БРАВО  "Мы не можем из авторской песни сделать рок-н-ролл"

Главный романтик России Евгений Хавтан - о свежей концертной пластинке Браво, моде на прослушивание винила и новых русских музыкантах

Вот уже на протяжении 30 лет главными романтиками нашей страны считаются стиляги из Браво. Их музыка в своё время поразила симбиозом рок-н-ролла, рокабилли, ска и британской гитарной поп-музыки с самыми нестыдными местными песенными традициями. За годы творчество Евгения Хавтана и Co. не утеряло блеска и актуальности, попутно подарив российской музыке Жанну Агузарову и Валерия Сюткина, во многом инспирировав культовый фильм "Стиляги" и заслужив своими никогда не теряющими актуальность хитами горячую любовь соотечественников.

В честь юбилея прошлой осенью группа отыграла мощный аншлаговый концерт в клубе "Stadium Live", обошедшийся без привычных камео от Жанны и Валерия, но нисколько не ставший от этого хуже - находившиеся там представители редакции дружно это подтверждают. Теперь же есть возможность убедиться в этом и у вас - Звуки эксклюзивно презентуют самые интересные композиции этой масштабной live-записи и обсуждают концерт и концертник с бессменным лидером группы.

Звуки.Ru: 30-летие - первый за долгое время юбилейный концерт, в котором не участвовали прежние участники группы. С чем это связано? Привычный вариант празднования юбилея себя изжил?
Евгений Хавтан: Все юбилейные концерты построены на привлечении, помимо основных артистов, каких-то больших имён, чтобы собрать максимальную аудиторию - это как в поп-музыке, так и в рок-музыке. Я решил понять, сколько мы сможем собрать зрителей сами. Что немаловажно, в этот раз мне хотелось больше показать то, что собой представляет группа Браво сейчас. Не нашу прошлую историю, как это случается, когда в концертах участвуют бывшие вокалисты. Мы всегда больше интересен сегодняшний день, да и новые песни хотелось сыграть. Были приглашены только особые гости - Денис Мажуков, также игравший у нас в группе пианист, с помощью которого я хотел показать связь Браво с историей рок-н-ролла, - инструментом он владеет виртуозно, и с ним мы сыграли сет из вечной классики жанра, с которой всё начиналось. Был очень дорогой мне человек, бас-гитарист Дима Ашман, который провел с группой почти 20 лет. Дима Спирин, как автор песен - это были скорее мои друзья, нежели какие-то специальные гости. Не хотелось на этом концерте никакого "юбилейного" пафоса. И мы собрали этот немаленький зал, был практически "биток".

Звуки: А как приходят идеи того, чтобы разнообразить концерты - в данном случае, привлечение биг-бэнда, танцевальных групп? Это из условной эстетики 60-х, "стиляжности"?
Евгений: Мы от этой эстетики уже отошли - в последнем альбоме "Мода" от "стиляжного" уже ничего нет. Просто мы давно хотели сделать специальную программу с биг-бэндом, и я долго думал о том, где бы найти подходящий нам. Не хотелось бы его делать с людьми, скажем так, старшего возраста - и вот обнаружился молодой состав под управлением Антона Аверкина. Ему, по-моему, вообще 20 лет, то есть дирижера биг-бэнда моложе в стране, скорее всего, нет. И мы начали сочинять аранжировки каких-то песен - мне, например, совершенно не хотелось в тысячный раз играть одну и ту же версию песни "Вася", как мы её играли много лет подряд. В итоге мы переделали почти все наши золотые хиты - нам показалось это более интересным, чем исполнение привычных аранжировок.

Пример сыгранного на концерте классического рок-н-ролльного стандарта.

Звуки: Это же первый лайв-альбом за 20 лет. Всё-таки, запись концерта - довольно популярная форма релиза, многие музыканты делают их после каждого тура. Почему только сейчас?
Евгений: Лайв мы делали всего один раз - тоже юбилейный концерт "Live in Moscow". Даже не знаю, почему мы с тех пор не фиксировали своих записей... Наверное, потому что это сопряжено с большим количеством технических моментов. Это достаточно скучно - одни записывают, другие сводят, надо сделать хороший звук, в общем, целая история. Но здесь мне захотелось, чтобы этот контент остался в истории - тем более, что круглая дата большая, своеобразный рубеж в истории группы. И раньше не было возможности, например, сводить финальные миксы в Америке. А сейчас есть, и наш продюсер Гиан Райт (Ghian Wright), сделавший "Моду", собрал и этот концертный альбом. С этим релизом, кстати, мы охватываем практически все имеющиеся сейчас носители - от двойного винила до выпуска видео-версии концерта на Blu-Ray. На последнем вообще самое лучшее качество изображения и звука - и пусть людей, которые будут готовы приобрести этот диск и слушать его на полагающейся аппаратуре, немного, я решил довести проект его выпуска до конца скорее для себя. Более того, когда я начал искать в нашей стране людей, готовых сделать эту "начинку" для Blu-Ray, то мне это также стоило больших трудов, - таких специалистов-то практически и нет, так как эта индустрия у нас не развита.

Звуки: Раз уж альбом вышел и на виниле, то хочется спросить о том, как вы вообще относитесь к "виниловому ренессансу"? К тому, что люди внезапно стали вновь покупать пластинки?
Евгений: Я думаю, что это мода, этакий тренд, как минимум для 70% покупателей. Многие просто не понимают, что такое винил, и как он звучит, - ну, кроме того, что приятно подержать пластинку в руках, и это целый культ для нескольких поколений. Нужен хороший проигрыватель, акустика, усилитель - это же достаточно дорогая история. Чтобы услышать истинное звучание, нужно иметь оборудование стоимостью хотя бы от 2 тысяч долларов. Так что этот всплеск в какой-то момент пройдёт, и останутся те, кто с винилом из-за качества звука.

Альбом "Мода" стал первым виниловым релизом группы Браво за 18 лет, со времен LP "Московский бит".

Звуки: На концертном альбоме есть новая песня - есть ли какие-то конкретные новости по поводу новой студийной пластинки группы? Будет ли он отличаться от "Моды"?
Евгений: В данный момент готово 5 песен, причем последняя, "Для тебя", только-только появилась и записана с Машей Макаровой. Идеи есть, альбом в работе. Я надеюсь, что к осени он будет уже готов. Какой именно будет релиз пока сказать сложно, по уже имеющимся песням точно ясно, что он будет другим, но говорить что-то более конкретное про то, на каких он красках и звуках основан, рано.

Звуки: Браво в своё время сильно пострадали от противодействия со стороны властей, несмотря на космополитизм текстов. Как вы думаете, возможны ли в нынешнее время подобные ситуации? Всё-таки уже имеются прецеденты отмены концертов по политическим мотивам.
Евгений: Конечно, мне бы этого не хотелось. Будем надеяться, что разум победит.

Звуки: Как вы думаете, почему новые группы, которые, как и Браво, во многом черпают вдохновение из западных творческих источников, и близко не достигают такого уровня популярности как у вас?
Евгений: А причины тут две. Первая в том, что большинство из этих т.н. "хипстерских" групп (не люблю это слово, но так понятнее, кого я имею в виду), возникших в последнюю пятилетку и звучащих как западные команды, воспитаны на совсем другой музыке. Они не смотрели телевизор, не слушали местные радиостанции, и черпали информацию из интернета и других альтернативных источников, но только не из массовых. Из них 70% поют на английском языке - естественно, в русскоязычной стране им какого-то большого успеха с этим не добиться. А, во-вторых, не хватает идей, не хватает "мессаджа". Под которым я понимаю то, что группа хочет и может сказать. Должны быть мелодии, яркая индивидуальность - эти группы классно играют, но они похожи на свои "аналоги" за рубежом. Мне эти коллективы-то, кстати, нравятся, хожу к ним на концерты, но, если посмотреть принципиально, то зачем слушать копию группы Joy Division, или группы Beirut? Когда они найдут свой собственный язык, свою интонацию, музыкальную или, что ещё сложнее, текстовую, тогда всё будет в порядке.

