ВИНТАЖ  "Плохая девочка" была пародией, а ее приняли абсолютно всерьез"

Композитор и мозг группы Винтаж Алексей Романов о концерте-презентации альбома "Декамерон", нелюбви петь и творческих принципах.

Группа Винтаж, дуэт саунд-продюсера и композитора Алексея Романова и эффектной красавицы Анны Плетнёвой, этим летом выпустил неожиданную пластинку "Decamerone", попытавшись вернуть российскую поп-музыку в мир Больших Идей, где очевидные радиохиты соседствуют с немейнстримовыми экспериментами. Накануне масштабной презентации альбома, шоу-программы "Запретный мир", Звуки встретились с Романовым и поговорили о том, как поп-группа может выжить в условиях российского шоу-бизнеса.

Звуки: Группе Винтаж предстоит первый за 3 года большой концерт в Москве. Расскажите, чего ждать тем, кто придёт в Ray Just Arena?
Алексей: Шоу "Запретный мир" можно описать одним словом - смелость. Или безрассудство. Я, честно, бился ногами, упирался головой в стены, валялся на полу, выдвигая тысячи аргументов, чтобы... не проводить этот концерт. Не секрет, что вокруг сейчас тяжелая финансовая ситуация, и артистов это касается так же, как и остальных. Но Аня, как это часто бывает, успокоила меня, взяла меня за руки и спросила: "Ты мне веришь? Мы уже заявили концерт, и отменять ничего не можем". И я не мог ей возразить. Впрочем, как и всегда (улыбается). Группа Винтаж обрела массовую популярность сразу после кризиса 2008 года. Более того, группа Амега стала популярной сразу после кризиса 1998 года... Так что с ним иметь дела нам не впервой. Вообще, ситуация такая, что это я, как мужик, должен с криками "Мы прорвёмся!" всячески поддерживать проект этого шоу. Ан нет, здесь у нас Анна Юрьевна ведущая, а я ведомый. Она непосредственно руководит всем, что связано на этом концерте с визуализацей и перфомансом. Я не буду перечислять какие-либо нововведения и спецэффекты, которые мы пробуем при подготовке, - технической стороной дела уже никого и не удивить, так ведь? Мы будем удивлять честностью. Да и самой задачи-то удивить перед нами не стоит - мы хотим, чтобы к нам пришли наши слушатели и получили удовольствие. Даже и новизны уже от группы Винтаж-то не ждут, вам не кажется? Она как-то априори подразумевается. Когда вышла "Когда рядом ты" сразу понеслись отзывы в духе "Фу! Они повторяются!"

Звуки: Это к тому, что песня похожа на "Плохую девочку"?
Алексей: Да. Я, извините, первый раз за десять лет повторился, и даже это сделал абсолютно осознанно. Собственно, сделав это, мы побили очередной рекорд по первому месту в портале TopHit, являющимся русским аналогом Billboard, как минимум, для меня. Если раньше для первого места там хватало 18 тысяч ротаций по стране за неделю, то "Когда рядом ты" играла аж 27 тысяч раз. Нас играли все три глобальные медиагруппы - мне звонили коллеги по цеху и спрашивали "Как?", но ответа на этот вопрос у меня нет. Рынок поделен, и если ты на "Европейской медиа-группе", то ты вряд ли попадёшь в горячую ротацию на "Профмедиа". И, судя по тому, что это крутилось, люди хотели это слышать. И видеть - все так хотели увидеть Аню в роли матери, и вот, пожалуйста, клип с Мишей Галустяном как счастливым мужем и отцом большой семьи. Кстати, глянец, хлебом его не корми, отчаянно хочет увидеть детей и мужа Ани. И вот, мы придумали такую историю, и обложки сразу пошли.
Звуки: То бишь, это была такая мини-провокация, чтобы пошли заголовки в духе "Галустян вместе с Плетневой"...
Алексей: Вовсе нет. Мы в таком и не нуждаемся - это ряд иных артистов живёт ради и за счёт подобных "придумок". Мы же стараемся всё-таки музыкой заниматься, но иногда играем в какие-то игры. Зачастую это для нас на уровне прикола или стёба. Я уже неоднократно говорил в интервью, что знаменитый клип "Плохая девочка" изначально был хитрой пародией над женскими группами, а все взяли и восприняли всё абсолютно всерьёз. Сюжет-то такой, что какой-то собирательный образ одинокого молодого человека, который сидит дома и пьёт нечто алкогольное, листает порно-журналы и в один момент в фантазии сливается с сексуальными поющими женскими образами с экрана телевизора... В общем, прошу прощения за прямоту, история дрочера.

В клипе на "Плохую девочку" также снялась актриса Елена Корикова, когда-то исполнявшая женские партии на "Детском альбоме" Сергея Курёхина. Песня принесла группе всероссийскую известность.

Звуки: Вернёмся к концерту. Сильно ли он будет отличаться от клубной версии выступления группы?
Алексей: Судя по затратам - да (смеётся).
Звуки: Наверняка же вы принимали во внимание практику мировых поп-звёзд первого ранга, для которых масштабное шоу - обычное дело. Почему, в вашем случае, вы не везёте "Запретный мир" с гастролями дальше по стране?
Алексей: В нашем случае - это вещь, увы, одноразовая. Это просто некому повезти в регионы. Мы, конечно, хотим. Но не имеем возможности как-то ужиматься или искать компромисс, как поп-артисты, которые всё-таки ездят с большими шоу-программы - как Филипп [Киркоров] или Анита [Цой]. Придёте - посмотрите. Всё, что готовится, в региональный тысячный зал просто не влезет физически. И каждый из нас отдаёт отчёт, что Винтаж в данный момент - группа клубная, точнее даже клубно-корпоративная. Для нас большие площадки - это крупные клубы. Мы - частые гости на частных вечеринках. Не вижу в этом ничего постыдного, и этим скорее горжусь. Многие к такому статусу только стремятся. Нам повезло - так мы можем позволить себе за свой же счёт устроить вот такое шоу, хотя бы раз в три года.

Звуки: В интервью, связанных с выходом альбома "Very Dance", кстати, вы говорили про презентацию в виде какой-то очень глобальной дискотеки...
Алексей: Увы, "не покатило". Даже с тем количеством диджеев, которые принимали участие в альбоме и были готовы играть на презентации. А это первые люди на нашей электронной сцене: Bobina, DJ Feel, DJ Smash, Грув... С устроителями шла речь об Олимпийском. Этот концерт должна была делать крупная промоутерская компания, которая специализировалась как раз на танцевальной музыке. Была основная идея впервые за всё время сделать там ночное мероприятие, и мы даже достигли всех необходимых договорённостей. Причем даже о продаже алкоголя договорились. Конечно, как бы оно сложилось в итоге, не ясно - прикинув риски, организаторы решили, что для них шоу будет невыгодным. В этом случае от нас, увы, ничего не зависит - нет, так нет.

Звуки: Речь идёт о зале "Север" или основной арене?
Алексей: Нет, "Север" для такой затеи был мелковат. Кстати, нам предлагали первыми выступить на "Севере", повторив программу "История плохой девочки", но мы на тот момент так сильно устали, что отказались. В итоге, первой сыграла Ёлка, а "Север" сейчас, кажется, больше и не используется. Вообще, людям просто не очень нужны такие вот большие дискотеки. Город у нас такой... Избалованный. В котором Милен Фармер (Mylene Farmer) может не собрать, или та же Мадонна (Madonna). Здесь вроде как каждый день происходит что-то интересное и важное, но знакомые мои иностранцы, приезжая в столицу, говорят, что энтертеймента тут нет. И это связано с тем, что ходят за рубежом на вечеринки и концерты намного охотнее. Так что на плаву держат не сколько массовые концерты, а корпоративные, которые и денег приносят больше. Потому мы и стараемся держаться в списке топ-3 ротируемых исполнителей. Даже если музыка перестала занимать умы людей так, как делала это раньше, то хит, попавший в топ, уж точно найдет своего слушателя.

Звуки: Это, получается, осознанный компромисс - вы намеренно пишете композицию, предназначенную для чартов и корпоративов, но при этом вы записываете совершенно не мейнстримовый "Decamerone"?
Алексей: Допустим. Мы не жалеем денег на запись композиций, и тот же "Decamerone" наполовину записан в Германии. Мы можем, говоря финансовым языком, внести в собственные реинвестиции 60% общего вала - только больной или сильно увлеченный человек может себе такое позволить. В этом году было именно так, и у нас был огромный шанс "сесть в лужу". Но если вспомнить, то у Винтажа действительно на каждом альбоме был как минимум один пробивной хит-сингл. Кроме дебютника, но "Криминальная любовь" была работой цельной, необычно для того момента записанной, и делали мы её с горящими глазами. Она оказалась отличным стартапом - наверняка и вы, и другие интересующиеся новыми тенденциями люди о нас услышали именно по ней.
Звуки: У меня от первых прослушиваний "Декамерона", как раз, было ощущение, что он похож на "Криминальную любовь" в чем-то.
Алексей: Я старался это сделать, но повторить бы, конечно, уже не мог - всё-таки и я, и Аня за эти годы изменились... Как минимум постарели на восемь лет. Возраст - это опыт, опыт - другой взгляд на те же вещи. На пластинке осознанно получилась некая выжимка из всей "винтажной" истории, и это все заметили. Но вот, уже выпустив диск, я понимаю, что мне всё ещё есть, куда расти и развиваться как автору. И Ане есть, куда расти, хотя она для меня сейчас просто идеал трудоспособности и творческой самоотдачи. Слава богу, нас по-прежнему "штырит и прёт".

Звуки: За полгода до выхода альбома вы выкладывали в соцсетях примерный треклист "Декамерона", и он отличался от итогового варианта - "Boys" попала в сборник "Микки", а вот ещё две песни никуда не вошли...
Алексей: "Flash back" так и осталась в виде текста, который написал Антон Кох, он не вписался в концепт диска. "Black Origami" - это песня, которой уже десять лет, и которая должна была попасть ещё на "Криминальную любовь". Ещё раз проводя параллели между этими альбомами, мне показалось, что её можно сюда интегрировать. Песня о бомбардировке Хиросимы, нашем отношении к этической составляющей этих событий. Старая, наивная вещь. Не уверен, что она когда-либо увидит свет, но существует в записанном виде.
Звуки: А вы уже и нового альбома трек-лист выложили, я к этому веду.
Алексей: Рабочее название альбома "Veni Vidi Vici", но не факт, что там будет и правда такой список композиций. У меня такой подход - художник перед тем, как рисовать, набрасывает какой-то макет будущей картины. Вот и я пытаюсь обрисовать круг тем, которые мне хотелось бы затронуть, создать диапазон настроений, в котором и родится альбом. "Декамерон" написан именно по такой схеме.

Звуки: Но "Декамерон" отчасти состоит из песен, которые были написаны уже давно - тот же "Кризис" или "Знак Водолея" существовали у того же Антона Коха в демо-версиях.
Алексей: Что-то интегрировалось, что-то писалось с нуля... "Знаком Водолея", например, я вообще заниматься изначально не хотел. Всуе это произносить сейчас нельзя, но так и было. Меня Аня очень настойчиво просила начать запись альбома именно с этой вещи. Её женская интуиция здесь сработала выше всяких похвал. "Знак" подвергся значительной переработке, а "Кризис" остался практически в том же виде.
Звуки: Так и о чем же будет уже грядущий альбом, если оценить предполагаемую картинку?
Алексей: Боюсь предполагать, могу только пофантазировать. Но по тому материалу, что уже есть, а именно 3-4 композиции уже существуют, хочется сделать гитарный альбом. Гитарный в том плане, как этот инструмент использовал, например, Мирвэ (Mirwais) - некоторые из спродюсированных им хитов Мадонны, кстати, звучат схоже с Амегой. И я сейчас мечтаю встретить какого-то молодого, ничем не испорченного, отвязного гитариста. Мне бы хотелось за такого человека зацепиться, и вместе с ним поработать над новым материалом.

Звуки: Если всё сложится, нам можно ждать на концертах полностью живой Винтаж, в рок-составе?
Алексей: В случае нас, думаю, это не совсем то, что ожидает зритель. Но вот на предстоящем концерте доля живой группы в выступлениях будет немалой - больше, чем на "Истории плохой девочки". Мы, кстати, добавили побольше песен с нового альбома, но для этого пришлось убрать из сетлиста некоторые старые композиции. Всё-таки, у нас суммарно как минимум 15 радиосинглов.

Звуки: Я бы с удовольствием послушал живьём какие-то не-хиты с прошлых альбомов.
Алексей: Я бы тоже. Но, увы, мы с вами не среднестатистические зрители, которые хотят реагировать на известные песни. Это закон. В любом случае, концерт у нас уже выбивался из хронометража в два часа, так что с некоторыми песнями пришлось распрощаться - например, с "Искренностью" или "30 секунд". Но, уверен, в итоге список композиций окажется интересным для всех. Кроме того, будет видеосъемка, которую осуществит режиссер наших последних клипов Сергей Ткаченко, он же подготовил видеоряд для шоу.

Звуки: Забавное совпадение: на следующий день в Крокусе сольный концерт у Евы Польны, с которой вас много что связывает.
Алексей: Да, действительно забавно. И слава богу, что наши концерты всё-таки развели на разные дни. Не секрет, что большая часть публики на этих выступлениях будет одна и та же.
Звуки: Я вообще думал, что у вас чуть ли не взаимное камео будет.
Алексей: Годы идут, проходит время... Мы и так уже сделали максимум друг для друга, кажется мне, так что ещё одна встреча на концертной площадке для нас будет перебором. Во всяком случае пока.

