ФЕСТИВАЛЬ  Закон сохранения

5 артистов, которых стоит посмотреть на фестивале SAVE.

7 марта в "Трехгорной мануфактуре" пройдет техно-фестиваль Save. Изучив состав участников, мы выбрали пятёрку артистов, коотрых обязательно стоит посмотреть.

Мортон Суботник (Morton Subotnick)

81-летний уроженец Лос-Анджелеса – один из немногих артистов, назвать которых пионерами электронной музыки не будет преувеличением. Суботник начинал эксперименты с электронным звуком еще тогда, когда синтезаторы не производились промышленно, а были лишь предметом университетских разработок. В шестидесятые Мортон Суботник стал одним из основателей Центра пленочной музыки Сан-Франциско, где свои первые модульные системы разрабатывал Дон Букла (Don Buchla). Сам же Мортон стал и первым пользователем этих синтезаторов. Альбом Суботника "Silver Apples of the Moon" (1966) не только считается образцом электронного авангарда шестидесятых, но и официально зарегистрирован, как первая целиком электронная пластинка, выпущенная рекорд-компанией.

Dopplereffekt

Детройтский дуэт электро-ретроградов под руководством Джеральда Дональда (Gerald Donald) в России выступал уже с полдюжины раз, но это как раз тот случай, когда хорошей музыки много не бывает. Dopplereffekt, пожалуй, наиболее содержательно воплотили в жизнь идею следовать за Kraftwerk. При всём консерватизме жанра (а электро как вид искусства всегда держалось на чёткой идеологии и строго определенном чувстве стиля), Dopplereffekt удаётся не быть эпигонами, а именно создавать свою собственную историю – и музыкальную, и эстетическую. В довольно обширной дискографии проекта есть релизы и на "гиковском" Rephlex под крылом у Aphex Twin, и на модно-хипстерском International Deejay Gigolo Records, где заправлял DJ Hell. А в последнее время Dopplereffekt предпочитают записываться с молодыми артистами, будь то таинственный чилиец Visonia или британский техно-футурист Objekt

.

Skalpel

Новый джаз – пожалуй не та музыка, которую ждешь услышать на фестивале под патронажем "Армы", однако и этот жанр тут представлен. Десять лет назад польский дуэт Skalpel был у всех на устах как пример интеграции восточной Европы в мировое музыкальное пространство: поляки подписались на всемогущий лейбл-гигант Ninja Tune. Долгоиграющей истории успеха из красивого сюжета не получилось, выпустив два альбома, Skalpel надолго исчезли из виду. Но как оказалось – всё же не навсегда. Поляки выдержали паузу длиной в девять лет, а затем продолжили начатое с той же точки. На пластинке "Transit", изданной уже на собственном лейбле, мы слышим всё тот же отстраненный сэмплерный джаз по заветам Cinematic Orchestra, Exploding Plastix и молодого Амона Тобина (Amon Tobin). И надо сказать, что звучит эта музыка сегодня даже свежее, чем 10 лет назад.

Headless Horseman

Загадочный человек, скрывающий лицо за неким подобием серебристой лошадиной гривы, в последние пару лет стал настоящей техно сенсацией. За два неполных года он успел выпустить на собственном лейбле дюжину безымянных пластинок, а также выступить в Bolier Room и на нескольких знаковых фестивалях вроде берлинского Atonal. Всё это – при полной анонимности и минимуме пиар-поддержки, ну если не считать таковой саму эту анонимность. Звук этому брутальному образу вполне под стать: исполняет Всадник максимально жёсткое грохочущее индустриальное техно под девяностые. Ближайшая ассоциация – молодой и злой Джеф Миллс (Jeff Mills).

Powell

Оскар Пауэлл приходится прямым наследником EBM-музыкантам начала восьмидесятых – в его мрачных пульсирующих треках несложно расслышать классический индустриальный бэкграунд: тут вам и Clock DVA, и DAF, и, главное, Cabaret Voltaire. На первый взгляд его музыка не выглядит танцевальной – то слишком быстро, то слишком медленно, то элементарно мало грува. Но как и в случае с музыкой Ричарда Кирка (Richard H. Kirk), все эти ощущения обманчивы, стоит услышать этот пульс на большом звуке, как тело пускается в пляс само собой. Имя Пауэлл заработал благодаря самиздатным пластинкам на лейбле Diagonal, однако вскоре попал в поле зрения издателей повлиятельнее. В 2013-м пластинку "Fizz" издал лейбл Liberation Technologies (подразделение Mute, отведенное под экспериментальную электронику), а буквально месяц назад Оскар дебютировал на XL Recordings.

SAVE Festival
Москва, Трехгорная Мануфактура, ул. Рочдельская, 15
7 марта 22:45 - 8 марта 23:45

04.03.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: