валери Метивье (Valeire Metivier), Вероника Альбер (Veronique Albert) и Анна Гариг (Anna Garrigues). Ли Кван Нинь - один из участников проекта Umwelt, отмеченного наградой на фестивале Musique Action Festival в Вандевр-Ле-Нанси во Франции.
Официальный сайт - http://ninh.free.fr

Мишель Раджи родился в Касабланке (Марокко) в 1954 году. В 1966 году Мишель переехал во Францию, а в 1975 году решил стать танцовщиком. Учился в хореографических школах Парижа и Брюсселя. В 1981 году Мишель Раджи поселился в Тулузе, где познакомился с Сержем Пейем (Serge Pey) - художником, поэтом, артистом, который пригласил Мишеля участвовать в проекте, посвященном памяти поэта Жана Бенассара (Jean Benassar). В 1985 году Раджи серьезно занялся хореографией, а в 1999 году, решив обратиться к своим корням, вернулся в Марокко, где поставил спектакль, посвященный Хорхе Луису Борхесу.
Кроме того, он участвовал в церемонии открытия года Марокко, проходившей в Версале под патронажем короля Хассана II и президента Франции Жака Ширака. Встреча с художником Сирилем Торресом (Cyril Torres) привела к возникновению тройственного творческого союза: Раджи, Пей, Торрес. Раджи неоднократно представлял свои работы во Франции, Бельгии, Италии, Великобритании, Мексике, Греции, Марокко и Швейцарии.

27 апреля, суббота
Питер Бретцман (Германия), Саксофонная Мафия (Москва-Петербург-Вологда-Львов).

Человек по имени Питер Бретцман, играющий на немыслимом количестве разных инструментов, таких как саксофон, бас-саксофон, различные кларнеты, тарогато, родился в Ремшайде, в Германии 6 марта 1941 года. Искусство появилось в жизни Питера сначала в виде живописи - Питер заканчивает Художественную Академию в Вуппертале. Однако ситуация с выставками в Германии того времени не устраивала молодого артиста и он получает большее удовлетворение, играя с полупрофессиональными музыкантами, не прекращая заниматься живописью (не столько для того, чтобы не терять формы, сколько используя свое мастерство для оформления собственных грампластинок).
Будучи, по сути, кларнетистом-самоучкой, он скоро начинает осваивать саксофоны и до встречи с Питером Ковальдом играет традиционный джаз. В течение 62-63 годов Бретцман и Ковальд с разными барабанщиками играют вариации на темы произведений Штокхаузена, Дэвида Тюдора и Джона Кейджа. В середине 1960-х, он играл с американскими музыкантами, такими как Дон Черри и Стив Лэйси и, после пребывания в Париже с Доном Черри, возвращение в Германию для его ознаменовало новую тему его творчества. Трио Питера Бретцмана, Питера Ковальда и Свена-Аке Йохансона начало играть в 1965-66-м, и комбинация их и квинтета Шуф/Шлиппенбах первой стала называться Glob Unity Orchester.
В 68-м году Питер собрал лучших музыкантов авангардного джаза и записал с ними альбом "Machine gun", надолго определивший развитие европейской свободной импровизационной музыки. Выпущенная гораздо позже концертная версия еще раз подтвердила, что к концу 60-х европейский авангард достиг тех же высот, что и музыка "черных" пионеров фри-джаза и даже предсказала появление сегодняшнего панк-джаза. В конце 90-х эти его достижения в очередной раз были оценены на родине джаза, в первую очередь - свободного джаза: сенсацию произвели его выступления на тех авангардных фестивалях в Чикаго, которые устраивает один из самых перспективных американских музыкантов Кен Вандермарк.