Звуки: В той же "Криминальной любви" вокальные роли в Винтаже были распределены с меньшим акцентом на Ане, почему Романов не поёт в новых песнях Винтажа?
Алексей: На самом деле, я-то пою, и в "Декамероне" меня очень много. Надо просто разделить сольные партии и вокал как составляющую музыки. Если я не могу найти инструмент, который мне нравится - я сам исполняю партию и начинаю её обрабатывать с помощью различных эффектов. Особенно много я использую собственный голос в около-этнических вещах вроде "Религии", "Запретного мира", "Деревьев" и так далее. И сейчас вообще стараюсь сводить к минимуму привычный инструментарий в песнях, в основном заполняя пространство бэками и прочими обработками. Просто петь, в привычном смысле, мне неинтересно. И никаких сожалений и амбиций по этому поводу я не испытываю. Хотя мне друзья постоянно намекают на то, что мне тоже стоит выйти на первые роли, например, к грядущему своему сорокалетию, придумать некое сольное альтер-эго и погнать зарабатывать так большие деньги по стране... Но я быстро отгоняю от себя подобные мысли, да и с Винтажом это никак не совместить.
Вообще, я испытываю колоссальный дискомфорт выходя на сцену. Если раньше, во времена Амеги, это компенсировалось юношеской энергетикой в духе "Я, б.....ь, это сделал! Я - звезда, хотя мне всего 18 лет! Пойте, люди!", то к её [Амеги] концу это начало сублимироваться в злоупотребление алкоголем. Дискомфорт начал меня давить настолько, что когда из меня пытались делать сольного артиста, эта зависимость могла принять довольно тяжелые формы. И ещё, продюсерские проекты же думают, что им надо просто выйти и спеть, и все будут у их ног. Никто не думает о том, что надо договориться поставить песню на радио, предпринять большие усилия для съемок клипов, да даже с вами просто встретиться поговорить - этим тоже должен кто-то заниматься. В их представлении звезда должна ездить на лимузине, у нее должна быть охрана, и она должна быть красивой. Всё (смеётся).
Когда я сотрудничал с Юрой Усачевым, я исполнял хорошие песни - "10 поцелуев", "Разбить души твоей окна", - но я чувствовал, что они не про меня. Тот, кто я есть, был совсем не тем человеком, которого Юра пытался представить публике. Это было продиктовано форматом, но совершенно не было гармоничным. Потому, наверное, в эту историю никто в итоге и не поверил... Честно говоря, не люблю вспоминать о том периоде. Всё-таки даже Амега, несмотря на продюсерский материал, был максимально честным проектом - нас отличал здоровый юношеский пофигизм, находивший отражение и на сцене, а тут из меня пытались какого-то Кена сделать. Но потом, когда я уже работал на студии с Катей Лель, с Непарой, с Юлей Савичевой и другими, я испытывал огромное удовольствие от процесса сочинения и продюсирования композиций для других артистов. Плюс, мне за это ещё и деньги платили! Свой первый хит №1, "Плачь и смотри", я записал именно так, и им очень горжусь. А вот тем, что пел сольно, пусть я сам эти песни и сочинил, - нет (смеётся).

Звуки: Винтаж - одна из немногих российских поп-групп, поднимающая в творчестве глобальные и порой даже неудобные вопросы. Почему же кроме вас мало кто отходит от чисто развлекательного жанра?
Алексей: Мы делаем это изначально, успешно прикрываясь откровенным сексуальным женским образом. Чтобы донести до народа мысль, нужно чтобы он для начала обратил своё внимание. Для этого мы делаем яркую визуализацию. Начинали жёстко, сейчас смягчили, люди всё-таки привыкли и знают, кто мы. А вообще, нам есть что сказать. Для этого мы и выходим на сцену, а не для того, чтобы показать новое платье или причёску.

Винтаж: шоу "Запретный мир", презентация альбома "Decamerone"
Москва, Ray Just Arena
8 ноября, 20:00

22.10.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.vintagemusic.ru

ВИНТАЖ

Группа "Винтаж" заняла на отечественной поп-сцене давно вакантное место эпатажных эстетов, которых, вместе с тем, совершенно не стыдно слушать.

Подробности из жизни:

Состав:
Анна Плетнева — вокал
Алексей Романов — клавишные
Светлана Иванова — танцы
Жанр: поп, европоп
Группа «Винтаж» заняла на отечественной поп-сцене давно вакантное место эпатажных эстетов, которых, вместе с тем, совершенно не стыдно слушать. Все дело в том, что у основных участников группы — Анны Плетневой и Алексея Романова — за плечами весьма серьезная музыкальная карьера. Анна долгое время пела в «Лицее», где совершила невозможное — устранила монопольное право Алексея Макаревича на создание песен группы и принесла в девичий коллектив собственный материал. А Алексей Романов трудился в «Амеге» вместе с другой экс-лицеисткой Леной Перовой. Судьбы двух основателей Винтажа" пересеклись на автостоянке около московского МХАТа, где Анна врезалась в машину Алексея. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Как работать вместе, музыканты решили сразу — Анна отвечала за вокал, Алексей — за…

Далее... →