Так абсолютная классика группы Браво звучала в 2012 году.

Звуки: А что вас впечатлило из последних музыкальных записей? Как местных, так и мировых?
Евгений: Из русских я недавно попал на концерт группы Zorge, наши графики пересеклись на концерте в Ижевске, и я получил массу впечатлений и удовольствий.
Звуки: Ну их новичками сложно назвать.
Евгений: В том-то и дело! А вот из новичков мне нравится Яна Блиндер.
Звуки: Она же у вас на разогреве на ближайшем концерте будет?
Евгений: Мне вот понравилось её творчество - потому, в принципе, её и пригласил, да. Потом, мне нравятся Motorama.
Звуки: Это к вопросу о схожести с Joy Division?
Евгений: Ну да, просто я говорил о том, что именно мне в них нравится, а что не нравится, плюсы и минусы. В целом, я - за. Та же история с The Retuses. Наадя ещё мне очень нравится - она пела на английском раньше, а вот сейчас, с песнями на родном языке, она на правильном пути. Из западного - Woodkid отличный, выпустили хорошую новую пластинку Kaiser Chiefs, офигенный парень Джеймс Блэйк (James Blake)... Вообще много хорошей музыки сейчас появляется.

Звуки: Музыки сейчас очень много - как в этом огромном потоке тогда найти то, что придётся тебе по душе?
Евгений: Сложно сказать! Поток информации, конечно, громадный. Надо слушать, что нравится. Раньше всё-таки существовала такая штука, как "музыкальная журналистика" - авторитет видных её представителей помогал ориентироваться в этом пространстве, как-то влиял на массы. Ввиду того, что они следили за информацией и выбирали самое интересное, с их помощью всегда можно было следить за новинками. Но, в данный момент, этот институт разрушен в корень, одни и те же люди могут сегодня писать статьи, допустим, про уток в охотничий журнал, завтра - какую-нибудь "желтуху" в газету "Жизнь", а послезавтра за музыкальную статью примутся. Так что сложно сказать, кого сейчас слушать. Себя, в первую очередь, какие-то внутренние позывы и ритмы. Или просто физически слушать музыки больше, а там хорошая вещь обязательно тебя найдёт… Вспомнил, кстати, ещё Tame Impala - это отличная команда, правильное продолжение психоделических идей 60-х, у Temples тоже хорошая пластинка. Вообще у тамошних музыкантов есть традиция, им просто есть откуда черпать идеи.
Звуки: У нас с этим похуже.
Евгений: Ну, мы же, увы, не можем из авторской песни сделать рок-н-ролл. Это большая ошибка - считать одно за другое. Да и многие представители т.н. "русского рока", не про всех, конечно, говорю, играли не рок, а натуральную бардовскую песню. Только на гитаре с фуззом.

Браво
Москва, ГлавClub
5 апреля, 20:00

03.04.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

БРАВО - свежие публикации:

  • Анонс - Я то, что надо, 20.12.2021
    Браво сыграет рождественский камерный концерт в центре Москвы »»
  • События - Два дебюта, 11.12.2020
    Два дебютных альбома Браво переизданы спустя 36 лет. Релиз представляет лидер группы Евгений Хавтан »»
  • Анонс - Браво, 2020!, 20.12.2019
    Главные московские стиляги выступят в столице прямо в новогоднюю ночь »»
Сайт: www.bravogroup.ru

БРАВО

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group...

Подробности из жизни:

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group Postscriptum, then led by Garik Sukachev. The musicians didn't really make any impression on Khavtan, and he didn't make any impression on them. The only person that interested Khavtan then was the drummer Pavel Kusin, who by that point already played "rather energetically and very masterfully." But the "union" still took place. Yevgenii tried to lead the group away from the style they had adopted: from one that combined art-rock and hard-rock to something that was, in his opinion, more progressive. Moreover, the new guitarist didn't like the bass player, and soon Sergei Britchenkov (author of the text for the song "I Believe") was replaced by bass-guitarist Karen Sarkisov, whom Khavtan had brought in himself. For a short time the new ensemble (Garik Sukachev, Yevgenii Khavtan,…

Далее... →