ВИНТАЖ  Время больших идей

Звуки одними из первых послушали новый альбом "Decamerone" группы Винтаж, которая пытается вернуть в русскую поп-музыку концептуальность.

Дуэт Анны Плетнёвой и Алексея Романова, некогда "говорящих голов" продюсерских проектов Лицей и Амега, оказался той самой счастливой историей, когда сломленные жизненными перипетиями два творческих "одиночества" встретились, и, вопреки всему, вдарили по русскому шоу-бизнесу так, что мало не показалось. За 8 лет существования группы - дюжина бесспорных хитов, уйма менее раскрученных, но не менее хороших песен и окончательное утверждение Анны в качестве главного российского секс-символа.

Творческая история Винтажа - это нечто большее, чем просто успех клипов про "Плохую девочку" и "Одиночество любви", когда визуальный ряд вызывал у мужчин прилив тестостерона, а от привязчивости самих песен избавиться было невозможно. В конце концов, группе в первую очередь дороги именно несингловые композиции, что подтверждено недавним выходом соответствующих сборников "Микки" и "Light". Творческое ядро и композитор группы Романов мыслил более глобально. Это видно в первую очередь по студийным пластинкам группы, как концептуально, так и аранжировочно ориентированных на условный Запад.

Дебютник "Криминальная любовь" был единым полотном, которым Алексей подвел черту прежнему своему творчеству: туда были включены переработки некоторых из его сольных демо-версий, да и вокальное участие Алексея ещё не сведено к минимуму, как на дальнейших пластинках. Ввиду того, как за успехом следующего диска подзабылись первые радиохиты "Всего хорошего" и "Mama Mia", сейчас особенно слышна аранжировочная цельность той работы.

Следующий диск "Sex", посвященный плотским утехам во многочисленных проявлениях, оказался бронебойным снарядом. Нашпигованный радиохитами альбом, в котором выстрелить могла любая из композиций, клад для любого поп-артиста, на котором можно было бы "ездить" минимум ещё пару лет. Оптимальный баланс между реверансами в сторону мировых мастеров поп-музыки, данью уважения Гостям из будущего, и соотношением формы и содержания. Открытый ящик Пандоры, после которого группа Винтаж обзавелась привычным имиджем. И после которого наступил предсказуемый спад: следовавший далее диск "Анечка" был скорее просто набором хороших песен, а выросший из удачного фита "Москва" с DJ Smash танцевальный диск "Very Dance", несмотря на немалое число потенциальных шлягеров, обернулся скорее узкоспециальной радостью для поклонников коллектива, чем новым витком популярности.

Если проводить конкретные параллели с творчеством одной из любимых певиц Романова Мадонны (Madonna), то получится, что "Sex" - своеобразный аналог альбом "Erotica", альбом "Very Dance" схож с "Confessions On A Dancefloor". С этой точки зрения, а также заявлениям в пресс-релизе, "Decamerone" должен стать opus magnum группы, своеобразным "Ray Of Light" - тем, к чему Романов и Плетнёва шли все эти годы.

Пластинка родилась по следам песни "Знак Водолея", которая будто бы взята с "Криминальной любви", но переаранжирована с учетом набитых рук на хитах. От "Декамерона" вообще сначала остаётся ощущение, что это своеобразный калейдоскоп творческой истории Винтажа. Ориентальные мотивы, атмосферные "пэды", пронзительные бэки Романова, уже знакомые аранжировочные приёмы. Например, сингл "Когда рядом ты" это буквально (как музыкально, так и тематически) зеркально отраженная "Плохая Девочка", стартовая "Китайская стена" - как микс из "Деревьев" и "Gomenasai", был удачный дуэт со Смэшем - вот ещё один.

Тем интереснее смотреть, как Винтаж периодически вырывается на новые для себя территории. Агрессивный "Кризис" с крикливыми рефренами "Каждому по разлуке, но не каждому по любви" и "Система не работает - все облажались"; размеренный заглавный "Декамерон"; бравурная "ДНК", припев которой и вовсе напоминает "Маму Любу"; почти во всем совершенная "Вселенная", хитовый потенциал которой намеренно убивает сбивчивая ритм-секция. Наконец, вроде и привычный для поп-музыки симбиоз с речитативом ("ЛР", записанная с рэпером ST) от Винтажа звучит непривычно свежо - оставаясь собой, группа расширяет пространство борьбы с заскорузлостью здешней поп-культуры. Особое внимание в пресс-релизе уделяется альбомной лирике, и тут действительно, есть над чем подумать (если не воспринимать близко к сердцу моменты, вроде сомнительного соседства строк "Я - теперь стена самурайская / Я - теперь сама сама-самая великая китайская"). В "Я могу тебя видеть" строчки "Я могу тебя видеть лёгким скерцо Шопена / Так, как даже не снилось Фрейду поздней весною" - это прямиком в компанию к "Я как Юрий Гагарин в твоем микрокосме".

Основной и единственной претензией к "Декамерону" является очевидное желание авторов добавить своей работе монументальности и широты, но чтобы при этом угодить "и нашим, и вашим". Тот же "Ray Of Light" был, безусловно, работой патетической, но её многогранность воспринималась органично, само собой. От нового альбома Винтажа же (и сопутствующего пресс-релиза) периодически возникает ощущение, что авторы перебарщивают с безмерными попытками вмешать в получающееся "варево" всё, что они знают и умеют. С другой стороны, кроме них никто подобных вещей делать и не пытается. "Decamerone" получился глобальной попыткой вернуть в поп-музыку мысль и концепт, что априори достойно уважения. Не говоря уже о том, что поп-песен такого уровня в этом году никто не выпускал, да и, кажется, не выпустит. Единственное, с чем в этой ситуации остаётся только смириться - это с сомнительной обложкой.

Альбом группы Винтаж "Decamerone" доступен для предзаказа в iTunes Store. Цифровой релиз состоится 22 июля.

04.07.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.vintagemusic.ru

ВИНТАЖ

Группа "Винтаж" заняла на отечественной поп-сцене давно вакантное место эпатажных эстетов, которых, вместе с тем, совершенно не стыдно слушать.

Подробности из жизни:

Состав:
Анна Плетнева — вокал
Алексей Романов — клавишные
Светлана Иванова — танцы
Жанр: поп, европоп
Группа «Винтаж» заняла на отечественной поп-сцене давно вакантное место эпатажных эстетов, которых, вместе с тем, совершенно не стыдно слушать. Все дело в том, что у основных участников группы — Анны Плетневой и Алексея Романова — за плечами весьма серьезная музыкальная карьера. Анна долгое время пела в «Лицее», где совершила невозможное — устранила монопольное право Алексея Макаревича на создание песен группы и принесла в девичий коллектив собственный материал. А Алексей Романов трудился в «Амеге» вместе с другой экс-лицеисткой Леной Перовой. Судьбы двух основателей Винтажа" пересеклись на автостоянке около московского МХАТа, где Анна врезалась в машину Алексея. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Как работать вместе, музыканты решили сразу — Анна отвечала за вокал, Алексей — за…

Далее... →