Саксофонная мафия - это Сергей Летов, Эдуард Сивков, Николай Рубанов и Юрий Яремчук. Их имена знакомы нам давно, но только в этом году они впервые собрались вместе и попробовали внедрить в российский новый джаз неведомый ему доселе жанр саксофонного квартета. Получилось. С самого первого раза. Безоговорочно и бесповоротно. Видимо наша продвинутая публика давно ждала такого шага от лучших фриджазовых саксофонистов страны. Она (публика), наконец-то, дождалась рождения нового жанра на нашей сцене, они (музыканты) получили радость сценического общения достойно оцененного залом. На фестивале к российской Мафии присоединится отец-основатель европейского свободного джаза Питер Бретцман.

28 апреля, воскресенье
Группа Coolhaven (Нидерланды), Русский Слэм 5 (Россия)

Музыка группы Coolhaven (Hajo Doorn, Lukas Simonis, Peter Fengler) основана на принципе нарушения баланса между центробежной и центростремительной силами. Последнее о чем заботится группа это то, как будет звучать их музыка. Это может быть свободная импровизация или голландская полька в жутком исполнении. Единственное, что имеет значение это настоящее. Им не нужна слава или уважение слушателей. Так как же звучит музыка маргинальных голландцев? Это гремучая смесь электронной музыки, видео, фолка в исполнении акустических инструментов, странных песенок, сопровождаемых мини-перформансами и сюрреалистическми историями, выжимающими у зрителя слезу сочувствия.

Лейбл Pop-grafika (владелец бренда Русский Слэм) и клуб "Проект О.Г.И."представляют поэтический турнир "Русский слэм". В сезоне 2001-2002 года 5 игр и суперфинал.
В турнире принимают участие поэты, выбранные Оргкомитетом. Участниками могут быть как мужчины, так и женщины. Заявки на участие принимаются по адресу slamrussian@pochtamt.ru . Заявка включает в себя данные о поэте (в произвольной форме), текст одного стихотворения (любого размера), характеристику поэтом своей манеры чтения стихов. Участие в турнире 2001-2002 года - бесплатное.
Под участием имеется в виду артистичное чтение собственных стихов на любом языке в одном либо в двух турах.
No probs!
Участник может использовать в своем выступлении только предметы, находящиеся на сцене (стол, стулья, микрофон и т.д.). Он не имеет права пользоваться принесенным с собой реквизитом, играть на музыкальных инструментах, использовать аудиозапись и пр.

Турнир состоит из двух туров: первого и второго, а также суперфинала.
Победитель суперфинала получает $ 500. Участники второго тура получают по $ 100.
Если победителей турнира или суперфинала больше одного, призовой фонд делится на всех победителей.

29 апреля, понедельник
Reform Art Unit (Австрия), Харьковский Клезмер Бэнд (Украина)

Reform Art Unit - это Fritz Novotny, Sepp Mitterbauer и ударники: Gunter Gafton, Fritz Kotrba, Marijan Pakar.
В конце 50-х - начале 60-х гг. самые разные музыканты и художники начали активно экспериментировать в поисках нового визуального и музыкального языка. Эксперименты Тони Микльмайера (Tony Michlmayr) в области импровизационной музыки привели к созданию Венской Школы Свободного Импровизирования (Viennese School of Free Improvisation). В то же время в Вене начали работать Харун Бараббас (Harun Barabbas) и Падхи Фриебергер (Padhi Friehberger), занимавшиеся перформансом, а художник и музыкант Фриц Новотны (Fritz Novotny) вступил в творческий союз с писателем Рольфом Швендтером (Rolf Schwendter). Еще одним звеном в цепи независимых друг от друга попыток преобразовать художественную и музыкальную реальность стало создание в 1961 году Трио Ричарда Ахмеда Пикока. Все это привело к рождению в 1963 году ансамбля Masters of Unorthodox Jazz (MOUJ), участниками которого стали музыканты из Граца Аладдин Адлернест (Alaeddin Adlernes), Вальтер Малли (Walter Malli) и артисты из Вены - Харун Бараббас, Тони Микльмайер и Ричард Ахмед Пикок. А уже в 1965 году Фриц Новотны, игравший в MOUJ, собрал новую команду музыкантов, и началась история легендарной группы Reform Art Unit.
В разное время RAU играли с Кентом Картером (Kent Karter), Доном Черри (Don Cherry), Санни Мюррей (Sunny Murray), Рэмом Чандра (Ram Chandra), Саинхо Намчылак и другими.

Участники образования под именем Харьковский Клезмер Бэнд - Станислав Райко, Михаил Крупников, Геннадий Фомин, Валерий Полонский. К сожалению, сегодня необходимо дорожить каждой возможностью услышать живой клезмер - именно поэтому три года назад появился Харьковский Клезмер Бэнд. Коллектив поставил целью возродить жанр клезмера как на Украине, так и за ее пределами. Сейчас они являются участниками всех Харьковских мероприятий так или иначе связанных с клезмером. Их музыка создает ту неповторимую еврейскую атмосферу, которую невозможно ни с чем перепутать, и пробуждает неподдельный интерес молодежи к истокам еврейской культуры как таковой. Несмотря на довольно непродолжительный срок существования коллектива, на его счету уже впечатляющее количество призов, наград и достижений, так, например, они стали призерами Московского Фестиваля имени Соломона Михоэлса, заняли первое место на Первом Региональном Фестивале Еврейской Культуры в Харькове, а на Первом Фестивале Студенческих Художественных Ансамблей их назвали "Лучшим Ансамблем Фестиваля".

Вт 30 K.K.Null (Япония), Хайнц-Эрих Гедеке (Германия)

K.K.Null - знаменитый на весь мир импровизатор, родился в Японии, в городе Токио 13-го сентября 1961 года. С 1981 года началась его сольная карьера, немедленно принесшая ему мировое признание. Этому немало поспособствовало его сотрудничество со студией "Май-Джуку" Мина Танаки и им самим организованное "прогрессивное трио хардкора" Zeni Geva, работавшее со Стивом Альбини и записавшее более 10 дисков в рамках проекта John Peel Session. На данный момент на счету у артиста более трехсот живых перформансов в разных уголках земного шара. K.K.Null - гость множества международных фестивалей, среди которых "Hyperstrings" (Австрия), "What is music?" (Австралия), "Beyond Barouque" (Лос-Анджелес), "Beyond Innocence" (Япония), "Exiles" (Германия), "SONAR" (Испания), "International Sound & Art Festival" (Мексика), "Batofar cherche... Tokyo" (Франция), "All Tomorrow's Parties" (Великобритания).

Жизнь Хайнца-Эриха Гедеке на музыкальной сцене Германии началась в восьмидесятые годы. За почти два десятка лет он расширил свой инструментальный арсенал с одного тромбона, которым, кстати, владеет, мастерски используя самые изощренные приемы игры: кольцевое дыхание, расщепление тона и т.п., до диджериду - древнейшего инструмента австралийских аборигенов, крайне популярного сегодня среди европейских авангардистов. В его арсенале - тибетские горны, гонги, перкуссии, а также успешно применяемые в сольных перформансах шумы коротковолнового радиоприемника и предварительно записанной магнитофонной "подкладки". Произведения Гедеке исполнялись и исполняются оркестрами разных стран. Кроме того, он - организатор и участник многочисленных совместных проектов и семинаров, игравший с такими выдающимися мастерами, как Сесил Тейлор, Энтони Брэкстон, Петер Бретцман, Петер Ковальд, Конни Бауэр, Барри Гай, Луи Мохоло, Джей Оливер, Фред ван Хоф, Владимир Тарасов. Помимо сотрудничества с музыкантами, Гедеке вступает в творческие отношения даже с растениями. Один из таких маргинальных проектов назывался <Субстанция> и демонстрировал взаимодействие музыканта с маленькой плантацией, подключенной с помощью датчиков к высокочувствительной усилительной аппаратуре и звучащей как равноправный участник музыкального диалога, комментируя и дополняя игру на тромбоне самого Гедеке.

Итак, это - более-менее полное изложение программы.
Начало концертов в 19:30

09.01.2014, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: